Цели:
- объяснить сущность опричнины и цели, которые преследовал Иван IV при ее введении;
- на примере конкретной личности показать поведение человека, находящегося у власти;
- показать опричнину как один из способов усиления центральной власти.
Вид урока: изучение нового материала.
Основные понятия: опричнина, самодержавие, земщина, опричник.
Даты:
- 1553г. - болезнь Ивана IV, возникновение недоверия к членам Избранной Рады;
- 1565г. - введение опричнины;
- 1571г. - нашествие Девлет-Гирея и сожжение Москвы;
- 1572г. - разгом Девлет-Гирея русскими войсками под руководством князя Воротынского.
Личности: князь Владимир Старицкий, митрополит Филипп (Колычев), князь Андрей Курбский,боярин И.П.Федоров.
Оборудование: проектор, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки Отечественной истории до XIX в.».
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение новой темы
2.1. Причины роспуска Избранной рады.
2.2. Учреждение опричнины.
2.3. Опричные годы.
2.4. Цели и результаты опричнины.
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Учитель сообщает, что предметом рассмотрения на уроке станет одно из самых спорных явлений времен правления Ивана Грозного – опричнина. В ходе занятия ученикам предстоит познакомиться с политикой усиления самодержавной власти, определить основные причины ее введения, результаты и последствия.
2.1. Рассматривается вопрос о причинах падения Избранной Рады.
Вопросы обучающимся:
- Как назывался кружок единомышленников, созданный Иваном IV?
- Кто входил в Избранную Раду?
- Для чего она была создана?
- Какие реформы в области управления были проведены Избранной Радой?
- Какая сложилась система управления Русским государством в результате реформ?
Прослушав ответы учащихся на экране появляется мультимедийная схема «Система управления Русским государством» (виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Отечественной истории», урок 31 «Реформы Ивана Грозного»).
Учащиеся сравнивают свои ответы со схемой.
Кадр 1.
Ответив на вопрос:
- Какая форма правления сложилась в России в середине XVI в.?
Учащиеся делают вывод о форме правления в России в середине XVI в.
Учитель рассказывает, что в 1560г. Избранная Рада была распущена. Прослушав рассказ учителя, учащиеся должны ответить на вопрос:
- Почему Иван IV распустил Избранную Раду?
Рассказ учителя:
В 1553г. Иван IV внезапно заболел, царь объявил преемником своего малолетнего сына Дмитрия. Бояре должны были присягнуть ему, но многие этого делать не хотели. Кричали, спорили, вспоминали о боярском правлении при малолетнем Иване IV. Некоторые хотели присягнуть Владимиру Андреевичу (двоюродный брат царя). Князь Владимир настраивал народ против малолетнего Дмитрия. Среди сторонников Владимира Андреевича были и деятели Избранной Рады. Сильвестр говорил, что Владимир Андреевич добрый князь, любит советников.
Иван IV выздоровел, но не забыл эту историю.
У деятелей Избранной Рады сложились плохие отношения с родственниками жены царя Анастасии, во внезапной смерти жены Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра.
Иван IV был очень подозрительным, не терпел «мудрых советников», он желал властвовать единолично, ни на кого не полагаясь. Если в начале царствования он набирался государственного опыта и без советников ему невозможно было обойтись, дальше они ему мешали в правлении, он их возненавидел.
Избранная рада считала, что укрепить государственную власть нужно путем медленных постепенных реформ.
Иван IV связывал укрепление государственной власти беспрекословным повиновением поданных. Стремление к усилению царской власти, недоверие к боярскому окружению подводили его к террору. Деятели Избранной Рады опасались опал, массовых казней, сознавая, что всеобщий страх – плохой помощник в государственных делах.
Учащиеся выделяют причины падения Избранной Рады.
2.2. Введение опричнины.
Учащиеся просматривают фрагмент из кинофильма С.Эйзенштейна «Иван Грозный» (диск «Виртуальная школа» (урок 34)).
После просмотра фильма задаются вопросы:
- Куда уехал Иван IV в воскресный день 3 декабря 1564г.?
- На каких условиях он согласился вернуться в Москву?
На доске написано слово «Опричнина». Учитель дает определение этому слову.
Опричнина – это часть княжества, которое выделяли вдове князя «опричь» всех уделов. В данном случае это слово имеет иной смысл- удел царя. В опричнину вошли наиболее развитые районы Русского государства, здесь создавался «государев двор» и особое войско, воинов называли опричниками.
Столицей опричнины стала Александрова Слобода. Учитель зачитывает описание Александровой слободы из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», «Въехав в Слободу, Серебряный увидел, что дворец, или монастырь, государев отделен от прочих зданий глубоким рвом и валом. Трудно описать великолепие и разнообразие этой обители. Ни одно окно не походило на другое, ни один столб не равнялся с другими узорами или краской. Множество глав венчали здание. Они теснились одна возле другой, громоздились одна на другую, и сквозили, и пузырились. Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар птицы слетались в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья.
Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, ситники, повара, конюхи и всякие дворовые люди на всякий обиход.
Немалым богатством сияли слободские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был снаружи яркою живописью; на каждом кирпиче блестел крест, и церковь казалась одетою в золотую сетчатку.
…Они проехали мимо нескольких виселиц, стоявших одна подле другой. Тут же были срубы с плахами и готовыми топорами. Срубы и виселицы, окрашенные черною краской, были выстроены крепко и прочно, не на день, не на год, а многие лета.
…Приезжие вошли на огромный двор… Время от времени по двору прохаживали опричники. Другие сидели на скамьях и играли в шахматы или в зернь…»
На экране появляется старинная гравюра «Александрова слобода» (урок 34. Причины учреждения опричнины. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
Кадр 2.
В Александровой слободе Иван Грозный создал своеобразное опричное монашеское
царство. Учитель описывает облик опричников и на экране появляется кадр из электронного диска (урок 34. Смысл Опричнины).
Кадр 3.
Опричники были одеты в черные монашеские одеяния, к конскому седлу прикреплялись символы преданности царю: метла, чтобы «выметать измену» и собачья голова, чтобы «выгрызать ее».
Учитель задает вопрос учащимся:
- С какой целью была создана опричнина?
2.3. Опричные годы.
Рассмотрим, как дальше происходили события. Иван IV не любил тех, кто был честен, умен, независим.
Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными заранее.
Темы сообщений.
1. Дело боярина И.П.Федорова.
2. Иван Грозный и митрополит Филипп.
3. Поход на Новгород.
После второго сообщения просматривается фрагмент из электронного учебника (урок 34. Судьба митрополита Филиппа).
Кадр 4.
После просмотра фрагмента, учитель задает вопросы:
- Что требовал митрополит Филипп?
- Каким предстает здесь царь?
Прослушав выступления, учитель задает ряд вопросов:
- Какими методами утверждал Иван Грозный самодержавную власть?
- В чем вы видите значение деятельности митрополита Филиппа?
- Почему именно Новгород был подвергнут жестокому испытанию?
Материал о причинах отмены опричнины излагает учитель, предварительно перед учениками ставится вопрос:
- Что подтолкнуло Ивана IV к отмене опричнины?
Рассказ учителя:
После новгородского погрома начались репрессии против тех, кто создавал опричнину. Погибли А.Басманов, Афанасий Вяземский.
В 1571 г. на Москву напал Девлет-Гирей. Многие опричники , разбогатевшие на грабежах, не хотели идти в поход. Хан спокойна дошел до Москвы и сжег ряд районов Москвы, сгорел и опричный дворец Ивана IV. Царь бежал в Александрову слободу, оттуда в Ярославль.
В 1572г. крымский хан решил повторить поход, Иван Грозный выставил против него не только опричное войско, но и земские войска, которые у села Молоди разбили крымцев.
Осенью 1572г. царь отменил опричнину. Прежним владельцам стали возвращать конфискованные земли, слово опричнина стало запретным.
Учащиеся называют причины отмены опричнины.
2.4. Цели и результаты опричнины.
Учитель говорит, что результативность любого реформаторского замысла можно оценить путем анализа соотношения поставленных целей и результатов. Учитель предлагает соотнести цель и результаты.
Работа по составлении. схемы «Цели опричнины».
- Какие цели преследовал Иван IV вводя опричнину?
По ходу обсуждения на экране появляется схема
Кадр 5.
Затем учитель предлагает определить основные результаты опричнины.
Учитель зачитывает отрывок из монографии В.Б.Кобрина «Иван Грозный».
«70-80гг. XVI в. – время тяжелого экономического кризиса. Деревни и села центра запустели. О голоде единодушно твердят все источники…
Это опустошение страны сыграло значительную роль в утверждении крепостного права в России.
… Грозненский террор и установившийся деспотический режим завершили превращение русских дворян в холопов самодержавия.
.. вне зависимости от желаний и намерений царя Ивана опричнина способствовала централизации, была объективно направлена против пережитков удельного времени.
Учащиеся называют последствия опричнины. На экране появляется схема «Последствия опричнины»
Кадр 6.
Учитель задает вопросы:
- Как вы считаете, выполнены цели опричнины?
- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?
- Можно ли в этом случае руководствоваться принципом: «Цель оправдывает средства»?
- Существовала ли альтернатива опричнине?
После всего сказанного учащимися делается вывод.
Вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.
- Как назывался кружок единомышленников, созданный Иваном IV?
- Подведение итогов урока.
Домашнее задание: параграф 6; написать сочинение об Иване Грозном и его времени.