Интегрированный урок чтения и музыки "Осень"

Разделы: Музыка


Вид: урок формирования умений и навыков в коррекционном классе 8 вида.

Урок проводят два учителя: учитель музыки и учитель чтения.

Тип: урок-обобщение.

Тема урока: “Осень”.

Эпиграф к уроку:

“Люблю я осень золотую
Средь листопада и ветров”.
Павел Радимов

Цели урока: создать единое представление об осени.

  • Обучающая: умение выразить впечатления о музыкальном произведении, исполнить песни, вызывающие в воображении разные картины осени; формировать навыки выразительного чтения, грамотную устную речь, обогащать словарный запас.
  • Развивающая: развивать чувство к прекрасному, творческое воображение, музыкально творческие способности.
  • Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание, формирование глубокого уважения к природе, к родному краю, уважение к людям труда.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электро-синтезатор “YАMAHA”, диск “Творчество П.И.Чайковского”, магнитофон, в записи крик журавлей (кассета “Голоса птиц”), цикл “Времена года”: сентябрь – “Охота”, октябрь – “Осенняя песня”, ноябрь – “Охота”. Проектор и экран используются для показа фотографий и картин в сопровождении музыки, оформленных как презентация в Power Point.

Оформление кабинета. На доске: осенние листья, осенние месяцы, портрет композитора П.И.Чаковского. Выставка книг для внеклассного чтения. Овощи в корзинке, фрукты на подносе, фартук.

План урока:

  1. Содержание этапов урока:
  2. Организационный момент.
  3. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
  4. Этап подготовки к восприятию:
  5. Ранняя осень.
  6. Середина осени.
  7. Поздняя осень.
  8. Задания творческого характера на компьютере (выполняются в графическом редакторе Paint).
  9. Итог урока.

Ход урока

Учитель музыки:

– Здравствуйте, ребята.

– Урок у нас будет необычный, мы совместим два предмета: музыку и чтение.

Начнём с песни! Узнайте песню по вступлению.

Исполняют песню “Школьный корабль” – 1 куплет. Музыка: Г.Струве.

Учитель чтения:

– О чём эта песня? О школе.

– Когда начинается учебный год? В сентябре. Какое это время года? Осень.

Об этом празднике расскажет стихотворение.

Стихотворение: “Важный день”.

По одной простой примете
Узнаем мы этот день.
По идущим в школу детям
Городов и деревень.
С.Михалков

– По какой примете узнаём мы праздничный день?

Ответы детей:по идущим в школу детям.

Учитель чтения:

– Как вы думаете, чем мы буем заниматься на уроке чтения и музыки?

Ответ детей:

Читать стих, рассказы, петь песни и слушать музыку.

Учитель чтения: – О каком времени года? Об осени.

Учитель музыки: – Тема нашего урока, Осень”.

На экране появляется изображение Осени.

– Осень, какая это чудная пора! Сегодня мы будем учиться находить это прекрасное в музыке и чтении. А эпиграфом будут строчки Павла Радимова

“Люблю я осень золотую средь листопада и ветров”.

Учитель чтения: – Что вы читали об осени?

Ответ детей:

Стихотворение “Осень”; рассказы В.Бианки “Сентябрь”, “Октябрь”, “Ноябрь”;

сказки “Рыжая листья”, “Лягушка – путешественница”.

Учитель чтения:

– Почему сказки вошли в эту тему: “Осень”? Вспомним, какие периоды можно выделить в этом времени года.

Ответ детей: ранняя, середина, поздняя.

Какие изменения происходят в природе?

Ответы детей:

– Листья опадают, птицы улетают на юг.

Учитель чтения: – Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах Е.Трутнева.

Почему?

Ответ детей: – Это платье золотое у берёзы на плечах.

– О каком платье у берёзы говорится в стихотворении?

Ответы детей: – О жёлтых листьях.

Учитель музыки:

– Какие песни об осени вы знаете, которые передают радостное настроение уходящего лета и начала осени?

– Песня: “ОСЕНЬ” Музыка: А.Варлаамова.

Предлагаю спеть песню.

Спасибо за выступления.

Учитель чтения:

На уроке окружающего мира в 1классе, о каких приметах вы говорили?

Ответы детей: Листопад, ветер, дождь.

– А еще вы знаете стихотворение: Что дарит осень”?

Ходит осень в нашем парке
Дарит осень всем подарки
Бусы красные – рябине
Фартук розовый – осине
Зонтик желтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.

Учитель музыки:

Какую песню о дождике вы знаете?

Ответ детей:Капельки”.

– Предлагаю спеть песню: “Капельки”. Музыка: П.Павленко.

Исполняют песню.

– Спасибо за выступления.

– Правильно композитор передал настроение песни?

Учитель чтения: – Осень, обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят. А.Толстой.

– О каком явлении говорится?

Ответ детей: Листопад.

