План-конспект урока в 5-м классе по теме "Площадь прямоугольника"

Разделы: Математика


Цели урока: изучить формулу площади прямоугольника, Научить учащихся применять её. Развивать интерес к изучению математики; вырабатывать умение анализировать, делать выводы, логически мыслить.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, маркерная доска (или обычная), раздаточный материал. Литература: Н.Я. Виленкин и др. «Математика 5».

Раздаточный материал представляет собой листики, с одной стороны которых наклеены прямоугольники из цветной бумаги, а с другой стороны следующая таблица:

Длина 12см 20м  
Ширина 5см   8дм
Площадь   100м2 1000дм2

 

Ход урока

Презентация

№ слайда

1. Оргмомент.

Тетради с домашним заданием собрать на перемене. Сообщить тему урока, цели урока.

1.
2.Устная работа.

1) Вычислить. Один ученик считает вслух, другие выражают своё согласие или несогласие с ним сигнальными карточками. Учитель записывает промежуточные ответы на интерактивной доске.

2.
2) Посмотрите на фигуры: А, В, С, Д, Е, К. Какие из них равны? Как установили их равенство? Ребята называют равные фигуры и поясняют, что их равенство установили, увидев, что у них одинаковые форма и размеры. Учитель задаёт вопрос: « Какие фигуры называются равными?». Учащиеся должны ответить, что равными называются фигуры, которые совпадают при наложении. 3.
3) Найдите равные фигуры на рисунке.
  • Сколько клеточек содержит каждая фигура на рисунке? (Учитель записывает названное число клеток возле каждой фигуры на интерактивной доске.)
  • Являются ли равными фигуры А и В? Они ведь содержат одинаковое число клеточек. Учащиеся делают вывод о том, что у фигур А и В разная форма и они не совпадут при наложении, фигуры А и В не равны.
  • Такие фигуры, у которых равны площади, называются равновеликими.
  • Назовите равновеликие фигуры на рисунке.
4.
3. Изучение нового материала.

1) Актуализация опорных знаний.

Необходимо разгадать кроссворд.

  1. Закон, записанный буквами. (Формула)
  2. Четырёхугольник, у которого все углы прямые. (Прямоугольник)
  3. Квадратными единицами измеряется … (Площадь)
  4. Сумма длин всех сторон. (Периметр)
  5. Большая сторона прямоугольника. (Длина)

Ребята, какие единицы измерения площади вы знаете? (см2, дм2, мм2, км2, га)

Предварительно на маркерной доске изобразить 1см2 и 1дм2. Обратить внимание учащихся на эти единицы.

5.
2) Изучение формулы.
  • Какая фигура изображена на рисунке? (Прямоугольник)
  • Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину)

Если обозначить длину буквой а, ширину буквой b, то получим формулу S=ab. Формула для вычисления площади прямоугольника.

Записать в тетрадях дату, тему урока, формулу.

А если известна площадь прямоугольника и его длина, как найти ширину? (Площадь разделить на длину)

Один ученик записывает формулу b=S:а на интерактивной доске, остальные учащиеся в тетрадях.

Запишите формулу для нахождения ширины прямоугольника, если известны длина и площадь. Учащиеся записывают формулу самостоятельно, один ученик – на интерактивной доске.

4. Закрепление изученного материала.

1) Решение задачи № 697 учебника Н.Я. Виленкина. Условие и решение записывает учитель на маркерной доске, ученик читает условие.

а=5см
b=2см
S-?см2
S=ab
S=5•2=10(см2).

Ответ: S=10см2.

2) Самостоятельное выполнение индивидуального задания. Учащиеся берут раздаточный материал. Необходимо измерить длину и ширину прямоугольника в мм и найти его площадь. Результаты измерений и решение записать на листиках.

Физкультминутка.

6.
3) Задача, записанная на интерактивной доске, решается устно. 7.
4) Учитель делит фигуру на рисунке на две части и подписывает S1 и S2. Учащиеся обсуждают, на какие части разделена фигура, как найти площади частей, площадь всей фигуры. Ученик записывает решение на маркерной доске, все в тетрадях. S= S1+ S2.

1) (1+4) •2=10см2 - S1.
2) 1•3=13 см2 - S2.
3)10+3=13см2.

Ответ: S=13см2.

Предложить ученикам найти другой способ деления фигуры на части. Изменится ли при этом площадь? Ученики высказывают предположение и устно делают проверку. На интерактивной доске выполняется другой вариант деления фигуры на части.

8.
5) Самостоятельная работа на листиках (обратная сторона). На выполнение задания даётся 3 минуты, на проверку 2 минуты. Ученик заполняет на интерактивной доске пустые клетки. Учитель просит поднять руки учеников, которые не допустили ни одной ошибки. Работы сдать на проверку.

6) Запись домашнего задания: п.18, стр. 150, 1-я часть, № 716, № 717, № 724. Найти задание в учебниках, посмотреть, записать в дневник.

9.
5.По какой формуле находится площадь прямоугольника? Устно №697 из учебника. 10.

Презентация