Педагогическая технология. Компетентностно - ориентированная.
Цель.
1) Закрепить умения чертить отрезки, геометрические фигуры, умения сравнивать длины отрезков и преобразовывать именованные числа, сравнивать площади геометрических фигур.
2) Развивать мышление, пространственные представления, умения работать в паре.
3) Воспитывать чувства солидарности и взаимовыручки.
Оборудование: картинки, карточки с заданиями, геометрические фигуры, ручки, линейки, карандаши, сигнальные кубики, папки с теоретическим материалом.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Тема и цель. Сегодня на уроке мы будем чертить и сравнивать отрезки, преобразовывать именованные числа, решать задачи.
ІІІ. Основная часть. Сказка-игра.
- Ребята, нам пришла телеграмма. «Дорогие друзья! Мы очень скучаем и приглашаем вас в гости Цып и Цыпа.»
- Кто такие Цып и Цыпа?
- Цып и Цыпа наши друзья цыплята.
- Где они живут?
- Они живут в стране Геометрия.
– Идем к ним?
- Идем.
- Мы снаряжаем экспедицию и отправляемся в страну Геометрию. Взялись за руки, потому что вместе ничего ни страшно и все можно преодолеть.
-Мы шагаем дружно по дорожкам, по лесочкам,
- По большим и малым кочкам. (Потопали ногами под партами)
- Вот она страна Геометрия. Смотрите вокруг ров с водой, как же нам пройти?
- Ой, здесь записка. (Читаем ее.)- Что написано? (мост) Ребята, в эту страну пропускают только тех, кто много знает. Для того, чтобы войти в эту страну надо знать определение каждой геометрической фигуры, применять систематически правила, уметь считать. Если вы покажете свои знания, появится мост, по которому мы сможем перейти ров и попасть в страну Геометрию. Покажите свои знания, выполнив задание № 1.В этом задании даны утверждения, если вы согласны с ними, ставите в таблицу знак “+”, если не согласны - знак “-“.
Задание 1.
2 класс
№ 1. Через одну точку можно провести одну прямую линию.
№ 2. Луч- часть прямой линии, у которой есть начало и конец.
№ 3. Сумма чисел 9 и 7 равна 16.
№ 4. Разность чисел 20 и 1 равна 18.
№ 5.1 дм равен 10 см.
№ 6.Геометрическая фигура, у которой 4 угла, 4 стороны и 4 вершины – это треугольник.
№ 7. Периметр-это сумма длин всех сторон фигуры
3 класс
№ 1. Через одну точку можно провести одну прямую линию.
№ 2 Луч - часть прямой линии, у которой есть начало и конец.
№ 3. Сумма чисел 25 и 7 равна 22.
№ 4. Разность чисел 20 и 1 равна 18.
№ 5. 1 дм 4 см равно 14 см № 6.Прямоугольник, у которого все стороны равны- квадрат.
№ 7. Периметр треугольника со сторонами 3 см, 5см и 7см равен 15 см.
Таблица ответов:
№ |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 7 |
2 кл. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
3 кл. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Учитель. Вот перед нами появился мост и по нему мы вошли в страну Геометрию. Смотрите, две дороги. Какая из них короче? (Ответы детей )
- Как проверить, кто прав?
- Для того, чтобы определить длину дороги, надо измерить части, из которых она состоит и найти их сумму. Чем измеряют длину? (Линейкой, рулеткой). Эта линейка называется метр, почему? ( Ее длина составляет 100 см или 1 м.) Какие единицы длины вы знаете? ( мм, см, м, км)
– Длину каких предметов можно измерить с помощью каждой из этих единиц? (тетрадь в мм и см, доску в дм и м, расстояние до города в км). Сколько см в 1 дм? Мм в 1см, дм в 1 м ? ( 1 дм=10 см, 1 см = 10 мм, 1м= 10 дм, 1м= 100 см)
– Выполняем задание № 2. Ученик 2 класса находит длину дороги №1 (слева),ученик 3 клас- са длину дороги № 2 (справа). В это время все дети выполняют задания самостоятельно.
Задание 2. Найди длину дорожки.
