Цели:
Оборудование и наглядность:
- экран; глобус; презентация;
- музыкальное сопровождение (шум воды),
- детская энциклопедия "Махаон". "Тайны природы"
- современная Иллюстрированная энциклопедия "География",
- фотографии реки Кама;
- слайд "Физическая карта России";
- репродукция картины Апполинария Васнецова "Кама";
- карточки со словами: бытовой мусор, нефть, водные животные,
- мазут, отходы заводов и фабрик, водные растения;
- слайды о природе;
- слайды о воде;
- портреты С. Аксакова и Антуана де Сент - Экзюпери;
- слайды о станции очистки воды.
Группа детей и учитель Зайнуллина Р. Р. выходят на сцену.
В руках у них глобус, карта, энциклопедия и другие книги.
Учитель: Здравствуйте, дети, учителя и уважаемые гости!
Ученик1 : Мы - любители и защитники природы.
Слайд №1, 2
Учитель: Сегодня поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете.
Все: О воде.
(Звучит шум воды.)
Слайд №3
Ученик 5: Вода - бесценный дар природы.
Учитель: Вода - одно из главных богатств на Земле. Почему так говорят?
Ученик 2: Потому, что без воды мы не можем жить. Мы же её пьём, едим, водой умываемся, а летом ещё купаемся.
Слайд №4
Ученик 3: Да, жизнь без воды невозможна!
Посмотрите на модель нашей планеты - глобус.
Ученик 1: Глобус как глобус!
Ученик 3: А ты попробуй его быстро вращать.
Ученик 1: Ой, да он весь голубого цвета!
Учитель: А где мы можем встретить воду в жизни?
Ученики 5, 6, 7: Мы, мы знаем! (Читают стихотворение)
Слайды №5, 6, 7
5.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
6.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И снежинке,
И в росинке.
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
7.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Слайд №8
Ученики 2, 7:
2. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. На самом деле - это солевой раствор.
7. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только "поит", но ещё и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!
Ученик 4: А я знаю много интересного о воде.
Учитель: Мы с удовольствием послушаем тебя.
Слайд №9
Ученик 4:
- Тело новорождённого состоит из воды на 86 %, старика - около 50 %.
- Человек может прожить без пищи 3 - 4 недели, а без воды лишь несколько дней.
- Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.
Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.
- Ежедневно человек выпивает 2, 5 литра воды и 1, 5 литра получает через кожу - душ, ванну.
- Основная часть мозга - вода. (На самом деле - это солевой раствор.)
Ученик 3: Да, это очень интересно!
Учитель: А где мы с вами можем встретить сразу много воды?
Ученики: В реке.
Ученик 2: А ведь наш город Нижнекамск стоит на реке Кама.
Ученик 3: Я прочитала о нашей Каме в Современной Иллюстрированной Энциклопедии в томе "География"
Вот послушайте, что о ней говорится.
Слайды №10, 11
Кама, левый приток Волги, протекает по Пермской области, Удмуртии и Татарстану. Длина 1805 км. Берёт начало на Верхнекамской возвышенности. Левый берег низменный, заболоченный, правый - высокий. Питание преимущественно снеговое, хорошо выражено весеннее половодье. Главные притоки: Иньва, Обва, Иж, Вятка, (справа), Вишера, Айва, Косьва, Чусовая, Белая (слева). Ледостав с ноября до апреля. Главные пристани: Соликамск, Березники, Пермь, Краснокамск, Сарапул, Камбарка, Елабуга, Набережные Челны.
Берега Камы и её водохранилища живописны и привлекают многочисленных туристов.
Слайд №12
Даже художники восхищались ею и рисовали картины.
Аполлинарий Васнецов в 1895 году нарисовал картину "Кама".
Учитель: Ребята, а вы любите купаться? (Да)
А знаете ли вы, что в Каме небезопасно купаться, ведь вода в ней грязная.
Ученик 5: Интересно, почему?
Слайд №13
Учитель: А вот давайте мы с вами вместе и выберем, что наносит вред нашей камской воде. Прочитайте слова на экране и ответьте на вопрос.
Слайды №14 - 19
- бытовой мусор,
- нефть,
- водные животные,
- мазут,
- отходы заводов и фабрик,
- водные растения
Учитель: Ребята, а если вы увидите, что в реку сбрасывают отходы промышленного предприятия, как поступите?
Слайды № 20, 21
- пройдёте мимо;
- позовёте взрослых;
- сообщите в общество по охране природы.
Ученик 7: Пройти мимо нельзя!
Ученик 4: Позвать взрослых?! А может им всё равно!
Ученик 2: А что такое общество охраны природы?
Ученик 6: А я знаю, что это. В этом обществе люди занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.
Ученик 2: Вот в это общество я и обращусь.
Слайд №22
Ученик 7:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода
В. Огнецвет.
