Особенностью образовательной области “Технология” является обучение на основе практической деятельности учащихся. Эффективность обучения во многом определяется используемыми объектами труда.
Объекты труда должны отвечать следующим условиям:
- Отражать изучаемый теоретический материал.
- Располагаться по нарастающей сложности.
- Обеспечивать чередование видов деятельности.
- Соответствовать возрастным особенностям учащихся.
- Быть общественно значимыми.
Предлагаемые объекты труда соответствуют этим условиям, прошли успешную апробацию на уроках технологии. Для данных изделий не требуются дорогостоящие материалы, сложное оборудование и инструменты.
Разделочная доска
Разделочная доска может быть изготовлена учащимися 5-го класса. Материалом для изделия служит фанера толщиной 6 – 10 мм, размером формата А 4. Форма досок может быть разной. Готовое изделие декорируется выжиганием и лакируется.
Технологическая карта изготовления разделочной доски
Последовательность операций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1.Выбрать заготовку | Линейка | |
2.Разметить по шаблону | Шаблон, карандаш | |
3. Просверлить отверстие 10 мм | Сверло 10 мм, сверлильный станок | |
4. Выпилить внешний контур | Столик для выпиливания, лобзик | |
5. Зачистить, отшлифовать. | Напильник, наждачная бумага |
Подставка для горячего
Подставка для горячего – объект труда для учащихся 6-го класса. Подставка состоит из 25 деталей, соединённых с помощью лески. При пилении деталей подставки целесообразно использовать стусло с упором. Готовое изделие можно украсить резьбой по дереву.
Технологическая карта изготовления подставки для горячего
Последовательность операций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1. Выбрать заготовку | Линейка | |
2. Отшлифовать рейку | Наждачная бумага | |
3. Отпилить по длине | Ножовка, стусло | |
4. Зачистить торцы, снять фаски | Наждачная бумага, напильник | |
5.Разметить центры отверстий | Шаблон, шило | |
6. Просверлить отверстия 2 мм | Сверло 2 мм, сверлильный станок | |
7. Приготовить леску длиной 1,5 м., собрать изделие |
Головоломка
Большой интерес у учащихся 7-го класса вызывает изготовление головоломки. Это изделие лучше всего делать из твёрдых пород древесины.
Технологическая карта изготовления головоломки
Последовательность операций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1. Подготовить три заготовки | Линейка, карандаш, угольник, стусло, ножовка | |
2. Разметить одну заготовку | Шаблон, карандаш | |
3. Сбить гвоздиками три заготовки. | Молоток, гвозди | |
4. Выдолбить гнездо до середины. | Киянка, долото | |
5. Разметить и выдолбить гнездо с другой стороны | Угольник, шаблон, киянка, долото | |
6. Отпилить детали по длине | Стусло, ножовка | |
7. Разметить и выполнить на двух деталях прорезь | Линейка, карандаш, угольник, ножовка | |
8. Отшлифовать детали | Наждачная бумага | |
9. Собрать головоломку |
Литература:
- Журнал “Школа и производство” № 7 2000 г.
- “Школа и производство” № 6 2002 г.