Дано мне тело – что мне делать с ним, таким единым и таким моим?
(Осип Мандельштам)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения средствами физической культуры.
Актуальность данной программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию и воспитанию детей, так как воспитание здорового ребенка одна из главных задач ДОУ и семьи. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми и их родителями.
Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного и чаще дошкольного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения.
Концептуальной основой занятий является идея Алямовкой В.Г сотрудничества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает обучение родителей в совместных занятиях с детьми, которое направленно на формирование здорового образа жизни в семье и пропаганду семейных ценностей с учетом возрастных особенностей детей.
Наиболее приемлемой формой взаимодействия с семьей является организация клуба. И таким образом для организации работы с семьей по пропаганде здорового образа жизни и педагогической просвещенности родителей по физическому воспитанию детей был организован клуб «Крепыш».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни через детско-родительские отношения.
2. Научить родителей совместному выполнению со своими детьми физических упражнений и подвижных игр.
3. Дать основные представления о формах и методах по физическому воспитанию детей в совместной деятельности.
4. Способствовать развитию у детей двигательных умений и навыков, а так же координации движений.
Программа рассчитана детей 3-4 и 4-5 лет совместно с родителями.
Численность занимающихся в клубе 10-15 детей и их родителей.
Программа для детей 3-4 лет рассчитана на 4 занятия в год длительность одного занятия 20 мин; теоретическая часть с родителями - 10 мин; для детей 4-5 лет рассчитана на 6 занятий в год длительность одного занятия 25 мин, теоретическая часть 10 мин. с родителями.
Темы занятий клуба были разработаны по предварительному опросу родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физического совершенствования.
2. Систематизация знаний родителей по вопросам физического воспитания детей.
3. Увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.
4. Сохранить и укрепит здоровье детей.
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: анализ заболеваемости детей, уровня физического развития, диагностика физических качеств и двигательных навыков, анкетирование родителей в начале учебного года и в конце.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Практические методы:
- совместные игры взрослого и ребенка, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений и на установление психо-эмоционального контакта;
- цикл игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук;
2. Словесные методы:
- беседы с родителями;
- объяснение игры и выполнение упражнений.
3. Наглядные методы:
- показ педагогом упражнений;
- использование различных атрибутов.
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «КРЕПЫШ»
Календарно-тематический план для дете3-4 лет на 2007-2008 учебный год
Цель клуба: Клуб для родителей «Крепыш» создается в целях гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры и пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи клуба:
- Способствовать развитию межличностного общения, развитие у детей двигательных умений и навыков, развитие координации движений.
- Научить родителей совместному выполнению со своими детьми физических упражнений и подвижных игр.
- Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни.
МЕСЯЦ |
ТЕМА |
ЦЕЛЬ |
---|---|---|
Сентябрь |
«Задачи и содержание работы на год» |
Ознакомление с тематическим планом работы клуба и анкетирование родителей. (Без детей) |
Октябрь |
Занятие № 1 «Будь здоров!» |
Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностного общения, развитие у детей двигательных умений и навыков, развитие координации движений. |
Ноябрь |
Занятие № 2 «Учимся дышать правильно» |
Научить родителей совместному выполнению со своими детьми дыхательной гимнастике для укрепления дыхательного аппарата. |
Декабрь |
Занятие №3 «Физкультура вместе с мамой (папой)» |
Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностного общения. |
Февраль |
Занятие №4 «Зачем малышам физкультура» |
Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни. |
Март |
«Об итогах работы за год» |
Подведение итогов работы клуба за год и анкетирование родителей. (Без детей) |
Календарно-тематический план для детей 4-5 лет на 2008-2009 учебный год
МЕСЯЦ |
ТЕМА |
ЦЕЛЬ |
---|---|---|
Сентябрь |
«Задачи и содержание работы на год» |
Ознакомление с тематическим планом работы клуба и анкетирование родителей. (Без детей) |
Октябрь |
Занятие №1 «Будь здоров, малыш!» |
Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностного общения |
Ноябрь |
Занятие№2 «Играем пальчиками» |
Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей; учить сюжетным пальчиковым упражнениям, элементам массажа пальцев рук и ног |
Декабрь |
Занятие №3 «Цирк зажигает огни» |
Создать праздничное спортивное настроение, привлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга. |
Февраль |
Занятие №4 «На лыжню всей семьей» |
Пропаганда здорового образа жизни, оздоровление организма детей, упражнение в ходьбе на лыжах. |
Март |
Занятие №5 «Морское путешествие» |
Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать пропаганде здорового образа жизни. |
Апрель |
Занятие №6 «Мой веселый звонкий мяч» |
Научить родителей играть со своими детьми в мяч, пропаганда здорового образа жизни. |
Май |
«Об итогах работы за год» |
Подведение итогов работы клуба за год и анкетирование родителей. (Без детей) |
3. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАБОТЫ КЛУБА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
На первом заседании клуба «Крепыш» был проведен анализ опроса родителей по предложенным темам для детей 3-4 лет ( таблица 1).
