Конспект урока по литературе в 9-м классе на тему "Жизнь – Родине, честь – никому!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание духовности на примере жизни Ю. В. Друниной.

Задачи: познакомить учащихся с довоенными и военными страницами жизни Ю.Друниной, фронтовика, поэта, женщины с необычной судьбой;

  • сформировать представление о роли женщины в Великой Отечественной войне;
  • вызвать интерес к личности и поэзии Друниной;
  • отрабатывать навык связной письменной речи.

Оборудование: тетрадь, слайды (22), тексты стихотворений.

ХОД УРОКА

(Звучит музыка. "Адажио" Альбинони).

Презентация.

Приложение.

Ученик читает стихотворение "Я порою себя ощущаю связной:"

Учитель Это стихотворение написала Юлия Друнина, фронтовичка. Время уносит нас от Великой Отечественной войны всё дальше и дальше, а люди помнят её не только потому, что этого требует память о невернувшихся с войны, а потому, что это "нужно не мёртвым, это нужно живым".

Никогда, ни в какие времена не было войны, где женщины играли бы роль столь великую, как в Великой Отечественной. Целые полки, зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, сплошь состояли из женщин. Были среди них и танкисты, и снайперы, и сапёры, и политработники. Многие ушли на фронт: Ученик читает стихотворение "Я ушла из детства в грязную теплушку:"

Учитель: Во время войны около половины медицинского персонала в армии составляли женщины. Они выполняли самую трудную работу: оказывали бойцам первую медицинскую помощь во время боя - перевязывали, выносили из огня. "Санинструктор" - так называли этих девушек официально; "сестра", "сестрица" - так звали их бойцы, а те, кто постарше, - "дочкой". Они участвовали в кавалерийских и танковых атаках, шли в отчаянных цепях морской пехоты и просто пехоты-матушки.

На переднем крае их всегда не хватало, убивали в первую очередь. Ведь если тяжело раненный боец оставался лежать под огнём, то первым помочь ему должен был санинструктор. Ученик читает стихотворение "Ты должна!"

Учитель: "Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне", - написала Друнина. И кому, как не ей, это хорошо известно. Принадлежат Друниной и другие строчки: "Жизнь - родине, честь - никому!". Именно они являются темой нашего урока, посвящённого 62-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Запишите тему урока: "ЖИЗНЬ - РОДИНЕ, ЧЕСТЬ - НИКОМУ!" (посвящается 60-летию Победы в Великой Отечественной войне).

(Слайд "Жизнь - Родине, честь - никому!")

Учитель: Сегодня мы будем говорить о человеке, чья юность прошла в огне сражений. Это Юлия Владимировна Друнина, фронтовик, поэт, женщина с необычной судьбой.

(Слайд "Юлия Друнина - фронтовик, поэт, женщина с необычной судьбой").

О своём детстве Друнина написала: "Я родом не из детства:" (читает ученик).

Ученик: 10 мая 1924 года в Москве, в обычном довоенном доме, у учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды Борисовны родилась дочь Юля (слайд "Родилась в Москве"). Мать родом из Варшавы. Кроме русского, она владела польским и немецким языками. Немецкий язык даже преподавала в школе, потом её перевели работать в библиотеку. Юля (слайд "Друнина в детстве") отца обожала, он был для неё образцом справедливости, разума, порядочности. У отца было больное сердце, поэтому Юля всё время за него переживала.

Самое большое счастье до войны - чтение, сумасшедшее чтение тайком в полутьме под лестницей, на подоконнике в коридоре, в школе на уроках под партой, ночью с фонариком под одеялом. Читать научилась в четыре года: природа наградила зрительной и слуховой памятью (слайд "Первые книги"). Первые книги - сказки Пушкина, Гоголя и Гомера, повести Лидии Чарской воспитывали высокие понятия о дружбе, верности и чести. Позднее Юля Друнина написала: "И никогда я не сомневалась, что буду литератором. Меня не могли поколебать ни серьёзные доводы, ни ядовитые насмешки отца, пытающегося уберечь дочь от жестоких разочарований. Он-то знал, что на Парнас пробиваются единицы. Почему я должна быть в их числе?"

Её влекла к себе романтика гражданской войны, мятеж фашистов в Испании, республиканцы, интернациональные бригады. И появлялись стихи, неумелые, слабые, но идущие от сердца и жизни.

В 1938 году (слайд "Первое опубликованное стихотворение") Юлия участвует в конкурсе на лучшее стихотворение, который объявил Центральный дом художественного воспитания детей.

Ученик читает стихотворение "Мы рядом за школьною партой сидели:"

Учитель: Это стихотворение напечатали в "Учительской газете". Передали по радио, а первое место занял паренёк из провинции Сергей Орлов, будущий поэт, написавший всем известное стихотворение "Его зарыли в шар земной". Впоследствии он стал другом Друниной.

Ученик: Так начинался творческий путь Юлии, не подозревавшей о том, что её ждёт. (Слайд "Мечты о подвигах"). А пока такие, как она, мечтают о подвигах, жалеют о своём возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем они жили в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно: Удивительное поколение! В трагическом сорок первом именно они стали поколением добровольцев.

