Пояснительная записка
Начало XXI века ознаменовалось новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:
- практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов;
- опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.
Элективный курс "Азбука потребителя" обеспечивает формирование:
- уважения к праву;
- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;
- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с неизвестным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
- систематических знаний в системе права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей составляющих основу социальных умений и навыков;
- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Элективный курс "Азбука потребителя" ставит своей целью расширить знания учащихся в области потребления, показать возможность цивилизованного выхода из сложных жизненных ситуаций, привить обучающимся навыки грамотного потребления, знание механизмов защиты прав потребителя.
Задачи элективного курса "Азбука потребителя":
- формирование культуры потребления, гражданской грамотности через изучение "Закона о защите прав потребителей";
- осуществление практической деятельности школьников в области потребления;
- формирование активной жизненной позиции обучающихся;
Данный курс имеет прикладной характер, направлен на практико-ориентированную деятельность.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, из них на аналитическое изучение материала отведено 25 ч, на практические занятия - 9 ч.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания обществоведческого образования.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы элективного курса, находятся в соответствии с Примерной программой на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2004.
При составлении программы элективного курса "Азбука потребителя" использован следующий учебно-методический комплекс:
- Учебник: Обществознание. Учебное пособие для 8-9 кл. - М.: Русское слово, 2008. Авторы: А. И. Кравченко.
- Учебник Основы правовых знаний. Учебное пособие для учащихся 9-х классов. Издательство ВИТА - ПРЕСС М., 2008 год.
- Учебник Виноградовой И.Н., Кокорева Р.А. Основы потребительских знаний. Допущен Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве пробного учебника. М.: "М-ПРЕССА", 1997
- Программа курса "Обществознание" для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2008. Авторы: А. И. Кравченко. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
- Крючкова П.В., Кузнецова Е.В. Основы потребительских знаний. Методические рекомендации. М.: "М-ПРЕССА", 2003
Программа элективного курса "Азбука потребителя"
РАЗДЕЛ I. Потребитель и потребительское поведение.
ТЕМА 1. Потребитель - кто он.
Рынок. Потребитель. Суверенитет потребителя. Материальные блага. Нематериальные блага. Производитель, исполнитель, продавец. Спрос, предложение. Формирование спроса. Зависимость спроса от предложения. Товары, услуги, работа.
ТЕМА 2. Правильно ли мы выбираем.
Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Виды потребностей: физиологические, потребности безопасности, социальные, потребность в уважении, потребность в самореализации. Потребности и способы их удовлетворения. Индивидуальный характер потребительских предпочтений. Уровень культурного развития. Доходы. Бюджетные ограничения. Уровень индивидуальных запросов. Дополнительные факторы (возраст, рост, пол, национальная среда). Полезность. Склонность к риску. Выгода. Издержки. Цена выбора.
ТЕМА 3. Продажа и реализация товаров и услуг.
Торговля. Оптовая и розничная торговля. Посредник, его роль в торговых операциях. Сбыт. Стимулирование сбыта. Специализированные магазины, универсальные магазины, магазины самообслуживания. Достоинства и недостатки покупок в сетевых магазинах. Импульсивные покупки. Традиционные покупки. Продажа товаров с открытой выкладкой. Ярмарки и рынки. Посылочная торговля. Торговля через Интернет. Аукционы. Торговые агенты. Гарантия и гарантийные документы. Относительные и абсолютные цены. Инфляция.
РАЗДЕЛ II. Что нужно знать потребителю.
ТЕМА 4. Источники информации для потребителей.
Способы получения и переработки информации. Советы друзей и знакомых как способ получения информации. Информация, которую дает производитель. Оферта. Акцепт. Договор. Независимые источники информации. Специальные потребительские издания. Способы использования потребительской информации. Реклама как способ получения информации.
ТЕМА 5. Как читать этикетку товара.
Упаковка товара как носитель информации. Маркировка товара. Экологическая безопасность товара, экологические символы. Стандарты качества и безопасности. Международные символы безопасности. Информация о составе продукта. Штрих-код. Знаки, используемые в этикетке товара. Срок годности. Правила пользования товаром. Разрешенные и запрещенные биологические добавки. Генетически модифицированные продукты.
ТЕМА 6. Сертификация.
Сертификат. Сертификат соответствия. Стандарты: ГОСТ, ISO. Потребительские испытания. Организация потребительских испытаний. Сравнительные потребительские испытания. Подделки и двойники товаров.
