Цели:
Оборудование: учебник Л.М.Зеленина "Русский язык" 3кл., плакат с высказыванием Р.Декарта; рисунок с изображением глагола; картинки: берёз, елей и др. деревьев, бабочки, филина, ежа, старичок - лесовичок; магнитофон с аудиозаписью П.Чайковского "Времена года", мяч, четыре матрёшки с буквами (и, р, г, а.).
Ход урока
1. Орг. момент.
Начать наше путешествие мне хотелось бы с высказывания Р. Декарта: (на доске плакат)
"Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять".
- Как вы думаете, какое отношение оно может иметь к нашему уроку?
-Верно. Полученные ранее знания, мы должны правильно применять.
Физ.минутка для пальчиков.
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
-Наше путешествие будет проходить по необычной стране, какой, вы узнаете сами, когда выполните следующее задание, которое принёс из леса филин. Найдите филина глазами в классе.
(В классе на стенах разные птицы)
2. Минутка чистописания.
-Прочитайте слова, вставьте нужную орфограмму.
Сначала выполняют самостоятельно, затем проверяют классом (1 ученик у доски)
а) Глуш .., луч.., арбуз.., грач.., овощ.., лихач:
- Какую орфограмму вставили? Почему? Какое слово лишнее?
- На одно и тоже правило пропущенные орфограммы? Почему?
Вывод: когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?
-Теперь из первых букв слов, записанных на доске, составьте новое.
- Что получилось?
- Молодцы! Мы сегодня совершим путешествие по необычной стране "Глагол".
И тема нашего урока звучит так: :(назвать тему и цели урока). (На доске картина с глаголом)
- Куда мы отправимся и по чему будем путешествовать, вы узнаете, когда из слов составите загадку и отгадаете её. (На доске карточки со словами: дремучий, и, загадочный, позовёт, он, в, гости, нас.) Карточки расположены не по порядку.
б) Дремучий и загадочный позовёт он в гости нас.
-Что это? (Лес)
- Выполните грамматический разбор предложения.
Вывод: как правильно определить части речи?
-Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись!
-Какие глаголы услышали? Какого времени?
Физминутка для глаз.Офтальмотренажёры. (Выполняется стоя) по В.Ф.Базарному
в) А сейчас прочитаем четверостишие.
-Спишите. Найдите и подчеркните глаголы. Определите число, время, если можно спряжение.
(Звучит музыка П. Чайковского)
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
- Какие глаголы встретились? Определите число, время, спряжение (где знают), род (в прошедш. вр.)
Вывод: О глаголе?
3. Словарная работа.
- Наше путешествие продолжается по лесной тропинке и вот на нашем пути старичок-лесовичок, который приготовил для вас словарную работу. На доске записаны словарные слова (Обед, рассказ, ужин, мороз, дежурный, работа, праздник).
- К какой части речи они относятся? Докажите.
-Вы должны от них образовать глаголы неопределённой формы (Выделить суффикс)
-На какие вопросы отвечает н. ф. глагола?
Ученик выходит к доске и выполняет задание
..бед - обедать д..журный - дежурить
р..с..каз - рассказывать р..бота - работать
уж..н - ужинать праз..ник - праздновать
м..роз - морозить
Вывод: Как проверить безударную гласную в словарном слове? На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.?
4. Физминутка.
Шли мы, шли. Пора и отдохнуть.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
-Какие глаголы вы услышали в ходе физ. минутки? На какой вопрос они отвечают? Определите время?
Правильно, это глаголы стоящие в н. ф.
5. Фразеологизмы.
Пока мы отдыхали, к нам прилетела бабочка, приготовила для вас задание.
На доске записаны фразеологизмы, в которых пропущены слова. ( Слова записаны на карточках).
Эти слова нужно вставит во фразеологические обороты.
1. .: на языке (Вертится) 4. : сор из избы. (Выносить)
(Очень хочется сказать) (Сообщать посторонним о ссорах)
2. Душа в пятки : (Ушла) 5. : дров. (Наломать)
(Очень испугался) (Наделать глупостей, ошибок)
3. : как курица лапой. (Писать)
(Писать очень плохо, неразборчиво)
- Спишите фразеологизмы. Подчеркните глаголы.
- К какой части речи относятся пропущенные слова? Докажите. Определите время глаголов.
Вывод: Как определить время глагола?
6. Работа по учебнику.
- Путешествуя по лесным тропинкам, мы вышли на лесную поляну, где нас ожидает ёжик.
Он предлагает вам открыть учебник на стр. 145 упр. 35
Работа с упражнением выполняется по вариантам:
1в. - 1загадка
2в.-2загадка
-Спишите, подчеркните глаголы и укажите время
Стр. 139 упр. 22 (устно)
Вывод: Как пишется не с глаголами? Какой смысл НЕ придаёт глаголу?
7. Игра "Кто внимательнее?"
-Поработали мы хорошо, а теперь отдохнём на нашей лесной полянке.
Перед вами 4 матрёшки, на них наклеены буквы. Расположите матрёшек в порядке увеличения роста и вы получите слово.
-Какое? (Игра)
- Итак, игра "Кто внимательнее?"
Учитель кидает мяч ученику и называет глагол, ученик называет противоположное слово данному и возвращает мяч учителю.
Бежать- стоять въехать-уехать нападает- защищает
Кричать- молчать теряет- находит
Веселиться- грустить начинает- кончает
-Как называются слова противоположные по значению?
8. Итог урока.
-Наше путешествие подошло к концу. Послушайте стихотворение и скажите о какой части речи идёт речь?
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
- Что это за часть речи? Что вы о ней знаете?
Какие ещё части речи вы помните?
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание стр. 148 упр.41 - слабым детям, сильным детям стр.147 упр.39