Ученик читает стихотворение "Запас прочности".

Учитель: Да, удивительное поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины. Окончание школы и начало войны совпали.

Ученик читает стихотворение "В школе".

Звучит песня "Священная война".

Слайд "22 июня 1941 года".

Ученик: Юля Друнина ни на минуту не сомневалась, что враг будет разгромлен быстро, поэтому боялась, что не успеет на фронт. 22 июня пришла военкомат. Не взяли - несовершеннолетняя.

По совету отца пошла работать в глазной госпиталь на ул. Горького. Потом вступила в добровольную санитарную дружину, которая дежурила во время воздушных тревог, помогая раненым. А когда поняла, что ближайший путь на фронт - рытьё окопов (слайд "Оборонительные сооружения под Москвой. 1941 г."), строительство оборонительных сооружений, то уехала в Можайск. Там впервые узнала, что существует народное ополчение. К ним девушка старалась быть ближе, ходила в синем комбинезоне и повязкой с красным крестом на рукаве. Неожиданно ополченцев по тревоге подняли среди ночи, Друнина вместе с ними. Да её никто и не замечал, не до того было: немцы прорвали фронт под Вязьмой. Потом миномётный налёт, раненые, танк, бегущие солдаты. Она мчалась через лес, спотыкалась и падая, расшибаясь и не чувствуя боли, повторяла, как молитву, про себя: "Господи! Если ты сделаешь чудо и оставишь меня живой, никогда, никогда и я не сунусь больше в этот ад!"( слово она, конечно, своё не сдержала). Юля осталась жива, оказалась в расположении пехотного полка (слайд "Пехотный полк:"). Первый бой её поразил. Не было ни лавины наступающих, ни громового "ура!". Позднее Друнина вспоминала, что можно сойти с ума, если к опасности не привыкнуть. Она привыкла, и её мучила только страшная усталость. А в конце сентября дивизия оказалась в окружении. Девушке навсегда запомнился комбат, молодой учитель из Минска, выводивший солдат из окружения. С ним они чувствовали себя, как за каменной стеной. (Ученик читает стихотворение "Комбат").

Ученик: Мина, убившая комбата, оглушила Юлю. Чтобы избежать объяснения в комендатуре Можайска, Друнина уезжает в Москву: она узнала, что несовершеннолетних берут в школу радистов, разведчиков, диверсантов. Но вместо этого ей с семьёй пришлось уехать в Сибирь, в Заводоуковку. Однако девушка не отказалась от своей цели, всё равно стремилась на фронт любыми путями. (Слайд "Хабаровск, школа младших авиаспециалистов"). Училась в школе младших авиаспециалистов, была направлена в ряды своей "любимой Советской Армии".

Ученик читает стихотворение " Я люблю тебя, Армия, - :"

Учитель: Друнина стремится на запад, на фронт и ломает голову над тем, как бы поскорее попасть туда. Но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Умер отец, Юлия получила отпуск, побывала на могиле отца и отправилась на вокзал, села в первый воинский эшелон, идущий на запад, сказала, что от своего отстала и теперь его догоняет.

(Слайд "ЖИЗНЬ - РОДИНЕ, ЧЕСТЬ - НИКОМУ!").

Решительность и твёрдость помогли преодолеть все препятствия и в Москве. Старшина сообщил, что вышло указание - в Действующую армию женщин из тыла не посылать, теперь уж мужики и сами справятся. Потом добавил: "Кроме медиков: больно много медицины там выбивает". Друнина обрадовалась: у неё была санитарная книжка. В голове крутились строчки: "Нет, это не заслуга, а удача - стать девушке солдатом на войне:".

(Ученик читает стихотворение "Нет, это не заслуга, а удача - стать девушке солдатом на войне:").

Учитель: Так Друнина вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. "Два с лишним года понадобилось мне, чтобы вернуться в дорогую мне пехоту. Но, как это ни странно, я попала в обстановку, напоминавшую сорок первый", - вспоминала Юлия Владимировна.

1943 год. Она в Белоруссии. Определили её в Киевскую стрелковую дивизию, на место убитого санинструктора Маруси. Друнина счастлива, что делает основное дело своей жизни, ведь медик на переднем крае самый необходимый человек. (Слайд "Белоруссия. Бои за Озаричи:").

А через несколько дней после прибытия в батальон - бой и первая, самая дорогая солдатская награда - медаль "За отвагу!".

Ученик читает стихотворение "Орден Отечественной войны".

Учитель: В том же бою была убита Зинаида Самсонова, Зинка, Зина, ставшая Героем Советского Союза, но никогда не узнавшая об этом.

Ученик читает поэму "Зинка".

