Цели урока:
- познакомить учащихся со спряжением глаголов;
- учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем,
- прошедшем и будущем времени;
- развивать мышление, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на интерактивной доске.
(Приложение 1).
Я |
Пою |
Мы |
Поём |
Ты |
Поёшь |
Вы |
Поёте |
Он |
Поёт |
Они |
Поют |
- Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).
- Какая часть слова меняется? (Окончание).
- Какого лица и числа записаны местоимения?
(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).
- Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».
II. Минутка чистописания. «Угадай». (Приложение 1).
На доске записаны слова:
ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.
- Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения).
- Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится слове, которое является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
- Какая это буква? (Буква т).
- Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О).
- Определите порядок следования букв в этом ряду:
Тто Тот Тто
III. Словарно-орфографическая работа.
На доске написан кроссворд. «Кроссворд». (Приложение 1).
- Специалист по фотографии. (Фотограф).
- Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор).
- Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель).
- Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент).
- Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист).
- Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж).
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета).
- Объясните значение этого слова.
(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1).
- Какие детские газеты вы знаете?
- Какие газеты издаются в нашем городе?
Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием.
- Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
- На уроке мы постараемся создать свою газету. Поэтому объявляем конкурс на лучшее название газеты. В конце урока выберем самое подходящее. «Самый активный ученик урока».
- Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.
«100 вопросов. 100 ответов». (Приложение 1).
IV. Работа по теме урока.
Работа по таблице.
Спряжение глаголов.
Настоящее время. |
||
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
Я что делаю? |
Мы что делаем? |
2 |
Ты что делаешь? |
Вы что делаете? |
3 |
Он что делает? |
Они что делают? |
- Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).
- Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).
- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).
- Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.
Устно рассмотреть прошедшее время.
Будущее время. (Учебник стр. 184)
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.
- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).
- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).
- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).
«И о том, и о сём разговоры поведём». Немного из истории. (Приложение 1).
Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.
- Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.
Я |
читаю |
Мы |
читаем |
Ты |
читаешь |
Вы |
читаете |
Он |
читает |
Они |
читают |
- Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?
Физминутка.
«Времена года».
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.
Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.
Апрельские пословицы. (Приложение 1).
- Соедините части пословиц и объясните их значение.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
«Литературная страничка».
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
Стр. 185 упр. 425.
V. Закрепление изученного материала.
Упражнение «Кто узнает лицо». (Приложение 2).
- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).
- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).
VI. Самостоятельная работа.
Определите лицо глаголов в каждом предложении.
Ф.И. |
||
№ |
|
Лицо |
1. |
Однажды я с моей мамой пошёл на завод. |
|
2. |
Там мама показала мне много интересных машин. |
|
3. |
В заводской газете я увидел статью о маме. |
|
4. |
О ней уже раньше писали. |
|
5. |
Я горжусь своей мамой. |
|
6. |
Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги. |
|
7. |
Без труда не вынешь и рыбки из пруда. |
|
8. |
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. |
|
9. |
Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью. |
|
10. |
Одной рукой узла не завяжешь. |
|
ОЦЕНКА: |
|
VII. Домашняя работа.
Итог:
- Что интересного запомнилось из урока?
- Самые активные ученики.
- Самое лучшее название газеты, созданной на уроке.
Литература:
- Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
- Детские журналы «Отчего и Почему», «Эрудит», «СИНДБАД».
- Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс.