Программные задачи:
- расширить знания детей о подвигах моряков-североморцев, летчиков
в годы Великой Отечественной войны на художественных образах;
- дать представления о видах изобразительного искусства ( живопись,
графика, иллюстрация) и особенностью их средств выразительности;
- познакомить с творчеством Северных живописцев, графиков, иллюстра-
торов;
- способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в
своих творческих работах;
- воспитывать у детей любовь и чувство гордости за свой край.
Словарная работа:
мощь, грозовое время, штрих, плоскость, бомбардировщик, цветовое
разнообразие.
Предварительная работа:
- рассказ воспитателя о подвиге летчика Б.Сафонова;
- чтение и рассматривание книг:
- А.А. Киселев, М.А. Тулин. Улицы Мурманска;
- М.Г. Орешет. Не просто имя – биография страны;
- И.Ю. Ядринцева. О городе Полярном, о флоте легендарном…;
- рассматривание альбома художника-графика М.А. Кирина « Отстояв-
шим Землю Кольскую» и географической карты (Баренцево море);
- экскурсия в музей Северного флота на тему: «Подвиг глазами худож-
ников»;
- рассказ воспитателя о катере «МО-121».
Материал:
репродукции картин:
- П.П.Павлинов. «Бой катера «МО-121» с вражескими
бомбардировщиками»;
- М.А.Кирин. « Бой над Баренцевым морем»;
- иллюстрации С.Э.Абариной к книге И.Ядринцевой « О городе Полярном, о
флоте легендарном…;
- акварель, карандаши, уголь, тушь.
Ход занятия.
Воспитатель:
« Ребята, мы продолжаем знакомиться с творчеством Северных художников, которые в своих произведениях рассказали нам о славных подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Таких художников много, работают они по-разному, по-раз- ному их и называют.
Кистями и красками работают живописцы. Произведение, создаваемое художником-живописцем, мы называем карти- ной, которая изображает мир в цветовом разнообразии и на плоскости.
Я предлагаю вашему вниманию картину художника-живо- писца П.П.Павлинова. «Бой катера «МО-121» с вражескими бомбардировщиками».
Вопросы:
1.Что изображено на картине?
2. Какие цвета использовал художник, рисуя море?
3. Какими красками изобразил небо?
4. Какие цвета преобладают на картине?
5. Какие мысли и чувства вызывает картина?
Воспитатель:
Правильно. Мы чувствуем решимость и сплоченность моряков-североморцев, объединенных общим стремлением – не пропустить и уничтожить врага.
Ну, а в годы огневые
Вышел охранять Россию
Тот корабль сторожевой,
Он на рейде принял бой -
Бой неравный, бой ужасный.
Но надеялись враги напрасно,
Что герои покорятся им без боя!
(И.Ядринцева)
Воспитатель показывает графический рисунок М.А.Кирина «Бой над
Баренцевым морем».
Воспитатель:
« А, вот эта работа относится к искусству графики.
Графика – это искусство изображения предметов линиями и штрихами без использования красок.
В графических работах используются карандаш, уголь,
тушь. Художника, занимающегося этим видом искусства,
называют графиком.
Этот графический рисунок выполнен художником-графиком Михаилом Александровичем Кириным.
В нем художник запечатлел подвиг летчика Бориса Сафонова. И назвал он свою работу « Бой над Баренцевым морем».
Здесь всюду очень четко видны линии, штрихи, контуры,
пятна.
Вопросы:
1. Что вы видите на рисунке?
2. Как вы догадались, что атакует русский самолет?
3. Каким цветом художник изобразил русский самолет и вражеский?
4. Какого цвета больше на рисунке? Почему?
5. Какие чувства испытываете, глядя на работу?
Воспитатель:
« Преобладание на рисунке черного цвета, говорит нам о том,
что летчику Борису Сафонову пришлось столкнуться с ог-
ромной « стаей» вражеских самолетов. Но, глядя,как бесстрашно герой сражается с врагом, то охотно верится в то, что нет
на земле такой злой и страшной силы, которую бы не одолела
наша армия.
И во время грозовое
Знал и верил наш народ:
Справедливо, если воин
В бой за Родину идет.
Потому и победили
Мы фашиста в тех боях:
В небесах его разбили
И на суше, и в морях.
(И.Ядринцева).
Воспитатель:
Слава героям-авиаторам!
Мы тоже будем летчиками.
Проводится игра – самопроекция «Летчики».
Дети строятся в две колонны, под музыку они «летают» по залу, расставив
руки в стороны-«самолеты».
По сигналу строятся в две колонны, присев на одно колено, руки – в стороны ( «самолеты приземлились»).
Побеждает команда, быстрее построившаяся.
Воспитатель:
« Ребята, многие поэты и писатели в своих произведениях то
же прославляли героизм и мощь нашей армии в годы Вели-
кой Отечественной войны.
А, чтобы, мы, как можно ярче смогли представить себе события тех далеких, военных лет, художники рисовали рисунки,
сопровождающие текст – иллюстрации. Таких художников называют иллюстраторами.
Воспитатель показывает иллюстрации С.Э. Абариной.
Воспитатель:
« О мужестве и отваге наших земляков поведала нам в своей
книге « О городе Полярном, о флоте легендарном…» поэтес-
са Ирина Юрьевна Ядринцева, а Светлана Эрнестовна Абарина нарисовала к стихам иллюстрации.
Вопросы:
1. Что изобразил художник на рисунке?
2. Какими цветами изображено небо?
3. Какими красками нарисовал художник русские и немецкие самолеты?
4. Что происходит на земле?
5. Как вы думаете, кто победит в этом бою?
6. Как бы вы назвали этот рисунок, работу?
Воспитатель:
« Ребята, вы познакомились с разными видами изобразительного искусства. Какими? Живописью, графикой, иллюстрци-
ей. Рассмотрели работы художников, занимающихся этими видами искусства.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти три работы».
Вопросы:
1. О чем поведали художники в своих работах?
2. Что объединяет все три работы?
Правильно. Хотя работы мурманских художников очень разные – и по манере исполнения, и по эмоциональному настро- ению, но всех их объединяет любовь к своему краю, чувство гордости за наших земляков, беспощадно громивших врага в военные годы.
Авиация морская -
Гордость северного края.
Знают все до одного:
В Заполярье ПВО
Зорко небо охраняет.
Помнит летчиков сынов,
Наша флотская столица
И героями гордится
Ведь они не умирают…
И поныне называют
Их святыми именами
Улицы. Навеки с нами
Вместе в городе живут
Те, кто шел на ратный труд.
Колышкин, Сивко, Гаджиев
И Сафонов – вечно живы!
Повторить опять готовы
Подвиг Саши Ковалева
Те упрямые мальчишки,
Что о них читали книжки.
Только помните: война
Нам сегодня не нужна!
Воспитатель:
«Давайте и мы выразим любовь к нашему краю в рисунках. Я предлагаю вам почувствовать себя художниками».
На столах разложены краски, карандаши, тушь, угольки. Перед рисованием
воспитатель напоминает правила: можно разговаривать шепотом, просить
помощи, нельзя кричать, толкать друг друга.
Звучит музыка. Дети работают. Индивидуальная работа во время занятия,
уточнения.
По окончании рисунки рассматриваются. Воспитатель благодарит детей.