Количество часов:
- «Теория вероятностей и статистика» - 1 час;
- «ИКТ» - 1 час.
Учебник: Ю.Н. Тюрин и др. «Теория вероятностей и статистика», МЦНМО, АО «Московские учебники, М., 2004, глава I, пп. 1-2.
Урок 1. Теория вероятностей и статистика
Тема урока: Статистические данные в таблицах, поиск информации
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Основная цель урока: Ознакомить учащихся с представлением данных в виде таблиц; ввести понятие «столбец таблицы», «строка таблицы», учить учащихся читать таблицы, осуществлять поиск информации в таблицах, учить учащихся составлять таблицы.
Ход урока
- Организационный момент:
Приветствие, фиксация учителем в классном журнале отсутствующих по отчёту дежурного ученика, постановка цели урока.
- Объяснение нового материала:
Прочитайте текст:
Крупнейшие реки. Обь находится в Евразии. Площадь бассейна Янцзы – 1809 тыс. км2. Длина Нила – 6671 км. Площадь бассейна Амазонки– 6915 тыс. км2. Меконг находится в Евразии. Площадь бассейна Хуанхэ – 771 тыс. км2. Длина Янцзы – 5800 км. Нил находится в Африке. Площадь бассейна Миссисипи - 3268 тыс. км2. Длина Хуанхэ – 4845 км. Амазонка находится в Южной Америке. Площадь бассейна Амура – 1855 тыс. км2. Длина Меконга – 4500 км. Хуанхэ находится в Евразии. Длина Миссисипи – 6420 км. Амур находится в Евразии. Длина Оби – 5410 км. Площадь бассейна Нила– 2870 км. Янцзы находится в Евразии. Длина Амура– 4440 км. Миссисипи находится в Северной Америке. Площадь бассейна Меконга – 810 тыс. кв. км. Длина Амазонки – 6400 км. Площадь бассейна Оби – 2990 тыс. км2.
А теперь рассмотрите таблицу, в которой представлена та же информация в виде таблицы:
Таблица 1. Крупнейшие реки мира
Название реки | Где находится | Длина реки (в км) | Площадь бассейна (в тысячах км2) |
Обь | Евразия | 5410 | 2990 |
Янцзы | Евразия | 5800 | 1809 |
Нил | Африка | 6671 | 2870 |
Амазонка | Южная Америка | 6400 | 6915 |
Меконг | Евразия | 4500 | 810 |
Хуанхэ | Евразия | 4845 | 771 |
Миссисипи | Северная Америка | 6420 | 3268 |
Амур | Евразия | 4440 | 1855 |
Ответьте на вопросы:
- На каких материках находятся крупнейшие реки мира? (Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка)
- На каком материке находится больше всего крупнейших рек? (Евразия)
- На каких материках нет крупнейших рек? (Австралия, Антарктида)
- Назовите самую длинную реку. (Нил)
- Какая из перечисленных рек имеет самую маленькую длину? (Амур)
- Какая река имеет самую маленькую площадь бассейна? (Хуанхэ)
- А какая река имеет самую большую площадь бассейна? (Амазонка)
- При ответах на вопросы вы пользовались текстом или таблицей? Почему?
Когда статистических данных много, чтобы не запутаться и не «утонуть» в море цифр, эти данные принято представлять в удобном для человека виде, в данном случае в виде таблицы.
Таблица делится на строки и столбцы (колонки). Информация в строках записывается по горизонтали, а в столбцах – по вертикали. Сколько строк и сколько столбцов в таблице «Крупнейшие реки»? (строк – 9, столбцов – 4).
Обычно каждый столбец таблицы имеет свое название, оно записывается в первой строке таблицы. Назовите названия каждого столбца таблицы. Как вы думаете, что показывает название столбца? (Какая информация будет записана в этом столбце, и в данном случае, в каких единицах измерена длина реки и площадь ее бассейна).
Таблицы позволяют искать нужные сведения, не изучаю всю имеющуюся информацию. С таблицами вы уже сталкивались в своей жизни, например, расписание уроков. Если вам нужно узнать, какой урок будет в среду вторым у 7а класса, вы в таблице находите столбец «7а», в строке «среда, 2» смотрите название урока.
- Закрепление нового материала:
- Рассмотрите Таблицу 1. Города России с числом жителей более 1 млн. и выполните упражнение к этой таблице.
- Выполнить упражнения к таблице «Расписание движения поездов из Москвы в Санкт-Петербург».
- Прочитайте текст «Территория и население по континентам в 1989 году».