2 класс Найди длину дорожки № 1. 6дм + 9 дм = 15 дм -Превратите дм в м и дм. 1 м = 10 дм 15 дм- 1дм=5 дм 15 дм=1 м 5 (третий класс помогает второму) |
3 класс Найди длину дорожки № 2 5дм+2дм + 2дм +2 дм+2 дм + 2дм =15 дм 1 м = 10дм 15 дм -10 дм=5 дм дм 15дм =1 м 5 дм |
Вывод: длины дорожек равны.
-А как можно было пройти быстрее? - Найти прямую дорогу от А до В, потому что самая короткая дорога-прямая.
- Кратчайшее расстояние между двумя точками - отрезок, который соединяет эти точки, он равен 11 дм. Идем дальше. Что-то не видать наших друзей. Наверное, наши глаза устали, поэтому мы плохо видим. Проведем упражнения для глаз.
– Вот и цыплята. Посмотрите, жителей прибавилось. Грустно цыплятам. Нам нужно теперь построить для них целый город. Справимся? Что будем делать?
- Нам нужно построить домики для цыплят.
- Для этого мы должны выполнить задание № 3. - Откройте конверты, в которых находятся блоки для домов и постройте домики.
Задание 3. Постройте из геометрических фигур домики:
2 класс 3 класс
(Ученики составляют свои домики на парте и у доски)
-Взаимопроверка и проверка третьеклассниками работы у второклассников.
-Чей дом больше? А как можно проверить? ( Наложить их друг на друга )
- Если фигура занимает больше места, то говорят, что площадь ее больше.
-дом Цыпа занимает больше места, значит его площадь больше . Теперь проверьте, почему этот дом больше. У него больше площадь крыши и площадь стен . (Наглядный показ.)
- Жарко цыплятам летом, но хочется им играть на улице, особенно они любят возиться в песке. Построим им песочницу?
Физкультминутка «Цыплята»
-Утром цыплята проснулись, глазки открыли и потянулись.
Ножками потопали. Крыльями похлопали.
Клювом зерна поклевали и пошли гулять.
Задание 4. Построй песочницу.
-Чья песочница имеет площадь больше? Трудно определить наложением. В таких случаях нужно использовать другой метод. У вас на столе квадрат и прямоугольник. Сравните их наложением.
-Трудно? Поищите выход.
А теперь переверните их. Обе фигуры разделены на квадраты. Сосчитайте их. В той фигуре, где больше квадратов - больше площадь. Запомните : площадь измеряют в квадратных см, дм ² м².
-Наши цыплята устали играть и решили побегать. Задание 4. Любят цыплята бегать наперегонки. Цып пробежал 1 м, а Цыпа 99 см. Кто из них пробежал больше и почему?
3 класс 100 см- 99 см = 1 см Цып пробежал на 1см больше |
2 класс 1 м-это 100см 100 см ≥99см |
-Развеселились цыплята и стали спорить, на чьей улице больше домиков. Давайте помирим их, сосчитаем все домики.
Задание 5. Реши задачи. (Самостоятельно, взаимопроверка).
2 класс. На одной улице 9 домов , а на другой на 3 дома больше. Сколько домов на второй улице? 9+3=13 (д) Ответ: 13 домов на 2 улице. |
3 класс. На одной улице 9 домов, а на другой - на 3 дома больше. Сколько домов на двух улицах? ( 9+3)+9=20 (д) Ответ: 20 домов на двух улицах.
|
-Хорошо в стране Геометрии, но нам пора. Попрощаемся с цыплятами и шагаем в класс. Обобщение. Проверим, кто был внимательнее. Задание 6.Работа с сигнальными кубиками. Игра «Да или нет»:
- В 1м 10 дм (да). 100см=1м (да), площади фигур измеряется в м, дм, см ( нет, в см,² м², дм²). 1дм 1 см=11 см ( да),12 мм=1 дм 1 см( нет, 12 мм = 1см 2мм), 8 см ≥ 9см (нет, 8 см≤ 9 см, , 5см ≥5 м ( нет, 5см≤ 5 м),6 дм=6м ( нет, 6 м = 60 см).
ІV. Итог урока. - Где мы сегодня были? - Зачем мы туда ходили? - Для чего нужна в жизни геометрия?
V. Задание на дом. Измерить длину и ширину своей комнаты.