ЦЕЛЬ: обобщить и проверить знания учащихся.
ЗАДАЧИ:
- развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
- определять виды односоставных предложений,
- различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения,
- в состав которых входят односоставные предложения;
- воспитывать любовь к художественной литературе.
СТРУКТУРА УРОКА по технологии встречных усилий (ТВУ)
ЭТАПЫ УРОКА |
ПРИЁМЫ |
1. Начало урока,«разминка» |
создать эмоциональный и интеллектуальный настрой на совместную работу: «отсроченная отгадка» |
2. Контрольно-подготовительный этап урока | «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала: «погружение», «согласен / не согласен» |
3. Сотворчество | поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока и сведение этих усилий в совокупное знание по изучаемому предмету: «кластер» |
4. Контроль знаний | проверка знаний: «разноуровневые задания» |
5. Рефлексивный этап урока | Осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания: «эссе» |
1.РАЗМИНКА.
- И останешься с вопросом
На брегу замёрзлых вод. (П.)
- Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь. (П.)
- Славный снег! Какая роскошь!
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
2. ПОГРУЖЕНИЕ.
Согласен!! не согласен. («Тонкие вопросы») ДА !! НЕТ
1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные- двусоставные предложения? (Нет)
3. « КЛАСТЕР».
Собери опорную схему.
Односоставные | Я, МЫ, ТЫ, ВЫ | |
Определённо- личные | ОНИ, КТО- ТО | |
Неопределённо- личные |
ВСЕ, ЛЮБОЙ | |
Безличные | 1, 2 Л.ЕД.МН.Ч. НАСТ. БУД.ВР. | |
Назывные | 3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР. | |
Обобщённо- личные | СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА. | |
Подлежащее | ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ | |
Сказуемое |
4.ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТОЛЬКО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.(По А.А.Фету)
Один ученик работает у доски. Самопроверка.
- Сядь у моря – жди погоды.
- Какая холодная осень!
- А ручей так и рвётся.
- От звезды, будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное моё.
- Что за вечер!
- Ночь. Не слышно шума городского.
- Будто воды, наши годы станут прибывать.
- Отчего ж не ждать?
- Из-за дремлющих сосен пожар восстаёт.
- Весна. Совсем тепло.
ОТВЕТ: 1, 2,5,6,8,10
5.НУЖНО РАЗЛИЧАТЬ ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
- Что же говорят об этом удальце?(П.)
- Люблю дымок спалённой жнивы. (Л.)
- Тихая, звёздная ночь. (Ф.)
- Кому владеть мечом? (П.)
- Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
- Не отходи от меня, друг мой. (П.)
- На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)
- С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (Ф.)
- Тебе внимать, твой видеть милый взор. (П.)
- Непредвиденный дождь.
ОТВЕТ:
- неопр.- личн.
- опред.- личн.
- назывн.
- безличн..
- обобщ.- личн.
- определ.- личн.
- неопред.- личн.
- безличн.
- безличн.
- назывн.
6.ПАУЗА. «ЗАДАЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»
-Посмотри-ка, - сказал Витя Захаров своему другу Пете,- я нашёл интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причём одного вида.
Вот оно:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.А.Фет
- Я тоже, - отозвался Петя, -- отыскал стихотворение, где все простые предложения и, за исключением первого, относятся к одному и тому же типу. Сейчас я тебе его прочту.
Чудная картина, Свет небес высоких,
Как ты мне родна! И блестящий снег,
Белая равнина, И саней далёких
Полная луна, Одинокий бег.А.Фет
- Покажем эти стихи завтра в классе, - предложил Витя, - пусть подумают все ребята над тем, какого вида эти предложения. Н.Александрович
( В первом стихотворении все предложения безличные, во втором (кроме первого предложения) – назывные).
7. « ЛОТО». Составить схемы предложений.
«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ». Ученик достаёт себе предложение из бочки и делает его разбор, составляет схему.
- Вечерний час, в долину тень сползла. (Л.)
- В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. (П.)
- Подали ужинать, сердце её сильно забилось. (П.)
- Пряный вечер, гаснут зори. (Ес.)
- Смеркалось, подали свечи. (П.)
- И вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою? (П.)
- Благодарю, высылай скорее сына. (П.)
- Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию. (П.)
- На дворе было ещё темно, как Андрияна разбудили. (П.)
«ЗАДАЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ».
Назывными предложениями нельзя злоупотреблять в письменной речи.
Один начинающий поэт прислал в редакцию очень слабые стихи, которые состояли почти сплошь из назывных предложений. Редакция остроумно ответила ему:
« Такие стихи писать легко и приятно. Просто прийти куда-нибудь и перечислять…Вот, например, «Магазин»:
Полы. Прилавки. Покупатель.
Чулки. Сорочек ряд. Духи.
Перчатки. Шляпы. О.Создатель.
О. Как. Легко. Писать. Стихи.
В этом полном иронии четверостишии допущена одна передержка; если вы заметили, то сумеете наверняка найти и предложение, которое никак нельзя отнести к назывным.
