Цели:
- раскрытие интеллектуальных способностей детей,
- развитие интереса к предметам,
- формирование умения работать в команде.
Подготовка:
Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами: "Брейн-ринг", "Хочу все знать", "Виктория", "Фортуна"
Оборудование:
- секундомер,
- деревянный молоточек,
- на игровых столах - листочки бумаги,
- ручки,
- флажки.
Ход игры
1. Выступление ведущего
Ведущий. Добрый день! Я рада приветствовать вас на игре "Брейн-ринг" среди учащихся третьего класса. Наша игра проходит под девизом "Хочу все знать ". На ринг выходят две команды: "Виктория" и "Фортуна". Участники игры продемонстрируют сегодня свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области изучаемых в школе наук: литературы, русского языка и математики.
2. Приветствие команд
Командиры представляют своих игроков.
Приветствие команды "Виктория":
Пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Приветствие команды "Фортуна":
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Ведущий. Сегодня вам пригодятся не только знания, но и дружба. Пусть победа и удача сопутствуют вам.
Команды занимают свои места.
Ведущий. В игре также принимают участие болельщики - учащиеся третьего класса - и наше уважаемое жюри.
Призовой фонд нашей игры - занимательные журналы, которые получит каждый участник и коробка конфет команде-победительнице.
Послушайте правила игры: На обсуждение вопроса 1мин. После того как будет задан вопрос и дан сигнал, капитан той команды, которая знает ответ, подает сигнал, и сообщает нам, кто будет отвечать.
Гейм I. "Чтение - вот лучшее учение"
Слово болельщикам. "Читать - это еще ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело" (К.Д.Ушинский).
1. Закончи пословицу.
а) Век живи...
б) Терпенье и труд...
в) Не имей сто рублей, а имей...
г) Ум хорошо...
д) Любишь кататься, ...
е) Без труда...
2. Три пути ведут к знаниям:
Путь размышления - самый...
Путь подражания - самый...
Путь опыта - самый...
Слова для справок: благодарный, горький, легкий)
3. Логическая задача (cм. pис. №1)
Рисунок 1
Подведение итогов I гейма.
Гейм II. Его величество русский язык
Ведущий. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорил о нем выдающийся русский писатель.
Слово болельщикам. И.С.Тургенев просил: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками".
1. Н.А.Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить "экономно"
Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются "лишними", то есть не содержат никакой информации?
Май месяц,
Апрель месяц,
Два рубля денег.
(месяц, денег)
2. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их.
Из ... вон плохо. Мастер на все ... . Сидеть сложа ... . Золотые ... .Как ... сняло. ... об ... .
3. Найди свою половинку.
Ведущий. С.Я Маршак "Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной". Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались. Возьмите по карточке. А теперь найдите пару, чтобы из этих двух слов получилось одно слово, и, посовещавшись, объясните значение этого слова.
у участников: |
по классу: |
---|---|
бал |
кон |
банк |
рот |
зал |
ежи |
штука |
тур |
фа |
соль |
оса |
док |
4. Ребусы (см. рисунок №2).
Рисунок 2
Подведение итогов II гейма.
Музыкальная пауза,
Гейм III. Царица всех наук
Ведущий. Этот гейм посвящен царице всех наук. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.
Слово болельщикам.
О математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!
1.В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль)
2.На вопрос: "Сколько ты поймал рыбы?" - рыбак ответил: "Половину восьми, шесть без голов и девять без хвоста", Сколько рыбы поймал рыбак? (нуль)
3.
Приучайтесь думать точно,
Все исследуйте до дна.
Вместо звездочки на листочке
Цифра верная нужна!
Я подсказывать не буду
Никаких ее примет,
Но она везде и всюду
Даст нам правильный ответ.* + 3* = 42(6)
* + *7 = 95(8)
Подведение итогов 3 гейма.
Гейм IV. Конкурс капитанов
Вопросы капитану команды "Виктория".
1. От кого Айболиту пришла телеграмма? (от гиппопотама)
2. Часть слова, стоящая после корня? (суффикс)
3. Наука о животных. (зоология)
4. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (клюква, брусника)
5. У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (осина)
6. Кто может пить ногой? (лягушка)
7. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
8. Сколько ног у паука? (восемь)
9. Каким гребешком не причешешься? (петушиным)
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. Если из стакана вылить воду, что в нем останется? (воздух)
12. Пингвин - птица или нет? (птица)
13. Где у кузнечика ухо? (на ноге)
14. Кто собирает яблоки спиной? (еж)
15. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (умирает)
16. Название чисел при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)
17. Слова, обозначающие предмет? (имена существительные)
18. Какой снег тает быстрее - чистый или грязный? (грязный)
19. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
20. Красавица русского леса? (береза)
Вопросы капитану команды "Фортуна".
1. Кто спас Муху-Цокотуху? (комар)
2. Часть слова, стоящая перед корнем? (приставка)
3. Наука о растениях. (ботаника)
4. Что значит "плач" березы весной? (соковыделение)
5. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)
6. Чем стрекочет кузнечик? (ногой)
7. Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
8. Сколько ног у жука (шесть)
9. Какое колесо у машины не крутится? (запасное)
10. За чем мы едим? (за столом)
11. В какую косу не вплетешь ленту? (коса для косьбы)
12. Может ли страус назвать себя птицей? (он не разговаривает)
13. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
14. Кто бежит, выставляя вперед ноги? (заяц)
15. Какой цветок имеет и женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
16. Название чисел при умножении? (множитель, множитель, произведение)
17. Слова, обозначающие признак предмета? (имя прилагательное)
18. Где снег быстрее тает - в лесу или на поле? (на поле)
19. Родилась в воде, живет на земле? (лягушка)
20. У кого самый длинный язык? (у дятла)
Подведение итогов игры
Ведущий.
Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора...
На табло взгляните все -
Подведем итог игре.
Награждение команд.