Слайды №23 - 26
Ученик 1:
Казалось бы воды на Земле сколько угодно - океаны моря покрывают большую часть поверхности планеты. Воды одного только Тихого океана хватило бы для нужд человека на долгие годы. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Берегите и экономьте воду, своевременно ремонтируйте сломанные краны.
От загрязнения воды страдает всё живое, гибнет природа!
Слайд №27
Ученик 3:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
В. Шефнер
Ученики:
1. - Не загрязняйте реки и озёра!
6. - Не бросайте мусор в реки!
5. - Не оставляйте отходы на берегу!
7. - Закрывайте краны!
Учитель: Молодцы вы у меня! Настоящие защитники природы.
Ученик 6: Сегодня у нас в гостях химик - эколог Смирнова Ф. З. Она расскажет о станции очистки воды.
Слайд №28 "Станция очистки воды"
Химик - эколог:
20 ноября 2007 года, 15 часов 57 минут.
Исторический день для нашего города - открытие новой станции очистки воды, самой современной в России.
Первый заместитель председатель правительства России Сергей Иванов, президент Татарстана Минтимер Шаймиев, уполномоченный представитель президента России в Приволжском Федеральном округе Александр Коновалов и глава Муниципального района Айдар Метшин нажимают главные кнопки на переносном пульте управления станцией.
Минтимер Шаймиев не скрывал радости по случаю ввода долгостроя в эксплуатацию:
Сегодня самая чистая питьевая вода в Нижнекамске. Здесь и озонирование, и фторирование, и двойная очистка.
Он отметил, что такую станцию нижнекамцы заслужили. Сегодня на долю третьего по численности населения города Татарстана приходится почти четверть производимой в республике промышленной продукции.
Как работает станция? Начнём с того, что её производимость составляет 125 тысяч кубических метров в сутки и рассчитана на долгие годы - с учётом перспективы города. К слову, станция, аналогичная нашей, в стране на сегодняшний день только одна. Она расположена в Москве, на Рублёвке.
Подача воды на станцию производится водозаборными станциями, находящимися в посёлке Красный Ключ и на Соболековской трассе.
Вначале воду избавляют от микробов. Уничтожают имеющиеся вирусы и бактерии.
Следующий этап - очистка воды с помощью химического реагента. Его добавляют в мутную речную воду. Растворяясь, он обволакивает невидимые глазу частицы, которые делают воду мутной. Мелкие частицы и реагент образуют хлопья, которые потом можно легко удалить.
Затем поступившую в резервуары воду планируется окислять озоном, очищая её по всем биологическим параметрам.
Избавившись от вирусов, бактерий и вредных мелких частиц, вода отправляется на следующую процедуру - песочную. Представьте школьную промокашку, через которую фильтруют воду. Примерно по такому же принципу воду фильтруют через 4-х метровый слой кварцевого песка, который задерживает содержащиеся в ней частицы грязи.
После всех принятых "процедур" наша вода перестала быть мутной. Самое время отправляться на чистку с помощью активированного угля. Он прекрасно впитывает в себя содержащиеся в воде углероды и одновременно обогащает воду полезной микрофлорой.
Здесь же в воду добавляют фтор и хлор, без которых никак нельзя. Но в небольших количествах.
Далее воду отправляют в резервуары, а оттуда в город. Но прежде её качество тщательно проверяют работники местной лаборатории. Здесь делается 65 различных анализов на качество и безопасность - бактериологические, органолептические, технологические и многие другие. И только после этого медики дают добро на отправку чистой воды в город.
И не секрет, что такой чистой, какой вода поступает из резервуаров, в город она не доходит. И виной тому - старые трубы, по которым она проходит в Нижнекамск. Коммунальщики взялись за дело, засучив рукава, и приступили к замене старых металлических труб на новые полипропилены. Дело за магистральными водопроводами, общая протяжённость которых составляет 24 км. Скоро вода будет одинаково чистой как на станции, так и в наших квартирах.
С пуском станции очистки воды решилась проблема не только её дефицита, но и её потребления.
Сегодня, открыв кран на кухне, мы наливаем в стакан чистую воду, о которой так долго мечтали. И сейчас все мы с полным правом можем сказать: мы хотели построить в Нижнекамске станцию очистки воды и мы это сделали!
Ученик 2: Как много интересного, удивительного и полезного мы узнали о воде.
(Звучит шум воды) Слайды №29, 30
Учитель: А ведь о воде говорили и великие люди.
- "Вода - краса природы", - говорил С. Аксаков.
- " Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты -сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете", - написал Антуан де Сент - Экзюпери.
Слайд №31
Ученик 3: Верим, что наше мероприятие "Вода - краса природы" пойдёт на пользу каждого из вас. Мы дарим вам памятки о воде.
Памятка
Берегите воду!
- Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).
- Своевременно ремонтируйте краны.
- Не засоряйте водоёмы.
- Не оставляйте мусор на берегу.
Слайды №32, 33
Ученик 6:
Песня "Дождь".
Слова и музыка Татьяны Андрейченко.