Обучение выразительному чтению. Уроки чтения в 3-м классе (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Тема: Выразительное чтение стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Цель: учить выразительному эмоциональному чтению; развивать чувственное восприятие произведения; воспитывать чуткое отношение к языку произведения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и будем учиться выразительно читать.

III. Работа над произведением.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем (приём показа)

- Как хорошо вы слушали!

- Вам понравилось?

(Да, понравилось)

- Может быть, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи?

(Это стихотворение грустное и мне тоже стало грустно)
(Это стихотворение похоже на песню)

- Все ли вам понятно в этом стихотворении или его нужно обсуждать всем вместе, чтобы в нем разобраться? Есть для вас что-нибудь непонятное в этом стихотворении? Что?

(Нет, в этом стихотворении все понятно, обсуждать не нужно)

2. Анализ языка произведения:

(Наводящие вопросы)

- А никому не кажется, что в этом стихотворении есть неудачные места?

(Нет, таких мест нет)

- Тогда объясните, почему автор пишет «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»? разве солнце похоже на колесо? Оно больше похоже на мяч или на старинный медный пятак, - он и по форме и по цвету похож на неяркое осеннее солнце. Или вот послушайте, как неприятно звучит строка:

«Дремлет взрытая дорога…»

Столько звуков «р» в одной строке. Вам не кажется, что это неудачное место?

- Перечитайте стихотворение может есть ещё не удачные строки?

(«…ждать зимы седой…» Поэт хотел сказать «белой», но так было бы не в рифму, и он написал «седой». Как будто у зимы есть волосы)

(Месяц не похож на жеребенка)

(Почему дорога мечтает о зиме, ведь зимой холодно и почему в последней строфе появляется «я»: «ах, и сам я…»)

- Как же так получается, в стихотворении столько неудачных мест, а вы говорили, что оно вам понравилось? Когда же вы были правы? Когда говорили, что оно вам понравилось или сейчас, когда нашли в нем столько неудачных мест?

- А ведь это стихотворение понравилось не только вам, а многим людям, читающим стихотворения С.Есенина.

(Наверно, мы что-то не поняли в этом стихотворении. В нем надо разбираться)

3. Словесное рисование.

- Перечитайте стихотворение и ответьте на такой вопрос: Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?

(Дорогу, а за ней горы, туман…)

- Я бы тоже нарисовал дорогу, потому что это стихотворение о дороге.

- А часто ли в стихотворении встречается слово дорога? Верно, всего лишь один раз, во второй строфе. А сказано ли что-нибудь о дороге в первой и в третьей строфах?

(Нет)

- Значит, наша картина подходит только ко второй строфе?

(Нет, это стихотворение все о дороге)

- Вы все согласны, ведь горы, нивы, рощи могут быть не только возле дороги?

(В последней строфе сказано, что жеребёнок запрягается в сани)

- Правильно. Когда мы слышим жеребенок, сани, мы сразу вспоминаем зимнюю дорогу. Правда, у Сергея Есенина не жеребёнок запрягается, а месяц, который только-только поднялся над землёй. Поэтому он рыжий. Когда месяц низко над землей, да ещё в тумане, он бывает рыжим. Особенно, когда холодно. Правильно вы подметили: когда мы читаем последнюю строфу, нам представляется зимняя дорога. А на картине к стихотворению мы нарисуем зимнюю дорогу или нет? Какую?

(Мы нарисуем осеннюю дорогу)

- Я тоже так думаю. В первой и во второй строфах поэт изображает позднюю осень. А сказано ли в первой строфе о дороге?

(Мне кажется, что поэт едет по дороге в телеге и описывает то, что видит вокруг:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

И поэтому солнце напоминает ему колесо, потому что он едет сам)

- Да, действительно солнце похоже на колесо, потому что едущем на телеге сельскому жителю солнце прежде всего напоминает колесо.

4. Выявление отклоняющегося подтекста.

- А какая дорога, гладкая, ровная?

(Нет, нивы уже сжаты, с полей по дороге возили урожай, её взрыли, разбили)

- Верно, она взрыта потому, что уже давно туманы, сырость, а по ней возят с полей на телегах урожай. А сейчас вечер поздней осени настал. Как вы думаете, тепло бывает в такой вечер?

(Холодно. «Совсем, совсем немного ждать зимы седой осталось»)

- А как вы думаете, что в такой холодный вечер происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами?

(Она замерзает)

- И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может вы услышите, как трясет телегу?

(Да, телега дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

Дремлет взРытая доРога
Ей сегодня пРимечталось…

- А о чем же мечтает застывшая дорога? Верно о зиме. А почему о зиме?

Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает.

(Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани как будто гладят дорогу.)

- Может теперь вам понятно, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

(потому что зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.)

- Вот сколько всего мы увидели, когда вчитались в это произведение, вчувствовались.

Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?

(Да! С.Есенин тоже устал, он тоже мечтает о старости)

(Это стихотворение не о дороге. Это он все о себе написал. Ему было очень грустно)

- Мне тоже так кажется. Вы сразу почувствовали грусть этого стихотворения, но не так сильно, как сейчас. Верно?

(Да)

- Выходит, что это стихотворение безысходное, даже страшное, ведь так грустно и даже страшно мечтать о старости.

(В конце оно не очень грустное)

- Почему?

(Там появляется жеребенок)

- Да, я тоже почувствовала это. Как будто поэт говорит: «Да, я тоже устал, и мечтаю о старости, но жизнь продолжается: вот народился новый жеребенок, он побежал по зимней дороге навстречу весне!

5. Интонационные упражнения. (Коллективная работа)

- Определите место пауз, логическое ударение, мелодику речи в первой строфе.

   Нивы сжаты, рощи голы /  грустно, печально
средне   Над землей туман и сырость. //  
   Колесом за сини горы  
   Солнце тихое скатилось. //  

- Хорошо. А теперь, давайте подумаем, с каким чувством нужно читать эти строки?

(С грустью, печально, сожалением о том, что теплое лето и золотая осень прошли)

- С какой силой звучания будем читать? (Не сильно тихо, и несильно громко)

- Да, со средней силой звучания.

- А второе четверостишье?

   Дремлет взрытая дорога, /  печально
средне  Ей сегодня примечталось, /  надежда, ожидание
взволновано   Что совсем – совсем немного  
   Ждать зимы седой осталось. //  

- И третья строфа?

   Ах, / и сам я в чаще звонкой  
   Увидал вчера в тумане:  
оживлено   Рыжий месяц жеребенком, /  с надеждой
   Запрягался в наши сани. //  

6. Выразительное чтение учащихся.

- Давайте прочитаем стихотворение, стараясь наполнить его чувствами, которые возникли у вас при его обсуждении.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

(Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и много для себя открыть)

V. Домашнее задание:

выучить стихотворение наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому произведению.