Во время урока демонстрируется презентация с материалами по биографии П.И.Чайковского, Д.Д. Шостаковича, с этапами создания Симфонии № 7, историческими кадрами блокады Ленинграда, Текстами песен, вопросами и заданиями для учащихся.
На доске - портреты композиторов П.И.Чайковского и Д.Д. Шостаковича.
Высказывание Л.Н.Толстого: « Цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве» (может использоваться как проблема) и П.И.Чайковского: «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души».
На спинках стульев прикреплены названия групп инструментов симфонического оркестра:
- струнные-смычковые инструменты
- деревянные-духовые инструменты,
- медные-духовые инструменты,
- ударные инструменты
Для дальнейшей работы в малых группах.
Вход учащихся в класс.
- Организационный момент.
- Подготовка к основному этапу:
- называют учащиеся тему полугодия: «Преобразующая сила музыки»
- проверка домашнего задания – дать определение «Музыка»
- исполнение группой учащихся песни Г.Струве «Музыка»– вокально-хоровая работа.
- объявляется тема урока «Страна Симфония»
- вспомнить имена композиторов, создавших наиболее известные симфонии.
- Усвоение нового материала:
- Вспомнить по звучанию фрагмента Симфонию № 6 П.И.Чайковского.
- Определить по репродукции портрет хирурга Юдина и рассказать о его отношении к музыке Симфонии № 6 П.И.Чайковского.
- Заслушать отдельные ответы учащихся по Симфонии № 6 (синквейн), написанные на прошлом уроке.
- Закрепление знаний. Кульминация урока. Подготовительный этап 1-й кульминации урока.
- Композитор Д.Д. Шостакович.
- Беседа с учащимися о Блокаде Ленинграда с использованием презентации.
- Слушание «Эпизода нашествия» - 1-я кульминация урока
- Синквейн (образное восприятие музыки) – зачитать 2-3 ответа.
- Отрывок из статьи А.Толстого «На репетиции Седьмой симфонии»
- Этапы создания Симфонии Д.Шостаковичем
- Стихотворение Н.Савкова «Седьмая симфония».
- Запись концерта из Цхинвали – 2-я кульминация урока.
(фрагмент Симфонии №5 П.И.Чайковского и Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича).
- Обобщение и систематизация знаний.
- Работа в малых группах и ответы на поставленные вопросы.
- Вокально-хоровая работа – исполнение песни Т.Муриной «Музыка».
- Подведение итогов урока.
В тетрадях письменно кратко ответить на вопрос «Музыка П.И.Чайковского или Д.Д. Шостаковича лично вам ближе и почему?»
- Рефлексия урока: что было понятно и прочувствованно на сегодгяшнем уроке, а что нет.
- Домашнее задание: вспомнить , обсудить с родителями встречающееся в нашей повседневной жизни слово»Симфония» и как оно соответствует смыслу или нет?
Презентацию можно взять у автора.