Цели:
- Ознакомить с понятием “моделирование”, с видами моделирования, со специальностями “художник – модельер”, “конструктор – модельер”.
- Изучить требования к моделированию.
- Научить изменять чертеж фартука в соответствии с эскизом.
- Развитие абстрактного мышления, познавательного интереса.
- Воспитание аккуратности, внимательности.
УМО:
- Образцы фартуков, презентация (приложение);
- цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик, шаблон фартука.
Ход урока
Структурные компоненты |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Подготавливают рабочие места |
Сообщение темы и цели | Сегодня мы с вами продолжим изучение
раздела “Конструирование и моделирование”. Что
такое “конструирование” вы уже узнали и не
только узнали, но и построили чертеж фартука в
масштабе 1:4 и 1:1, а сегодня на уроке мы с вами
изучим, что такое “моделирование”, познакомимся
с правилами моделирования и побудем
конструкторами – модельерами. Запишите в тетрадь тему урока “Моделирование фартука” |
Записывают тему урока в тетрадь |
Актуализация знаний
|
Два процесса “конструирование и
моделирование” очень сильно взаимосвязаны.
Чтобы легче было усвоить новую тему, нам
необходимо вспомнить основные элементы
конструирования. (Слайд 3) – Что такое конструирование? – Из каких деталей состоит фартук? – Какой формы детали? – Назвать линии чертежа. – Я вас попросила дома разработать три модели фартука. Поднимите руку те, кто сделал. Благодаря выполнению домашнего задания вы начали знакомство с искусством моделирования. |
Отвечают на вопросы. |
Изложение новой темы | Моделирование – это изменение формы
деталей изделия и его художественное оформление
в соответствии с выбранной моделью. (Слайд 4) Задача моделирования – создание красивой и разнообразной одежды на уровне мировых образцов. Различают художественное моделирование и техническое моделирование. Художественное моделирование заключается в следующем: художник – модельер продумывает, какой формы сделать детали, из какой ткани и из скольких видов ткани можно выполнить изделие. Какую отделку можно применить, какая цветовая гамма будет. И здесь существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать:
Выделяют ахроматические (белый, черный, серый) и хроматические цвета. Основные хроматические цвета: красный, желтый, синий. Они показаны в цветовом круге. Хорошо сочетаются противоположные цвета в цветовом круге, а также ахроматические и хроматические цвета; цвета, сближенные по тону.
Если основная ткань гладкокрашеная, то отделка – пестрая и наоборот. Желательно, чтобы отделка повторялась в изделии.
Записываем в тетрадь правила художественного моделирования. |
Записывают в тетрадь определение понятия “моделирование”. Виды моделирования: – художественное – техническое
Вспоминают, называют и записывают в тетрадь правила художественного моделирования. |
Закрепление | Задание 1. Подберите карман и
нагрудник к нижней части фартука, подходящие по
форме. (Слайд 8)[1] Задание 2. Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани. (Слайд 9) [1] Посмотрите на свои модели фартуков и скажите, все ли они отвечают требованиям. |
Ответы учащихся. 1. 131, 242, 355 или 354, 423, 515. 2. 251, 312, 412, 643. |
Изложение новой темы | Художник-модельер работает в тесном
контакте с конструктором-модельером. Потому что
именно конструктор-модельер знает, как изменить
чертеж изделия и получить тот фасон изделия,
который придумал художник-модельер. Конструктор-модельер наносит на чертеж новые линии, разрезает по ним и получает новые формы деталей. Показываю на примере кармана |
|
Инструктаж | Сегодня мы с вами будем
конструкторами-модельерами. Наша задача: изменить форму деталей фартука с помощью нанесения новых линий и получить новые фасоны фартуков. |
|
Практическая работа | Работаем следующим образом: (объясняю и
показываю). (Слайд 10–15) Обвести шаблон Зарисовать эскиз Сравнить чертеж с эскизом. Нанести новые линии Вырезать из цветной бумаги и наклеить Необходимо выполнить 3 фартука. (Слайды 16–19) Первый фасон разбираем на доске. Повторяем правила безопасной работы с колющим инструментом (с ножницами). |
Учащиеся выходят к доске и наносят
новые фасные линии на чертеж. Выполняют моделирование в тетради. Моделирование остальных фасонов выполняют самостоятельно. |
Закрепление | Ответить на вопросы. (Слайд 20) Что такое “моделирование” Виды моделирования. Правила моделирования. Найти на таблице соответствие между эскизом и чертежом фартука. (Слайд 21) |
Работают по таблице и отвечают на вопросы. |
Подведение итогов | Выставляю оценки за практическую работу и за работу на уроке. |
Литература
Каневец О.Ф. Технология. Тетрадь для 5-го класса. Вариант для девочек. 2-я часть. – Саратов: “Лицей”, 2001. – 64 с.