Интегрированный урок по теме "Теория вероятностей и статистика + ИКТ"

Разделы: Информатика


Количество часов:

  • «Теория вероятностей и статистика» - 1 час;
  • «ИКТ» - 1 час.

Учебник: Ю.Н. Тюрин и др. «Теория вероятностей и статистика», МЦНМО, АО «Московские учебники, М., 2004, глава I, пп. 1-2.

Урок 1. Теория вероятностей и статистика

Тема урока: Статистические данные в таблицах, поиск информации

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Основная цель урока: Ознакомить учащихся с представлением данных в виде таблиц; ввести понятие «столбец таблицы», «строка таблицы», учить учащихся читать таблицы, осуществлять поиск информации в таблицах, учить учащихся составлять таблицы.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Приветствие, фиксация учителем в классном журнале отсутствующих по отчёту дежурного ученика, постановка цели урока.

  1. Объяснение нового материала:

Прочитайте текст:

Крупнейшие реки. Обь находится в Евразии. Площадь бассейна Янцзы – 1809 тыс. км2. Длина Нила – 6671 км. Площадь бассейна Амазонки– 6915 тыс. км2. Меконг находится в Евразии. Площадь бассейна Хуанхэ – 771 тыс. км2. Длина Янцзы – 5800 км. Нил находится в Африке. Площадь бассейна Миссисипи - 3268 тыс. км2. Длина Хуанхэ – 4845 км. Амазонка находится в Южной Америке. Площадь бассейна Амура – 1855 тыс. км2. Длина Меконга – 4500 км. Хуанхэ находится в Евразии. Длина Миссисипи – 6420 км. Амур находится в Евразии. Длина Оби – 5410 км. Площадь бассейна Нила– 2870 км. Янцзы находится в Евразии. Длина Амура– 4440 км. Миссисипи находится в Северной Америке. Площадь бассейна Меконга – 810 тыс. кв. км. Длина Амазонки – 6400 км. Площадь бассейна Оби – 2990 тыс. км2.

А теперь рассмотрите таблицу, в которой представлена та же информация в виде таблицы:

Таблица 1. Крупнейшие реки мира

Название реки Где находится Длина реки (в км) Площадь бассейна (в тысячах км2)
Обь Евразия 5410 2990
Янцзы Евразия 5800 1809
Нил Африка 6671 2870
Амазонка Южная Америка 6400 6915
Меконг Евразия 4500 810
Хуанхэ Евразия 4845 771
Миссисипи Северная Америка 6420 3268
Амур Евразия 4440 1855

Ответьте на вопросы:

  1. На каких материках находятся крупнейшие реки мира? (Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка)
  2. На каком материке находится больше всего крупнейших рек? (Евразия)
  3. На каких материках нет крупнейших рек? (Австралия, Антарктида)
  4. Назовите самую длинную реку. (Нил)
  5. Какая из перечисленных рек имеет самую маленькую длину? (Амур)
  6. Какая река имеет самую маленькую площадь бассейна? (Хуанхэ)
  7. А какая река имеет самую большую площадь бассейна? (Амазонка)
  8. При ответах на вопросы вы пользовались текстом или таблицей? Почему?

Когда статистических данных много, чтобы не запутаться и не «утонуть» в море цифр, эти данные принято представлять в удобном для человека виде, в данном случае в виде таблицы.

Таблица делится на строки и столбцы (колонки). Информация в строках записывается по горизонтали, а в столбцах – по вертикали. Сколько строк и сколько столбцов в таблице «Крупнейшие реки»? (строк – 9, столбцов – 4).

Обычно каждый столбец таблицы имеет свое название, оно записывается в первой строке таблицы. Назовите названия каждого столбца таблицы. Как вы думаете, что показывает название столбца? (Какая информация будет записана в этом столбце, и в данном случае, в каких единицах измерена длина реки и площадь ее бассейна).

Таблицы позволяют искать нужные сведения, не изучаю всю имеющуюся информацию. С таблицами вы уже сталкивались в своей жизни, например, расписание уроков. Если вам нужно узнать, какой урок будет в среду вторым у 7а класса, вы в таблице находите столбец «7а», в строке «среда, 2» смотрите название урока.

  1. Закрепление нового материала:
  • Рассмотрите Таблицу 1. Города России с числом жителей более 1 млн. и выполните упражнение к этой таблице.
  • Выполнить упражнения к таблице «Расписание движения поездов из Москвы в Санкт-Петербург».
  • Прочитайте текст «Территория и население по континентам в 1989 году».

