Тема: Выразительное чтение стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Цель: учить выразительному эмоциональному чтению; развивать чувственное восприятие произведения; воспитывать чуткое отношение к языку произведения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и будем учиться выразительно читать.
III. Работа над произведением.
1. Выразительное чтение стихотворения учителем (приём показа)
- Как хорошо вы слушали!
- Вам понравилось?
(Да, понравилось)
- Может быть, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи?
(Это стихотворение грустное и мне тоже стало грустно)
(Это стихотворение похоже на песню)
- Все ли вам понятно в этом стихотворении или его нужно обсуждать всем вместе, чтобы в нем разобраться? Есть для вас что-нибудь непонятное в этом стихотворении? Что?
(Нет, в этом стихотворении все понятно, обсуждать не нужно)
2. Анализ языка произведения:
(Наводящие вопросы)
- А никому не кажется, что в этом стихотворении есть неудачные места?
(Нет, таких мест нет)
- Тогда объясните, почему автор пишет «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»? разве солнце похоже на колесо? Оно больше похоже на мяч или на старинный медный пятак, - он и по форме и по цвету похож на неяркое осеннее солнце. Или вот послушайте, как неприятно звучит строка:
«Дремлет взрытая дорога…»
Столько звуков «р» в одной строке. Вам не кажется, что это неудачное место?
- Перечитайте стихотворение может есть ещё не удачные строки?
(«…ждать зимы седой…» Поэт хотел сказать «белой», но так было бы не в рифму, и он написал «седой». Как будто у зимы есть волосы)
(Месяц не похож на жеребенка)
(Почему дорога мечтает о зиме, ведь зимой холодно и почему в последней строфе появляется «я»: «ах, и сам я…»)
- Как же так получается, в стихотворении столько неудачных мест, а вы говорили, что оно вам понравилось? Когда же вы были правы? Когда говорили, что оно вам понравилось или сейчас, когда нашли в нем столько неудачных мест?
- А ведь это стихотворение понравилось не только вам, а многим людям, читающим стихотворения С.Есенина.
(Наверно, мы что-то не поняли в этом стихотворении. В нем надо разбираться)
3. Словесное рисование.
- Перечитайте стихотворение и ответьте на такой вопрос: Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?
(Дорогу, а за ней горы, туман…)
- Я бы тоже нарисовал дорогу, потому что это стихотворение о дороге.
- А часто ли в стихотворении встречается слово дорога? Верно, всего лишь один раз, во второй строфе. А сказано ли что-нибудь о дороге в первой и в третьей строфах?
(Нет)
- Значит, наша картина подходит только ко второй строфе?
(Нет, это стихотворение все о дороге)
- Вы все согласны, ведь горы, нивы, рощи могут быть не только возле дороги?
(В последней строфе сказано, что жеребёнок запрягается в сани)
- Правильно. Когда мы слышим жеребенок, сани, мы сразу вспоминаем зимнюю дорогу. Правда, у Сергея Есенина не жеребёнок запрягается, а месяц, который только-только поднялся над землёй. Поэтому он рыжий. Когда месяц низко над землей, да ещё в тумане, он бывает рыжим. Особенно, когда холодно. Правильно вы подметили: когда мы читаем последнюю строфу, нам представляется зимняя дорога. А на картине к стихотворению мы нарисуем зимнюю дорогу или нет? Какую?
(Мы нарисуем осеннюю дорогу)
- Я тоже так думаю. В первой и во второй строфах поэт изображает позднюю осень. А сказано ли в первой строфе о дороге?
(Мне кажется, что поэт едет по дороге в телеге и описывает то, что видит вокруг:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
И поэтому солнце напоминает ему колесо, потому что он едет сам)
- Да, действительно солнце похоже на колесо, потому что едущем на телеге сельскому жителю солнце прежде всего напоминает колесо.
4. Выявление отклоняющегося подтекста.
- А какая дорога, гладкая, ровная?
(Нет, нивы уже сжаты, с полей по дороге возили урожай, её взрыли, разбили)
- Верно, она взрыта потому, что уже давно туманы, сырость, а по ней возят с полей на телегах урожай. А сейчас вечер поздней осени настал. Как вы думаете, тепло бывает в такой вечер?
(Холодно. «Совсем, совсем немного ждать зимы седой осталось»)
- А как вы думаете, что в такой холодный вечер происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами?
(Она замерзает)
- И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может вы услышите, как трясет телегу?
(Да, телега дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».
Дремлет взРытая доРога
Ей сегодня пРимечталось…
- А о чем же мечтает застывшая дорога? Верно о зиме. А почему о зиме?
Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает.
(Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани как будто гладят дорогу.)
- Может теперь вам понятно, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?
(потому что зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.)
- Вот сколько всего мы увидели, когда вчитались в это произведение, вчувствовались.
Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?
(Да! С.Есенин тоже устал, он тоже мечтает о старости)
(Это стихотворение не о дороге. Это он все о себе написал. Ему было очень грустно)
- Мне тоже так кажется. Вы сразу почувствовали грусть этого стихотворения, но не так сильно, как сейчас. Верно?
(Да)
- Выходит, что это стихотворение безысходное, даже страшное, ведь так грустно и даже страшно мечтать о старости.
(В конце оно не очень грустное)
- Почему?
(Там появляется жеребенок)
- Да, я тоже почувствовала это. Как будто поэт говорит: «Да, я тоже устал, и мечтаю о старости, но жизнь продолжается: вот народился новый жеребенок, он побежал по зимней дороге навстречу весне!
5. Интонационные упражнения. (Коллективная работа)
- Определите место пауз, логическое ударение, мелодику речи в первой строфе.
Нивы сжаты, рощи голы / | грустно, печально | |
средне | Над землей туман и сырость. // | |
Колесом за сини горы | ||
Солнце тихое скатилось. // |
- Хорошо. А теперь, давайте подумаем, с каким чувством нужно читать эти строки?
(С грустью, печально, сожалением о том, что теплое лето и золотая осень прошли)
- С какой силой звучания будем читать? (Не сильно тихо, и несильно громко)
- Да, со средней силой звучания.
- А второе четверостишье?
Дремлет взрытая дорога, / | печально | |
средне | Ей сегодня примечталось, / | надежда, ожидание |
взволновано | Что совсем – совсем немного | |
Ждать зимы седой осталось. // |
- И третья строфа?
Ах, / и сам я в чаще звонкой | ||
Увидал вчера в тумане: | ||
оживлено | Рыжий месяц жеребенком, / | с надеждой |
Запрягался в наши сани. // |
6. Выразительное чтение учащихся.
- Давайте прочитаем стихотворение, стараясь наполнить его чувствами, которые возникли у вас при его обсуждении.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?
(Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и много для себя открыть)
V. Домашнее задание:
выучить стихотворение наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому произведению.