Ученик: Совсем не при героических обстоятельствах (в погребе набивала котелок кислой капустой для раненых) Друнину ранило: в шею впился крохотный осколок от разорвавшейся перед хатой мины. За помощью к фельдшеру обращаться не стала, боялась угодить в госпиталь и отстать от своих. Ранение оказалось не таким уж безобидным: осколок застрял рядом с сонной артерией. Хорошо ещё, что батальон отвели вскоре на переформировку, и операция была сделана вовремя. Но это было полбеды, хуже всего - у Друниной лёгкие оказались чёрными: последствия крупозного воспаления лёгких, перенесённого в окопах. Юлия скисла: на войне умереть от чахотки: Её отправили в туберкулёзный эвакогоспиталь в Горьковскую область. Однако, к счастью, всё закончилось хорошо: в приказе же написали, что "непригодна к военной службе с исключением с учёта". Друнина не слишком этим огорчилась: устала очень и, главное, мечтала поступить в Литературный институт, что и пыталась сделать, выйдя из госпиталя в 1944

году, но получила отказ. Что делать? Она привыкла быть необходимой, ей трудно уже было обходиться без осознания этой необходимости. Позднее она напишет: "Могла ли я, простая санитарка:" ( Ученик читает стихотворение).

Ученик: Друнина идёт в военкомат. Со здоровьем всё в порядке, и она вновь на фронте, снова в погонах старшины медицинской службы. (Слайд "Прибалтика - Латвия. Ранение. Орден Красного знамени"). Вновь Белоруссия, затем Прибалтика, Латвия, орден Красного знамени: контузия, казавшаяся пустячной, обернулась частыми обмороками и носовым кровотечением, кашлем с кровавой мокротой. Решение медицинской комиссии: "негоден к несению военной службы с переосвидетельствованием через шесть месяцев". Свидетельство выдано 21 ноября 1944 года, а через полгода война закончилась.

Но Друнина не пала духом. У неё были стихи, о них она только и думала. Ей шёл двадцатый год.

Ученик читает стихотворение "Окопная звезда".

Слайд "Студенческие годы".

Ученик: В конце декабря 1944 года (в середине учебного года) она пришла в Литературный институт. Просто вошла и села в аудитории. А потом, как она пишет, "прижилась" и сдала сессию, потому что знала, что её дело - поэзия. Тяжело жилось Друниной после войны, но она не унывала.

Ученик читает стихотворение "Я принесла домой с фронтов России:"

Учитель: Сдаваться Друнина не привыкла. Это не в её характере; она была бойцом и осталась им до конца, была незаурядной личностью и не могла пойти на компромисс с обстоятельствами, неприемлемыми для неё, и смириться с ними не могла. И её уход из жизни, как добровольный уход в армию, говорит не о слабости, а о порядочности и силе: она могла бы благополучно дожить отпущенные ей годы, закрыв глаза на то, что не устраивало её вокруг. Так поступаем мы, многие. Смиряемся с обстановкой и живём. Друнина не смогла, и 20 ноября 1991 года она ушла из жизни: "Оно и лучше - уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства: Но если Бог есть, он поймёт меня:" Последний свой приют она нашла в Старом Крыму, похоронена рядом с мужем Алексеем Каплером.

(Слайд "Могила Друниной").

Звучит музыка ("Адажио" Альбинони).

Учитель читает стихотворение "Судный час".

(Слайд "Как летит под откос Россия:"

Учитель: Так закончилась жизнь фронтовика, чья юность прошла в огне сражений. Вы познакомились с довоенными и военными страницами биографии необычной женщины, Юлии Друниной. Это сильный духом, высоконравственный человек, оставшийся верным своим юношеским идеалам, той России, фронтовой дружбе, любимой армии.

Напишите, пожалуйста, о своих впечатлениях. (Звучит музыка Альбинони.)

Учитель: Послушаем, что вы написали.

Оля Казнина: "...я поняла, что в наше время таких неравнодушных ко всему окружающему людей осталось очень мало, а может, их и вовсе нет!!!"

Антон Ткаченко: "Многие говорят, что солдатом может быть только мужчина. Но Юлия Друнина доказала, что это не так. Она, обычная, советская девушка, "рвалась" на фронт. Я считаю, что силой духа Друнина превосходила многих мужчин. По своему характеру она была бойцом, боролась против фашистов, боролась за себя после войны, против распада СССР..."

Дина Смирнова: " Юлия Друнина навсегда останется в моей памяти. Она смотрела " в глаза" жестокой войне, не боялась смерти, не падала духом. Меня удивило, что она ещё писала стихи о войне, которые иногда заставляют слёзы наворачиваться на глаза. И каждый раз, когда читаешь её стихотворения, хочется думать, что больше никогда эта страшная война не ворвётся в жизнь людей".

Галя Землякова: "...я не хочу, чтобы всё, что пережила Юлия Друнина, вновь повторилось. Я не хочу, чтобы была война!"

Учитель. Я думаю, жизнь Друниной, её поэзия не оставят вас, ребята, равнодушными и вам захочется ещё раз перечитать эти волнующие строки. Спасибо за работу.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Друнина Ю. В. Стихотворения. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 384 с., илл. Составитель Е. Липатникова. Лучшие стихотворения прошлого и настоящего - в "Золотой серии поэзии".
  2. Друнина Ю. В. Стихотворения. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. - 384с., илл. Составитель Г. Красников. Самое лучшее, самое любимое - в книгах этой серии.