Учитель чтения:

–Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора

– Как называется самая красивая пора осени?

Ответ детей. Золотая осень.

Показ слайдов:

Фото нашей местности, картина Левитана “Золотая осень

Учитель музыки:

– Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: П.И.Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах “Времена года”, Р.Шуман и другие.

– Мы говорим о начале Осени “Сентябрь”, как назвал произведение П.И.Чайковский?

Ответ детей: “Охота”

Учитель музыки:

– На чем раньше выезжали на охоту, и кого композитор изобразил в этом произведении? Почему на лошадях?

Прослушивание фрагмента из музыкального произведения “Сентябрь-Охота ” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского

– Услышали? Какое настроение вызывает данная музыка П.И.Чайковского?

Музыка: зовет за собой, передает бег лошадей, охотничьи рожки.

Настроение: светлое, радостное.

Учитель чтения:

– Октябрь уж наступил. Много у людей осенью забот.

– Чем заняты люди?

Убирают с огородов овощи, заготовляют корм, и т.д.

– С огородов убраны овощи и фрукты, с полей убран хлеб.

– А как хлеб на стол приходит? (Сеют, жнут, мелют, пекут)

– Много труда вложено в это. Берегите хлеб не оставляйте кусочки и не бросайтесь хлебом.

Учитель: (Повязывает фартук, берет корзинку с овощами и под музыку с пением подходит к ребятам, выкладывает овощи на стол)

Исполняется песня: “Овощи” Ю.Тувим (Хозяйка с базара однажды пришла)

Учитель чтения:

– Дни и ночи стали холоднее, всё чаще моросит дождь. Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу. Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу. Птицы и звери готовятся к зиме. Как?

Ответы детей:

Учитель музыки:

– Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.

Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

– В какой знакомой песне поётся о грустном настроении птицы, которой не хотелось улетать, но холодный дождь, ветер, пасмурная погода, вынуждают покинуть насиженные места?

Предлагаю спеть песню: “Скворушка” Музыка: Т.Попатенко.

– Спасибо за исполнения.

Показ слайдов – октябрь.

Учитель музыки:

– Середина “ Осени” – Октябрь, как П.И.Чайковский назвал это произведение?

Ответ детей: Октябрь – “Осенняя песня”.

– Что изобразил и какое настроение передал композитор в этой музыке?

Ответ детей: Настроение: грустное и печальное.

Слушаем фрагмент: “Осенняя песня” П.И.Чайковского.

– Передал композитор то настроение, о котором мы с вами говорили, читали стихи и исполнили песню?

Учитель чтения:

– Скучная картина, тучи без конца. Дождик так и льется, лужи у крыльца.

– О какой поре осени говорит поэт?

Ответы детей: Поздняя осень.

– На дворе ноябрь месяц. “Унылая пора…” говорит А.Пушкин.

– В народе этот месяц называют “полузимником”. Почему?

Ответ детей: Грязник, зимник

Чтение рассказа В.Бианки Ноябрь”.

– На уроке русского языка Катя писала сочинение на тему “Поздняя осень” по произведению Мамина - Сибиряка “Серая Шейка”. Чтение сочинения.

Учитель музыки:

– Осень никогда не повторяется – каждый месяц она приносит нам что – то новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем, а иногда заставляет нас грустить и печалиться.

Предлагаю исполнить песню: “За осенними тучами где-то” Музыка; А.Варлаамова

– Спасибо за исполнения.

– Действительно, незаметно за опадающими листьями к нам приходит зима. Композитор в своем произведении изобразил кружение, падение листочков и снежинок.

– Какой это танец? Вальс.

Птицы больше не слышны
Улетели до весны.
К нам снежинки прилетят
Станет белым желтый сад.

Почему белым станет сад?

Ответ детей:

Учитель музыки

– Как называется произведение П.И.Чайковского “Ноябрь”?

Ответ детей: “На тройке”.

– Почему на тройке? Что изобразил композитор?

– Да, выпал снег, земля замерзла, лошади, запряженные, в сани бегут по дороге и слышен весёлый звон колокольчиков.

Предлагаю, прослушать фрагмент музыкального произведения. “На тройке” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.

Услышали радость и звон колокольчиков!?

Учитель:

Уже позванивают льдинки.
Уже прохладна синева,
Уже висят на паутинке
Ее прощальные слова.
В сухом бору дремота сосен,
Покоем веет от полей.
На юг уходит наша осень,
Держась за нитку журавлей (Крик журавлей в записи)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание: Раскрасить картину осени в графическом редакторе Paint, соответствующей строчкам стихов.

Учитель: садимся за компьютеры, читаем строчки стихов, думаем, к какому периоду Осени относятся они и постарайтесь передать в красках нарисованный рисунок.

Звучит музыка из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.

Анализ рисунков.

Итог урока.

– Интересно было на уроке? А чем он был интересен?

Выставление оценок за урок.

– Спасибо за урок.

Приложение.