Таблица 1. Анализ опроса родителей по физическому воспитанию в клубе «Крепыш»
№ |
Название темы занятия |
Согласие |
---|---|---|
1 |
«Будь здоров!» Цель: Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностного общения, развитие у детей двигательных умений и навыков, развитие координации движений. |
80% |
2 |
«Учимся дышать правильно» Цель: Научить родителей совместному выполнению со своими детьми дыхательной гимнастике для укрепления дыхательного аппарата |
80% |
3 |
«Физкультура вместе с мамой (папой)» Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностного общения |
100% |
4 |
«Зачем малышам физкультура» Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни. |
90% |
Для подведения итогов работы клуба «Крепыш» было проведено анкетирование
родителей, цель которого была выявить какое место занимает физическая культура в семье на начало учебного года и на конец. Из которого видна динамика роста заинтересованности родителей и их детей в здоровом образе жизни. (смотреть ниже).
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:
Какое место занимает физкультура в вашей семье (на начало 2007-2008 учебного года)
1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом? ДА – 45% нет – 55%
2. Есть в доме спортивный снаряд? ДА – 15% НЕТ – 85%
3. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? ДА - 70% НЕТ – 30 %
4. Соблюдает ли ребенок этот режим? ДА – 60% НЕТ – 40%
5. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?
а) ДА – 30% НЕТ – 70%
б) регулярно или нерегулярно ДА 5% НЕТ – 95%
6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? ДА – 100%
7. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? ДА – 60% НЕТ – 5% ИНОГДА – 35%
8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
а) Подвижные игры - ДА – 5% б) Спортивные игры - ДА – 0%
в) Настольные игры - ДА – 80% г) Сюжетно - ролевые игры - ДА – 65%
д) Музыкально - ритмическая деятельность - ДА – 0% е) Просмотр телепередач – ДА – 60%
ж) Конструирование - ДА – 40% з) Чтение книг – ДА – 5%
Какое место занимает физкультура в вашей семье (на конец 2007-2008 учебного года)
1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом? ДА – 70% нет – 30%
2. Есть в доме спортивный снаряд? ДА – 65% НЕТ – 35%
3. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? ДА - 90% НЕТ – 5 %
4. Соблюдает ли ребенок этот режим? ДА – 75% НЕТ – 35%
5. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?
а) ДА – 60% НЕТ – 40%
б) регулярно или нерегулярно ДА 30% НЕТ – 70%
6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? ДА – 100%
7. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? ДА – 85% НЕТ – 5% ИНОГДА – 10%
8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
а) Подвижные игры - ДА – 85% б) Спортивные игры - ДА – 30%
в) Настольные игры - ДА – 80% г) Сюжетно - ролевые игры - ДА – 65%
д) Музыкально - ритмическая деятельность - ДА – 15%е) Просмотр телепередач – ДА – 60%
ж) Конструирование - ДА – 40% з) Чтение книг – ДА – 25%
А также по итогам работы за год был проведен опрос из которого видно, что практически все родители в течении всего года посещали все занятия клуба, и оценили работу клуба «удовлетворительной» (смотреть ниже).
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:
По итогам работы клуба «Крепыш» на конец 2007-2008 учебного года (опрошено 10 человек)
1. Сколько раз Вы посетили занятия клуба «Крепыш»?
ВСЕ – 80%
3 занятия – 20%
2. Что Вам понравилось больше всего?
Понравилось все – 80%
Практические занятия – 20%
3. Что на Ваш взгляд не хватает в клубных занятиях?
Все устраивает – 100%
4. Выполняете ли Вы с ребенком те упражнения и игры, которым обучились?
ДА – 60%
ИНОГДА – 40%
5. Ваши предложения для работы клуба «Крепыш».
Больше проводить соревновательных мероприятий – 40 %
6. На какую оценку Вы бы оценили работу клуба
Хорошо – 90%
Удовлетворительно – 10%
По итогам диагностики физических качеств и двигательных навыков видно детей 3-4 лет, были получены результаты, из которых видно, что увеличилось количество детей с «высоким» уровнем физического развития (таблица 2).
Таблица 2. Диагностические показатели физических качеств и двигательных навыков детей второй младшей группы (10 человек).
Уровни освоения стандартов |
Начало 2007-2008 |
Конец 2007-2008 |
---|---|---|
Высокий |
0% |
60% |
Средний |
100% |
40% |
Низкий |
0% |
0% |
Анализируя показатели заболеваемости детей второй младшей группы, было выявлено, что у детей посещающих клуб «Крепыш» , 2 случая заболевания в год, а у детей не посещающих клуб 3-4 случая заболевания в год. Все дети с гармоничным уровнем физического развития (таблица 3).
Таблица 3. Анализ заболеваемости детей
Показатели |
Дети, посещающие |
Дети, не посещающие |
---|---|---|
Общее количество заболеваний (ОРВИ, Ангина) |
2 раза |
3-4 раза |
На основе полученных результатов анализа можно сказать, что актуальная проблема, связанная с необходимостью получения педагогической помощи родителями по физическому развитию и воспитанию детей, по укреплению здоровья, решается.
Дальнейшая часть реализации программы по организации работы с семьей, которая рассчитана на детей 4-5 лет, будет осуществляться в 2008-2009 учебном году. Окончательные итоги будут подведены в мае 2009 г. Основными формами подведения итогов реализации программы будут: анкетирование родителей, диагностические показатели по развитию двигательных умений и навыков у детей 4-5 лет и анализ заболеваемости детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
2. Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. М., 2001.
3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. М., 2005.
4. Дошкольная педагогика, научно-практический журнал № 4, 2005г.
5. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста.
6. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.
7. Скрипалев В. С. Наш семейный стадион
8. Короткова Н.А. Как играть с ребенком
9. Капланский В.Е. На лыжах в выходной.