Русский язык в 3-м классе. "Обобщение знаний о глаголе как части речи". Новые технологии

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать чёткое грамматическое понятие "глагол",закрепить знания учащихся о существенных признаках глагола и его ролью в нашей речи.
  2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
  3. Воспитывать любовь к родному языку с помощью музыки, поэзии; способствовать развитию речи детей.

Оборудование: учебник Л.М.Зеленина "Русский язык" 3кл., плакат с высказыванием Р.Декарта; рисунок с изображением глагола; картинки: берёз, елей и др. деревьев, бабочки, филина, ежа, старичок - лесовичок; магнитофон с аудиозаписью П.Чайковского "Времена года", мяч, четыре матрёшки с буквами (и, р, г, а.).

Ход урока

1. Орг. момент.

Начать наше путешествие мне хотелось бы с высказывания Р. Декарта: (на доске плакат)

"Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять".

- Как вы думаете, какое отношение оно может иметь к нашему уроку?

-Верно. Полученные ранее знания, мы должны правильно применять.

Физ.минутка для пальчиков.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

-Наше путешествие будет проходить по необычной стране, какой, вы узнаете сами, когда выполните следующее задание, которое принёс из леса филин. Найдите филина глазами в классе.

(В классе на стенах разные птицы)

2. Минутка чистописания.

-Прочитайте слова, вставьте нужную орфограмму.

Сначала выполняют самостоятельно, затем проверяют классом (1 ученик у доски)

а) Глуш .., луч.., арбуз.., грач.., овощ.., лихач:

- Какую орфограмму вставили? Почему? Какое слово лишнее?

- На одно и тоже правило пропущенные орфограммы? Почему?

Вывод: когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?

-Теперь из первых букв слов, записанных на доске, составьте новое.

- Что получилось?

- Молодцы! Мы сегодня совершим путешествие по необычной стране "Глагол".

И тема нашего урока звучит так: :(назвать тему и цели урока). (На доске картина с глаголом)

- Куда мы отправимся и по чему будем путешествовать, вы узнаете, когда из слов составите загадку и отгадаете её. (На доске карточки со словами: дремучий, и, загадочный, позовёт, он, в, гости, нас.) Карточки расположены не по порядку.

б) Дремучий и загадочный позовёт он в гости нас.

-Что это? (Лес)

- Выполните грамматический разбор предложения.

Вывод: как правильно определить части речи?

-Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись!

-Какие глаголы услышали? Какого времени?

Физминутка для глаз.Офтальмотренажёры. (Выполняется стоя) по В.Ф.Базарному

в) А сейчас прочитаем четверостишие.

-Спишите. Найдите и подчеркните глаголы. Определите число, время, если можно спряжение.

(Звучит музыка П. Чайковского)

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.

- Какие глаголы встретились? Определите число, время, спряжение (где знают), род (в прошедш. вр.)

Вывод: О глаголе?

3. Словарная работа.

- Наше путешествие продолжается по лесной тропинке и вот на нашем пути старичок-лесовичок, который приготовил для вас словарную работу. На доске записаны словарные слова (Обед, рассказ, ужин, мороз, дежурный, работа, праздник).

- К какой части речи они относятся? Докажите.

-Вы должны от них образовать глаголы неопределённой формы (Выделить суффикс)

-На какие вопросы отвечает н. ф. глагола?

Ученик выходит к доске и выполняет задание

..бед - обедать                          д..журный - дежурить

р..с..каз - рассказывать            р..бота - работать

уж..н - ужинать                        праз..ник - праздновать

м..роз - морозить

Вывод: Как проверить безударную гласную в словарном слове? На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.?

4. Физминутка.

Шли мы, шли. Пора и отдохнуть.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

-Какие глаголы вы услышали в ходе физ. минутки? На какой вопрос они отвечают? Определите время?

Правильно, это глаголы стоящие в н. ф.

5. Фразеологизмы.

Пока мы отдыхали, к нам прилетела бабочка, приготовила для вас задание.

На доске записаны фразеологизмы, в которых пропущены слова. ( Слова записаны на карточках).

Эти слова нужно вставит во фразеологические обороты.

1. .: на языке (Вертится)              4. : сор из избы. (Выносить)

(Очень хочется сказать)              (Сообщать посторонним о ссорах)

2. Душа в пятки : (Ушла)              5. : дров. (Наломать)

(Очень испугался)                      (Наделать глупостей, ошибок)

3. : как курица лапой. (Писать)

(Писать очень плохо, неразборчиво)

- Спишите фразеологизмы. Подчеркните глаголы.

- К какой части речи относятся пропущенные слова? Докажите. Определите время глаголов.

Вывод: Как определить время глагола?

6. Работа по учебнику.

- Путешествуя по лесным тропинкам, мы вышли на лесную поляну, где нас ожидает ёжик.

Он предлагает вам открыть учебник на стр. 145 упр. 35

Работа с упражнением выполняется по вариантам:

1в. - 1загадка

2в.-2загадка

-Спишите, подчеркните глаголы и укажите время

Стр. 139 упр. 22 (устно)

Вывод: Как пишется не с глаголами? Какой смысл НЕ придаёт глаголу?

7. Игра "Кто внимательнее?"

-Поработали мы хорошо, а теперь отдохнём на нашей лесной полянке.

Перед вами 4 матрёшки, на них наклеены буквы. Расположите матрёшек в порядке увеличения роста и вы получите слово.

-Какое? (Игра)

- Итак, игра "Кто внимательнее?"

Учитель кидает мяч ученику и называет глагол, ученик называет противоположное слово данному и возвращает мяч учителю.

Бежать- стоять въехать-уехать нападает- защищает

Кричать- молчать теряет- находит

Веселиться- грустить начинает- кончает

-Как называются слова противоположные по значению?

8. Итог урока.

-Наше путешествие подошло к концу. Послушайте стихотворение и скажите о какой части речи идёт речь?

Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

- Что это за часть речи? Что вы о ней знаете?

Какие ещё части речи вы помните?

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание стр. 148 упр.41 - слабым детям, сильным детям стр.147 упр.39