Н.Александрович
ОТВЕТ: Первое - двусоставное, второе - назывное, третье – безличное. Последнее предложение не назывное: О создатель! О, как легко писать стихи!
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
Охарактеризуй предложение. Сколько в нём простых предложений?
Шёпот сердца, уст дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
Бледный блеск и пурпур розы,
Речь не говоря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!
ОТВЕТ: Все предложения назывные, 13 запятых, 13 простых предложений.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.
Работа по разноуровневым тестам.
РЕФЛЕКСИЯ.
Поставьте себе оценку за знание этой темы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Напишите сказку:
1 ряд- о Предложениях, всегда готовых обнаружить своё истинное (определённое ) лицо.
2 ряд- о безликих Безличных Предложениях, у которых нет и не может быть лица.
3 ряд- о волшебниках Назывных Предложениях, умеющих кратко сформулировать любую мысль.
8 класс. Односоставные предложения.
1вариант.
1 уровень.
1.Продолжи суждение:
Двусоставные предложения - это
2. Найдите односоставные предложения:
а) Приятно пахнет черемухой.
б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.
в) Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек.
3. Определите тип односоставного предложения:
Настоящую нежность не спутаешь ни с чем .
4.Приведите примеры трёх назывных предложений.
5.Выполните синтаксический разбор.
Сберечь в целости и сохранности национальную духовную родословную без
казахской поэзии невозможно.
2 уровень.
1.Укажите безличные предложения:
а) Меня трясло от злобы.
б) Расцвела под окошком белоснежная вишня.
в) Сегодня поздно рассвело.
2.Замените двусоставные предложения односоставными.
а) С моря дул ветер.-
б) Наступили сумерки.-
3.В тексте указать назывные предложения.
Осень. Она распустила свои крылья. Осень буквально позолотила всё. Листопад.
Земля от листьев яркая, нарядная.
4.Какое суждение верно?
а) Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один из
главных членов.
б) Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один из
второстепенных членов.
в) Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен какой-либо
член предложения - главный или второстепенный.
5.Найдите неполное предложение:
а) Любопытная штука - наша работа.
б) А со двора - на речку.
3 уровень.
1. Соотнесите односоставные предложения с типами.
а) Волшебная осень парков. Определённо-личное
б) Тихо. Неопределённо-личное
в) Ловишь кружащиеся листья. Двусоставное
г) За рекой поют. Безличное
д) Бредут прохожие, осторожно ступая по золотому ковру. Назывное
2.С данными словами составьте односоставные предложения разных типов:
хорошо, дремлют, сверкает, зима, вечер.
3. Поставьте тире:
а) Жизнь человека чудо из чудес.
б) Золото добывают из земли, а знания из книг.
в) Мы звёздное племя крылатых людей.
4 уровень .
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Осень» (5 предложений) с разными типами односоставных предложений.
8 класс. Односоставные предложения.
2 вариант.
1 уровень.
1.Продолжи суждение:
Односоставные предложения - это
2. Найдите односоставные предложения:
а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
б) Я должен был только передать вам письмо.
в) Знаю, что шутишь – а всё-таки верю.
3. Определите тип односоставного предложения:
Большой костер развели на берегу, против поселка.
4.Приведите примеры трёх назывных предложений.
5.Выполните синтаксический разбор.
Человека ценят не по годам и не по деньгам, а по разуму. (пословица)
2 уровень.
1.Укажите безличные предложения:
а) От окопов пахнет пашней.
б) Приятно пахнет сирень.
в) Из открытого окна пахнуло весной.
2.Замените двусоставные предложения односоставными.
а) Я заболел. –
б) Приближается вечер. –
3.В тексте указать назывные предложения.
Ночь. Полное безмолвие. Ни звука. На небе сияет одинокая луна.
4.Какое суждение неверно?
а) Неполные предложения часто употребляются в диалоге.
б) Неполные предложения встречаются во второй части сложных предложений.
в) Тире в предложении означает, что в нем пропущен какой-либо член и что предложение является неполным.
г) Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстановить.
5.Найдите неполное предложение:
а) Не смейтесь над страстным рыболовом, он – служитель прекрасного культа.
б) Трое ворот вели из города, одни – на полдень, другие – на север, а третьи – прямо в Орду.
3 уровень.
1. Соотнесите односоставные предложения с типами.
а) Сегодня ночью в доме не спали. Определённо-личное
б) Чудесная картина осени. Неопределённо-личное
в) Погода прекрасная. Двусоставное
г) Легко дышится. Безличное
д) Иду и не узнаю родного города. Назывное
2.С данными словами составьте односоставные предложения разных типов:
смеркается, город, утро, горят, слышится.
3. Поставьте тире:
а) Мой дом моя крепость.
б) Раздался стук, потом другой, потом третий.
в) Звездное небо точно разноцветный ковер.
4 уровень .
Напишите сочинение - миниатюру на тему «Осень» (5 предложений) с разными типами односоставных предложений.