Территория Австралии и Океании – 8,5 млн. кв. км. Плотность населения в Африке в 1989 году была 21 человек на кв. км. Население Европы составило в 1989 году 701 млн. человек. Территория Южной Америки – 17,8 млн. кв. км. Население Северной и Центральной Америки в 1989 г. составило 422 млн. человек.. Территория всего мира – 135,8 млн. кв. км. Плотность населения в Австралии и Океании в 1989 г. была 3 человека на кв. км. Население Южной Америки в 1989 г. составило 291 млн. человек. Территория Африки – 30,3 млн. кв. км. Население Австралии и Океании в 1989 г. составило 26 млн. человек. Территория Азии – 44,4 млн. кв. км. Население всего мира в 1989 г. составило 5201 млн. человек. Территория Северной и Центральной Америки – 24,3 млн. кв. км. Плотность населения в Европе в 1989 г. была 67 человек на кв. км.. Население Африки в 1989 г. составило 628 млн. человек. Плотность населения во всем мире в 1989 г. была 38 человек на кв. км. Территория Европы – 10,5 млн. кв. км. Плотность населения в Северной и Центральной Америке в 1989 г. была 17 человек на кв. км. Население Азии в 1989 г. составило 3133 млн. человек. Плотность населения в Южной Америке в 1989г. была 16 человек на кв. км. Плотность населения в Азии в 1989 г. была 71 человек на кв. км.

Необходимо представить данные из текста в виде таблицы. Для этого сначала ответьте на вопросы:

  • сколько столбцов будет в таблице?
  • как можно назвать каждый из них?
  • сколько строк будет в таблице?

Начертите таблицу и заполните ее.

Таблица 2. Территория и население по континентам в 1989 году

Континент Территория в млн. кв. км) Население ( в млн.) Плотность населения (человек на квадратный км)
Австралия и Океания 8,5 26 3
Европа 10,5 701 67
Африка 30,3 628 21
Южная Америка 17,8 291 16
Северная и Центральная Америка 24,3 422 17
Азия 44,4 3133 71
Весь мир 135,8 5201 38
  1.  Итог урока:

Ответьте на вопросы:

  • какую форму представления данных мы сегодня рассмотрели на уроке?
  • какие преимущества имеют таблицы?
  1. Домашнее задание: глава I, упражнения к таблице 3, придумать вопросы к таблице «Территория и население по континентам в 1989 году».

Урок 2 (ИКТ)

Тема урока: Статистические данные в таблицах, поиск информации

Тип урока: практическая работа на компьютере

Основная цель урока: Ознакомить учащихся с созданием таблиц с помощью программы Microsoft Excel; показать возможности электронной таблицы по сортировке и поиску данных в таблице.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Приветствие, фиксация учителем в классном журнале отсутствующих по отчёту дежурного ученика, постановка цели урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Практическая работа № 1 «Построение электронной таблицы. Поиск и сортировка данных в ЭТ»
  1. Открыть программу Microsoft Excel: Пуск – Программы - Microsoft Office - Microsoft Excel.
  2. Ознакомиться с элементами окна программы: строка заголовка программы; строка меню; панель инструментов.

Рисунок 1

  • активная (текущая) ячейка);
  • имя столбца;
  • номер строки;
  • адрес ячейки;
  • строка формул;
  • ярлыки листов книги.
  1. Научиться изменять ширину столбцов и высоту строк, переименовывать листы книги.

Рисунок 2.

  1. Получить в ЭТ таблицу «Крупнейшие реки мира»
Название реки Где находится Длина реки, км Площадь бассейна,
тыс. кв. км
Обь Евразия 5410 2990
Янцзы Евразия 5800 1809
Нил Африка 6671 2870
Амазонка Южная Америка 6400 6915
Меконг Евразия 4500 810
Хуанхэ Евразия 4845 771
Миссисипи Северная Америка 6420 3268
Амур Евразия 4440 1855
  1. Провести сортировку.

Для этого выделить данные таблицы, затем нажать правую кнопку мыши (вызов контекстного меню), выбрать команду сортировка – настраиваемая сортировка. В диалоговом окне выбрать сортировать по столбцу Длина реки, км по убыванию, затем нажать кнопку Копировать уровень, и во втором уровне выбрать сортировать по столбцу Площадь бассейна, тыс. кв. км по убыванию – ОК.

Рисунок 3.

Исходная таблица примет вид:

Рисунок 4

  1. Открыть ЭТ «Антропометрические данные учеников 7а класса» (Файл – Открыть – Папка - Мои документы – Практическая работа_1 – Антропометрические данные 7-го класса).
  2. Провести сортировку по возрастанию по столбцу Рост, см, затем по столбцу Вес, кг.

Рисунок 5.

  1. Пользуясь полученной таблицей, заполнить ячейки D31:D37.

Рисунок 6.

  1. Сохранить изменения в полученной таблице.
  1. Итог урока

Ответить на вопросы:

  • как запустить окно программы Microsoft Excel?
  • назовите основные элементы окна программы Microsoft Excel;
  • с какими функциями программы Microsoft Excel мы познакомились на этом уроке? (сортировка, поиск информации с помощью встроенных функций)
  • с какими видами сортировки данных мы работали? (по убыванию, по возрастанию)
  • как с помощью программы Microsoft Excel произвести поиск статистических данных?