Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физики

Разделы: Физика


Актуальность темы формирования коммуникативных умений учащихся обусловлена трудностями перехода от индустриального общества к информационному, который вносит соответствующие коррективы в процессы обучения и воспитания школьников. К выпускнику предъявляются требования, связанные с внедрением новых информационных технологий в процесс профессионального обучения и в дальнейшую трудовую деятельность. Известный американский педагог И. Гудлэд среди приоритетных целей современного школьного образования называет и "формирование позитивной Я-концепции и навыков межличностных отношений" (Goodlad, 1994). Российские ученые считают, что современный выпускник школы должен уметь "грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях". Переход к личностно ориентированному образованию, имеющему гуманистическую направленность, должен обеспечить для учащихся возможность "совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения" (Полат, 2003).

Особенность современной образовательной системы, в том что, "традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба" (Айсмонтас, 2002). В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних старшеклассников.

Присутствие компьютера в учебной аудитории и использование его в качестве партнера учителя, создает новые коммуникационные каналы, а, следовательно, и новые проблемы: психологические, педагогические, методические, дидактические. Видоизменяются коммуникативные умения, которые традиционно прививались школьникам, появляются коммуникативные умения, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении. Как привить ученику и традиционные коммуникативные навыки, и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе? В погоне за современными технологиями не стоит забывать о традиционной коммуникативной деятельности человека, ее важности для познания окружающего мира, удовлетворения потребности в знаниях. Зачастую массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств обработки, передачи и хранения информации имеет наряду с положительными аспектами (развитие интеллектуального потенциала, активизация познавательной деятельности учащихся) и отрицательные (замена "живого" общения с учителем, на "общение" с обучающими программами, уменьшение времени непосредственного межличностного общения).

Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных психологических исследованиях В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений.

Основные особенности понятий "общение" и "коммуникация" проанализированы в философской (А. А. Брудный, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин), в психологической (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, Б. Г. Ананьев, Ю. М. Жуков, В. Г. Мясищев, А. У. Хараш), и педагогической (В. А. Сухомлинский, В. Я. Ляудис, А. В. Мудрик) литературе.

Будем считать коммуникацией такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств. Отметим, что тождественность и/или степень схожести понятий "общение" и "коммуникация" зависит от контекста, в котором они рассматриваются. Коммуникация разнообразна, также как и составляющая ее основу информация.

Различия восприятия, понимания и переработки информации участников коммуникативного процесса ведут к появлению коммуникативных барьеров - психологических препятствий на пути адекватной передачи информации. Могут возникнуть объективные и субъективные барьеры, например, фонетическое непонимание (быстрая речь, слова-паразиты), социально-культурные барьеры (политические, религиозные, профессиональные и др., приводят к разной интерпретации понятий), семантические (различие в тезаурусах) и стилистические (несоответствие содержания и стиля, формы изложения), логические ("женская", "детская" и проч. логика), барьеры отношения (чувства неприязни, предвзятость, отсутствие авторитета) (Волков, Волкова, 2003).

Коммуникативный подход технологической организации учебного процесса условно можно назвать так:

1. Ученик выступает как источник информации по изучаемой проблеме.

Варианты:

- в процессе самостоятельной работы;

- в режиме диалога обсуждаются вопросы, доказываются положительные стороны обсуждаемой проблемы;

- приводятся конкретные доказательства правоты своей точки зрения.

2. Рефлексия возникших "психологических барьеров".

3. Самосознание в данном поле коммуникации.

Ученику необходимо ответить на ряд вопросов:

- В чем разобрался?

- Что вызвало интерес?

- Что понравилось?

4. Работа учащихся в группах.

При реализации данного приёма от учащихся требуется уважительное отношение к различным точкам зрения.

5. Учет приёмов невербального общения.

В зависимости от развития учебной дискуссии ученик может выступать в роли:

- лектора, когда делает сообщение по проблеме;

- обозревателя, делает обзор литературы;

- комментатора выступающего со своими суждениями, пользуясь своими знаниями по проблеме.

Результативность участия в дискуссии проявляется в трёх аспектах: эмоциональном, когнитивном, поведенческом.

При проведении уроков: дискуссий, диалогов, турниров, "круглый стол", конференций используются методические рекомендации, которые составлены мной и моими учениками.

Коммуникативные умения.

- Умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

- Умение вести дискуссию.

- Умение отстаивать свою точку зрения.

- Умение находить компромисс.

- Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Методические рекомендации для учащихся.

- Правила ведения диалога:

а) каждый - активный участник разговора;

б) перешептывания, неуместные злые шутки запрещаются;

в) меткое слово приветствуется;

г) говори, что думаешь, думай, что говоришь;

д) внимательно вслушивайся в слова собеседника, вникай в их смысл;

е) будь тактичным, искренним, откровенным, вежливым, самокритичным;

ж) умей вникать в доводы;

з) умей доказывать, оценивать аргументы, возражать;

и) умей подводить итоги.

- Правила ведения дискуссии:

а) четко очертите круг обсуждаемых вопросов;

б) выслушивайте все аргументы и контраргументы;

в) не спешите обобщать, делать выводы;

г) неуместные злые шутки запрещаются;

е) аргументируя, опирайтесь на законы логики;

ж) если одно суждение утверждает, то другое отрицает, третьего не дано;

З) будьте тактичными, откровенными, вежливыми, самокритичными, принципиальными;

и) всякая правильная мысль должна быть обоснована.

- Правила для умения отстаивать свою точку зрения.

а) сконструируйте свой ответ;

б) обдумайте каждый свой шаг;

в) обоснуйте и аргументируйте свой шаг;

г) оформите свою мысль в устной и письменной речи;

д) оцените с точки зрения разумности и рациональности, необходимости, полезности;

е) проведите пооперационный самоконтроль и самооценку своих действий.

- Правила для умения находить компромисс:

а) внимательно вслушивайтесь в слова собеседника, вникайте в их смысл;

б) выслушивайте все аргументы и контраргументы;

в) всякая правильная мысль должна быть обоснована;

г) оцените с точки зрения разумности и рациональности;

д) выделите все положительные и отрицательные стороны аргументов;

е) проведите самооценку своих действий.

Перспективным видится выяснение условий развития коммуникативных умений учащихся, с элементами профессионально ориентированного развития; исследование возможностей общения, связанных с совершенствованием программного обеспечения и расширением технических возможностей мультимедиа; разработки методики развития коммуникативных умений учащихся с использованием ИКТ.