ТЕМА 7. "Реклама - двигатель торговли"
Реклама. Задачи рекламы. Каналы и способы распространения рекламы. Критерии выбора каналов распространения рекламы. Фирменный стиль в рекламе. Рекламодатель. Рекламная акция. Рекламные кампании. Рекламный слоган. Прямая массовая почтовая рассылка (спам). Рекламное преувеличение. Рекламный трюк. Скрытая реклама. Недобросовестная реклама. Регулирование рекламы. Ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу. Социальная реклама. Публичная оферта. PR-служба. Пресса и ее роль в рекламном процессе.
Раздел III. Потребитель и расчетные механизмы.
ТЕМА 8. Из чего складываются расходы.
Потребности и возможности. Бюджет: сбалансированный и несбалансированный. Дефицит и профицит. Расходы. Типы расходов: текущие и долговременные, запланированные и внезапные. Экономия и качество. Долг, займ. Проценты. Клад.
ТЕМА 9. Кредит.
Ссудный капитал. Банк как кредитная организация. Кредит. Виды кредитов. Стоимость кредита. Обеспеченные и необеспеченные кредиты. Кредиты под залог. Поручительство. Кредитная линия. Кредитный союз. Кредитные кооперативы. Ипотека.
ТЕМА 10. Как не попасть в кредитную зависимость.
Кредитная история. Погашенный кредит. Кредитные базы данных. Условия займа. Реальный расчет процентов. Ежемесячные платы. Первоначальный взнос. Ограничения на выдачу кредитов. Изменения процентной ставки. Ответственность за несвоевременное погашение кредита. Долговая яма. Банкротство.
ТЕМА 11. Приумножение капитала.
Сбережения. Рантье. Процент с дохода. Деньги - в "рост". Вклады. Инвестиции. Надежность вложений. Доходность. Реальная доходность. Азартные игры: риск, проблемы и опасность.
ТЕМА 12. Жить лучше, покупать дешевле.
Экономия денег без ущерба для качества приобретаемых благ. Взаимосвязь цены и качества. Проблема "пиратства". Скидки. Причины предоставления скидок. Невыгодная скидка. Дисконтные системы. Дисконтные карты. Купоны, лотереи, распродажи. Сезонные распродажи. Распродажа при ликвидации торгового предприятия.
ТЕМА 13. Валюта и валютные операции.
Валюта. Твердая и мягкая валюта. Валютные курсы. Обмен валюты. Правила обмена валюты. Специализированные обменные пункты. Валюта и потребитель. Валютные операции. Комиссия за совершение валютных операций. Валюта: настоящая и поддельная. Ответственность за фальшивомонетничество. Защита купюр. Платежеспособные и неплатежеспособные купюры. Детекторы валюты. Мировые деньги. Региональная валюта.
ТЕМА 14. Безналичный расчет.
Наличный и безналичный расчет. Электронные деньги. Банковские карты. Виды банковских карт: кредитные и дебетовые карты. Банкомат. Защита банковских карт. PIN-код. Платежные системы. Банки-эмитенты. Ценные бумаги. Дорожные чеки. Долговая расписка. Вексель. Акция. Дивиденд. Облигация. Государственный займ. Рынок ценных бумаг. Финансовые пирамиды и их опасность.
РАЗДЕЛ IV. Права потребителя.
ТЕМА 15. Главный закон для потребителей.
Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. Потребительское законодательство. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца). Возможность ремонта и технического обслуживания товара. Безопасность товара. Право на информацию об изготовителе. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре. Ответственность за нарушение прав потребителей. Имущественная ответственность. Компенсация ущерба, морального вреда. Расторжение договора. Замена товара ненадлежащего качества. Сроки удовлетворения требований потребителя. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
ТЕМА 16. Этика потребительского поведения.
Этика и этические нормы. Конфликт и способы его разрешения. Вежливость и аккуратность. Взаимовежливость. Эффективность этического поведения. Компромисс.
ТЕМА 17. Как вести себя в магазине.
Срок годности продовольственных товаров. Обсчет, обвес, способы защиты от обсчета и обвеса. Обмен доброкачественного товара. Претензия. Гарантия, гарантийный срок. Срок службы товаров. Товарный чек. Книга жалоб и предложений.
ТЕМА 18. Поведение в сфере услуг.
Услуги. Бытовые услуги. Служба быта. Медицинские услуги. Образовательные услуги. Платные образовательные и медицинские учреждения. Лицензия. Договор на оказание услуг. Ответственность исполнителя. Неустойка. Квитанция.
