Грамматическая тема: согласные звуки П-Б.
Лексическая тема: русская народная сказка «Колобок».
Задача занятия: дифференциация звуков П-Б.
Цели занятия:
- образовательные:
- закрепить навык правильного произношения гласных звуков А, О, У, Э, Ы;
- закрепить навык правильного произношения звуков П и Б в слогах;
- дифференцировать звуки П-Б в слогах на слух.
- коррекционно-развивающие:
- корригировать мелкую моторику рук;
- корригировать речевое дыхание;
- развивать подвижность губ;
- развивать память, воображение;
- активизировать речевую деятельность;
- расширять словарный запас по теме: «Дикие животные».
- воспитательные:
- воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования;
- прививать интерес к сказкам;
Оборудование: доска, тетради, ручки, цветные карандаши, пособия для дыхательной гимнастики, баночки с крупами, картинки с изображением колобка, бабки, дедки и животных.
План занятия.
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Уточнение пространственно-временных представлений.
- Знакомство с темой занятия.
II. Основная часть.
- Пальчиковая гимнастика.
- Рисование кругов.
- Дыхательная гимнастика.
- Физкультминутка.
- Закрепление правильного произношения звуков А, О, У, Э, Ы.
- Закрепление правильного произношения звука [П].
- Закрепление правильного произношения звука [Б].
- Дифференциация звуков [П] – [Б].
III. Итоги урока.
- Подведение итогов урока.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Уточнение пространственно-временных представлений.
– Скажите, какое сейчас время года?
На доске вывешены картинки с изображением времён года. Учащимся надо назвать (для неговорящих детей – показать), какое сейчас время года.
‹Рисунок 1› ‹Рисунок 2› ‹Рисунок 3› ‹Рисунок 4›
– Какой сейчас месяц?
На доске: ОКТЯБРЬ
Учащиеся говорят сами, либо повторяют за логопедом.
3. Знакомство с темой занятия.
– На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться правильно говорить звуки [П] и [Б], и в этом нам помогут герои сказки «Колобок».
II. Основная часть.
– Жили-были дед и бабка.
Вот как-то дед и говорит бабке: «Испеки-ка мне, бабка, колобок!» А бабка отвечает: «А! О! У! Ы! Э! Муки-то нет…» Дети, что ответила бабка?
Дети повторяют за учителем звуки. Если не могут повторить всю цепочку звуков сразу, повторяют по беззвучной артикуляции логопеда или по ручным символам.
На доске: А О У Ы Э
1. Пальчиковая гимнастика.
– А дед ей отвечает: А ты по сусеку поскреби (логопед передвигает боковую поверхность ладони по столу), по амбару помети (логопед «подметает» пальцами парту), вот и наберётся муки (опускает руку в баночку с пшеном и гречкой и перебирает крупу пальцами).
Ученики повторяют действия логопеда.
– Бабка так и сделала: по сусеку поскребла(логопед передвигает боковую поверхность ладони по столу), по амбару помела(логопед «подметает» пальцами парту), вот и набрала муки(опускает руку в баночку с пшеном и гречкой и перебирает крупу пальцами). Тесто замесила (логопед «месит» тесто), поставила в печку. Через некоторое время вытащила бабка Колобка из печки.
Ученики повторяют действия логопеда.
2. Рисование кругов.
– Давайте посмотрим, какой колобок получился у бабки. (Логопед показывает картинку с изображением колобка, обращает внимание на цвет и форму).
– Покажите, где у колобка глазки, носик, ротик.
Ученики показывают глаза, нос и рот.
– Давайте сами нарисуем в тетрадях колобка.
Ученики рисуют в тетрадях колобков.
3. Дыхательная гимнастика.
– Вытащила бабка Колобка из печки, а он горячий. Дети, давайте его постудим, подуем на него.
Ученики выполняют дыхательные упражнения.
4. Физкультминутка.
– Полежал колобок на окошке, остыл, потянулся (логопед потягивается), спрыгнул с окошка на лавку (прыгает), с лавки на тропинку… Дети, давайте потянемся и попрыгаем, как Колобок.
Ученики повторяют действия логопеда.
5. Закрепление правильного произношения звуков А, О, У, Э, Ы.
– И запел песенку: «А-А-А-А... О-О-О-О… У-У-У-У… Э-Э-Э-Э… Ы-Ы-Ы-Ы…»
Ученики повторяют песенку колобка.
– Катится и поёт то тихо, то громко:
«А-а-а… а – А – а… а-а-А…
У-у-у… у – у – У… у-У-у…
о-о-О… О– о – о… о-О-о…
Ы-ы-ы… ы– Ы – ы… ы-ы-Ы…
Э-э-э… э – э – Э… э-Э-э…»
Ученики повторяют песенку колобка.
6. Закрепление правильного произношения звука [П].
На доске: ПА ПО ПУ ПЭ ПЫ.
