Цели урока:
- дать представление об изменениях в природе весной, показать взаимосвязь изменений в живой природе с изменениями в неживой природе;
- развивать у детей наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать умение находить предложение в тексте и правильно его оформлять при записи.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
На доске запись В гости к … .
-У нас сегодня урок необычный. Представьте, что мы вышли на улицу. Мы пойдем в гости, а вот к кому, вы узнаете чуть позже. Ваши тетради будут дневниками наблюдений, в которых вы будете делать записи.
- Вступительная беседа.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …(природа).
На доске появляется карточка со словом ПРИРОДА
-Назовите еще раз объекты природы
-На какие две группы можно поделить объекты
природы? (живая и неживая)
На доске появляются слова НЕЖИВАЯ ЖИВАЯ
На доске картинки с объектами природы, дети распределяют их по группам.
- Проверка д/з.
У детей карточки с рисунком реки (Приложение 1), на доске названия частей реки (устье, исток, приток, русло), дети, используя их, подписывают на своих карточках названия частей реки. Один ученик эту работу делает на доске. Проверяем.
-Ребята, а река это часть какой природы? (неживой).
- Сообщение темы урока
-Сегодня мы пойдем в гости к … . Послушайте
музыку (запись звуков весны)
-Догадались к кому? По каким признакам вы
догадались?
-Тема нашего урока
На доске. В гости к весне.
Тетрадь с.36
-Кто знает пословицы о весне?
- Весенний лед толст, да прост.
- Грач на горе – весна на дворе.
- Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
-Какие весенние месяцы вы знаете? Откройте тетради на с. 36 № 2
ЗАГАДКИ о месяцах:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? Март.Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел… Апрель.Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? Май.
-Есть пословица, в которой говорится сразу обо
всех месяцах. Кто знает? Март с водой, апрель с
травой, а май с цветами.
-Объясните ее смысл.
- Работа по теме
- Изменения в неживой природе.
на доске текст без точек (Приложение 2)
- Найдите предложение о весне. (Наступила
весна.)
- Итак, скажите, какие изменения весной произошли
в неживой природе.
Тетрадь с. 36 №3 (1).
Учитель показывает рисунок солнца, а дети говорят о том, как изменилось солнце весной
(Рисунок 1)
Солнце светит ярче, чем зимой
-Найдите предложение о солнце, прочитайте.
Вспомните правила написания предложения.
-Давайте запишем это предложение в дневниках
наблюдений.
-А кто заметил, как изменились день и ночь? (21
марта день весеннего равноденствия, день=ночи).
Показ рисунка звездного неба, с обратной стороны рисунок неба с облаками.
(Рисунок 2),
(Рисунок 3)
-Что происходит со снегом? А где он тает быстрее, в поле или лесу? Почему?
(Рисунок 4)
-Найдите предложение о снеге. (Тает снег.)
-И побежали по земле звонкие ручейки. А бегут они
прямо в большую реку. Река переполняется водой.
-Что происходит на реке? (ЛЕДОХОД) учебник с. 87
-А кто знает что такое ПОЛОВОДЬЕ (разлив реки
при вскрытии) учебник. с. 87
-А еще случается ПАВОДОК (большое скопление
воды от таяния снега и льда, от ливней, иногда
влекущее за собой наводнение)
-Найдите предложение о ледоходе. (На реке
начался ледоход.)
- Физминутка
2 "Б" ходил, гулял
За природой наблюдал:
На солнце дети посмотрели
И их лучики согрели. (Тянутся вверх)
Рядом бабочка летала, (Машут руками)
Вон лягушка проскакала. (Прыгают)
Наклонились - вот травинка. (Ннаклонились)
Летят птицы в вышине. (Ттянут руки вверх)
Отдохнули? Так присядьте.
Возвращаемся к весне.
- Изменения в живой природе.
-А теперь поговорим о живой природе. тетрадь С.36
№ 3 (2)
-Какие изменения произошли с деревьями,
кустарниками? Запишем.
(Рисунок 5)
В тетрадях: На деревьях набухают почки.
-А что происходит с растениями?
-Как называются цветы, которые зацветают первыми?
(Рисунок 6)
-Как изменилась жизнь насекомых? Животных?
(Рисунок 7)
-А что делают птицы? (Птицы возвращаются
домой.) Запись
-А каких птиц вы знаете?
Тетрадь с. 38, показ фото птиц, прослушивание записи их голосов.
-Молодцы!
- Итог урока
-Глядя в свои записи, назовите изменения в
неживой природе, в живой.
-Прочитайте текст, который у вас получился (читают
по предложениям).
В гости к весне.
Наступила весна. Солнце светит ярче, чем зимой. Тает снег. На реке начался ледоход. На деревьях набухают почки. Птицы возвращаются домой.
- Домашнее задание
- читать текст в учебнике на с. 86-89;
- уметь пересказывать, отвечать на вопросы;
- тетрадь с. 37 № 4
- нарисовать рисунок о любом изменении в природе.