ТЕМА 19. Мы и транспорт.
Пассажир. Перевозчик. Виды перевозок. Класс перевозки (первый, бизнес-класс, эконом-класс, плацкарт, купе, С/в). Права и обязанности пассажира и перевозчика. Договор перевозки. Багаж. Тариф. Билет. Проездной билет. Сроки годности билетов. Возврат билетов в кассу. Комиссионные сборы. Страховка пассажира и багажа. Ответственность перевозчика при возникновении несчастного случая.
ТЕМА 20. Как уберечь себя в путешествии.
Туризм: организованный и неорганизованный. Маршрут. Турагентства, туроператоры. Договор на оказание туристических услуг. Туристическая путевка. Визовая поддержка. Условия отдыха. Медицинская страховка. Отказ от поездки. Гостиницы. Класс гостиницы. Защита прав путешественника согласно договору.
ТЕМА 21. Проблема защиты окружающей среды.
Потребитель и окружающая среда. Проблема защиты окружающей среды от неблагоприятных последствий человеческой деятельности. Проблема реализации отходов. Одноразовая упаковка. Переработка. Мусор, мусороперерабатывающие заводы. "Зеленое" потребление. Экологическое законодательство. Природоохранные и природоресурсные нормы. Права потребителя в области экологии. Борьба за экологию. Экология и здоровье человека.
РАЗДЕЛ V. Защита прав потребителя.
ТЕМА 22. Как защитить свои права.
Государственная и общественная защита прав потребителей. Полномочия федеральных органов по правам потребителей. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Органы общей компетенции: милиция, прокуратура, суд. Органы специальной компетенции. Федеральная антимонопольная служба. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт). Общественные организации потребителей. Договор как средство защиты прав потребителя. Соблюдение условий договора. Товарный чек и его роль в защите прав потребителя.
ТЕМА 23. Защита прав потребителя в суде.
Адвокат. Адвокатская тайна. Коллегия адвокатов. Защита интересов потребителя. Юридическая помощь в заключении договора. Помощь в случае нарушения договора. Помощь в случае судебного разбирательства. Платные и бесплатные адвокатские услуги. Суд и судебное разбирательство. Право потребителя на обращение в суд. Судебный процесс и судебные издержки. Иск, исковое заявление. Мировое соглашение. Судебное решение. Исполнение судебного решения.
Учебно-тематическое планирование курса
№ темы | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
РАЗДЕЛ I. Потребитель и потребительское поведение | ||||
Тема 1 | Потребитель - кто он. | 1 | ||
Тема 2 | Правильно ли мы выбираем. | 1 | ||
Тема 3 | Продажа и реализация товаров и услуг | 1 | ||
РАЗДЕЛ II. Что нужно знать потребителю | ||||
Тема 4 | Источники информации для потребителей. | 1 | ||
Тема 5 | Как читать этикетку товара? | 1 | 1 | |
Тема 6 | Сертификация. | 1 | ||
Тема 7 | "Реклама - двигатель торговли". | 1 | 1 | |
РАЗДЕЛ III. Потребитель и расчетные механизмы | ||||
Тема 8 | Из чего складываются расходы? | 1 | 1 | |
Тема 9 | Кредит. | 1 | ||
Тема 10 | Как не попасть в кредитную зависимость. | 1 | ||
Тема 11 | Приумножение капитала | 1 | ||
Тема 12 | Жить лучше, покупать дешевле. | 1 | 1 | |
Тема 13 | Валюта и валютные операции | 1 | ||
Тема 14 | Безналичный расчет. | 1 | 1 | |
РАЗДЕЛ IV. Права потребителя | ||||
Тема 15 | Главный закон для потребителей. | 2 | ||
Тема 16 | Этика потребительского поведения. | 1 | 1 | |
Тема 17 | Как себя вести в магазине? | 1 | ||
Тема 18 | Поведение в сфере услуг | 1 | 1 | |
Тема 19 | Мы и транспорт | 1 | ||
Тема 20 | Как уберечь себя в путешествии. | 1 | ||
Тема 21 | Проблема защиты окружающей среды. | 1 | ||
РАЗДЕЛ V. Защита прав потребителей | ||||
Тема 22 | Как защитить свои права. | 1 | ||
Тема 23 | Защита прав потребителя в суде. | 1 | 2 | |
Итоговое занятие: обзор пройденного материала. | 1 | |||
Итого часов: | 34 | 25 | 9 |