– Идёт навстречу… . Догадайтесь, кто идёт навстречу. Я загадаю загадку, а вы отгадаете:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ученикам надо назвать (для неговорящих детей – показать) правильный ответ.
‹Рисунок 8› ‹Рисунок 9› ‹Рисунок 10›
– Дети, а кто знает, как воет волк?
– У-у-у-у-у…
– Правильно! Идёт волк, и тоже песни поёт:
Па-па-па…
По-по-по…
Пу-пу-пу…
Пэ-пэ-пэ…
Ученики поют песенку волка.
– Увидел волк Колобка, обрадовался, заулыбался (логопед выполняет упражнение «заборчик»).
Ученики выполняют упражнение «заборчик».
И стали они вместе песни петь:
У-пу…А-па…О-по…Э-пэ…Ы-пы…
Ученики поют.
– А потом и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем! Ам!»
Ученики повторяют слогам.
– А колобок отвечает: «Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: «А-А-А-А... О-О-О-О… У-У-У-У… Э-Э-Э-Э… Ы-Ы-Ы-Ы…»
Ученики поют песенку колобка.
– И покатился дальше. Удивился волк (логопед поднимет брови вверх), какие песни поёт колобок. И убежал в лес.
Ученики поднимают брови вверх.
7. Закрепление правильного произношения звука [Б].
– Покатился колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему… Давайте узнаем, кто же идёт.
Логопед загадывает загадку:
Летом гуляет,
Зимой отдыхает.
Ученикам надо назвать (для неговорящих детей – показать) правильный ответ.
‹Рисунок8› ‹Рисунок9› ‹Рисунок10›
– Правильно, медведь! Идёт медведь, с ноги на ногу переваливается (логопед изображает походку медведя).
Дети изображают походку медведя.
– Дети, а кто знает, как рычит медведь?
– Ы-ы-ы-ы…
– Правильно! Идёт, песенку поёт:
Ба-ба-ба…
Бо-бо-бо…
Бу-бу-бу…
Бэ-бэ-бэ…
Бы-бы-бы…
Дети, как поёт песню медведь?
Ученики поют песенку медведя.
– Идёт медведь по лесу и вдруг видит колобка. Обрадовался… Стали они наперебой песни петь:
А-ба… О-бо… У-бу… Ы-бы… Э-бы…
Ученики повторяют песни колобка и медведя.
Медведь и говорит ему: «Колобок, колобок, я тебя съем. Ам!»
Ученики повторяют слог ам.
– А колобок отвечает ему: «Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою. И запел песенку:«А-А-А-А... О-О-О-О… У-У-У-У… Э-Э-Э-Э… Ы-Ы-Ы-Ы…»
Ученики поют песенку колобка.
– Удивился медведь (логопед поднимает брови вверх), рот открыл от удивления (логопед выполняет упражнение «окошко»). И убежал в лес.
Ученики поднимают брови вверх и выполняют упражнение «окошко».
8. Дифференциация звуков [П] – [Б].
– Дети, давайте вспомним, какие пел песни волк!
– Па-па-па…
По-по-по…
Пу-пу-пу…
Пэ-пэ-пэ…
– А какие песни пел медведь?
– Ба-ба-ба…
Бо-бо-бо…
Бу-бу-бу…
Бэ-бэ-бэ…
Бы-бы-бы…
– Молодцы! Давайте Даша будет волком, а Варя медведем и будем петь песни.
Один ученик поёт слоги, который пел волк (па-па-па…), другой поёт слоги, которые пел медведь (ба-ба-ба). Затем меняются ролями.
– Покатился колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему… Отгадайте загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
Ученикам надо назвать (для неговорящих детей – показать) правильный ответ.
‹Рисунок 8› ‹Рисунок 9› ‹Рисунок 10›
– Правильно, лиса. Идёт лиса и песенки под нос себе напевает:
Ба-па… Бу-пу… Бы-пы… Бо-по… Бэ-пэ…
Па-ба… Пу-бу… Пэ-бэ… По-бо… Пы-бы…
Ученики повторяют песенку лисы.
– Увидела колобка, обрадовалась (логопед выполняет упражнение «Улыбка»).
Ученики выполняют упражнение «Улыбка».
– И говорит: «Ах, какой колобок, хорошенький, румяный… Сейчас я тебя съем! Ам!»
Ученики повторяют слог ам.
– А колобок отвечает: «Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою.» Но лиса хитрая, говорит ему: «Спой, спой, только я что-то плохо слышать стала, сядь ко мне на нос и спою песенку!» Колобок прыгнул ей на нос, а лиса его ам! И съела.
III. Итоги урока.
1. Подведение итогов урока.
– Какие звуки мы сегодня учились правильно говорить?
Учащиеся отвечают.
– Правильно, сегодня мы с вами учились правильно говорить звуки [П] и [Б], и в этом нам помогали герои сказки «Колобок».