Территория Австралии и Океании – 8,5 млн. кв. км. Плотность населения в Африке в 1989 году была 21 человек на кв. км. Население Европы составило в 1989 году 701 млн. человек. Территория Южной Америки – 17,8 млн. кв. км. Население Северной и Центральной Америки в 1989 г. составило 422 млн. человек.. Территория всего мира – 135,8 млн. кв. км. Плотность населения в Австралии и Океании в 1989 г. была 3 человека на кв. км. Население Южной Америки в 1989 г. составило 291 млн. человек. Территория Африки – 30,3 млн. кв. км. Население Австралии и Океании в 1989 г. составило 26 млн. человек. Территория Азии – 44,4 млн. кв. км. Население всего мира в 1989 г. составило 5201 млн. человек. Территория Северной и Центральной Америки – 24,3 млн. кв. км. Плотность населения в Европе в 1989 г. была 67 человек на кв. км.. Население Африки в 1989 г. составило 628 млн. человек. Плотность населения во всем мире в 1989 г. была 38 человек на кв. км. Территория Европы – 10,5 млн. кв. км. Плотность населения в Северной и Центральной Америке в 1989 г. была 17 человек на кв. км. Население Азии в 1989 г. составило 3133 млн. человек. Плотность населения в Южной Америке в 1989г. была 16 человек на кв. км. Плотность населения в Азии в 1989 г. была 71 человек на кв. км.
Необходимо представить данные из текста в виде таблицы. Для этого сначала ответьте на вопросы:
- сколько столбцов будет в таблице?
- как можно назвать каждый из них?
- сколько строк будет в таблице?
Начертите таблицу и заполните ее.
Таблица 2. Территория и население по континентам в 1989 году
Континент | Территория в млн. кв. км) | Население ( в млн.) | Плотность населения (человек на квадратный км) |
Австралия и Океания | 8,5 | 26 | 3 |
Европа | 10,5 | 701 | 67 |
Африка | 30,3 | 628 | 21 |
Южная Америка | 17,8 | 291 | 16 |
Северная и Центральная Америка | 24,3 | 422 | 17 |
Азия | 44,4 | 3133 | 71 |
Весь мир | 135,8 | 5201 | 38 |
- Итог урока:
Ответьте на вопросы:
- какую форму представления данных мы сегодня рассмотрели на уроке?
- какие преимущества имеют таблицы?
- Домашнее задание: глава I, упражнения к таблице 3, придумать вопросы к таблице «Территория и население по континентам в 1989 году».
Урок 2 (ИКТ)
Тема урока: Статистические данные в таблицах, поиск информации
Тип урока: практическая работа на компьютере
Основная цель урока: Ознакомить учащихся с созданием таблиц с помощью программы Microsoft Excel; показать возможности электронной таблицы по сортировке и поиску данных в таблице.
Ход урока
- Организационный момент:
Приветствие, фиксация учителем в классном журнале отсутствующих по отчёту дежурного ученика, постановка цели урока.
- Проверка домашнего задания.
- Практическая работа № 1 «Построение электронной таблицы. Поиск и сортировка данных в ЭТ»
- Открыть программу Microsoft Excel: Пуск – Программы - Microsoft Office - Microsoft Excel.
- Ознакомиться с элементами окна программы: строка заголовка программы; строка меню; панель инструментов.
Рисунок 1
- активная (текущая) ячейка);
- имя столбца;
- номер строки;
- адрес ячейки;
- строка формул;
- ярлыки листов книги.
- Научиться изменять ширину столбцов и высоту строк, переименовывать листы книги.
Рисунок 2.
- Получить в ЭТ таблицу «Крупнейшие реки мира»
Название реки | Где находится | Длина реки, км | Площадь бассейна, тыс. кв. км |
Обь | Евразия | 5410 | 2990 |
Янцзы | Евразия | 5800 | 1809 |
Нил | Африка | 6671 | 2870 |
Амазонка | Южная Америка | 6400 | 6915 |
Меконг | Евразия | 4500 | 810 |
Хуанхэ | Евразия | 4845 | 771 |
Миссисипи | Северная Америка | 6420 | 3268 |
Амур | Евразия | 4440 | 1855 |
- Провести сортировку.
Для этого выделить данные таблицы, затем нажать правую кнопку мыши (вызов контекстного меню), выбрать команду сортировка – настраиваемая сортировка. В диалоговом окне выбрать сортировать по столбцу Длина реки, км по убыванию, затем нажать кнопку Копировать уровень, и во втором уровне выбрать сортировать по столбцу Площадь бассейна, тыс. кв. км по убыванию – ОК.
Рисунок 3.
Исходная таблица примет вид:
Рисунок 4
- Открыть ЭТ «Антропометрические данные учеников 7а класса» (Файл – Открыть – Папка - Мои документы – Практическая работа_1 – Антропометрические данные 7-го класса).
- Провести сортировку по возрастанию по столбцу Рост, см, затем по столбцу Вес, кг.
Рисунок 5.
- Пользуясь полученной таблицей, заполнить ячейки D31:D37.
Рисунок 6.
- Сохранить изменения в полученной таблице.
- Итог урока
Ответить на вопросы:
- как запустить окно программы Microsoft Excel?
- назовите основные элементы окна программы Microsoft Excel;
- с какими функциями программы Microsoft Excel мы познакомились на этом уроке? (сортировка, поиск информации с помощью встроенных функций)
- с какими видами сортировки данных мы работали? (по убыванию, по возрастанию)
- как с помощью программы Microsoft Excel произвести поиск статистических данных?