Лабораторно-творческая работа по математике в 5-м классе

Разделы: Математика


Тема: «Площади. Равновеликие фигуры»

(класс коррекции, VII вида)

Образовательные цели и задачи:

  1. Продолжаем работать над формированием понятия « площадь»;
  2. Умение работать с формулами площади прямоугольника S = ab и квадрата S= a2 в стандартных и в измененных условиях;
  3. Подвести к понятию «равновеликие фигуры».

Воспитательные цели и задачи:

  1. Продолжаем уделять внимание самоконтролю при проведении лабораторно-творческих работ;
  2. Учимся аккуратности и экономному распределению чертежей на листках бумаги;
  3. Воспитываем критическое отношение к своим возможностям.

Развивающие цели и задачи:

  1. Развитие внимания;
  2. Развитие умения обращаться к раннее изученному материалу;
  3. Развитие умений находить ответы на возникающие вопросы с помощью наглядных примеров, выполненных своими руками.

Оборудование:

ножницы, клей, цветная бумага, листок в клетку, линейка, карандаш, ластик, цветные карандаши, учебник «Математика 5» под ред. Н. Я. Виленкин и др. Издательство «Мнемозина», Москва 2007.

Структура урока:

  1. Организационный момент: 2 мин
    а) проверка к готовности урока;
    б) сообщение целей урока. На доске в правом верхнем углу написан ход урока.

    1) № 716, № 717 ,№ 720 (выполняем устно по готовым чертежам); 5 мин
    2) лабораторно-творческая работа;
        - два задания выполняем коллективно;
        - одно задание самостоятельно;
    3) оцениваем работы;
    4) домашнее задание: № 806, № 739, № 736 (а);
    5) итог урока.

  2. Актуализация опорных знаний. Работают два ученика по карточке.
    1 карточка. Изобразить прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Найти его площадь (рис.1).

    Рисунок 1


    2 карточка. Изобразить прямоугольник со сторонами 2 см и 6 см. Найти его площадь (рис. 2).

    Рисунок 2


  3. Психологическая разминка «Скрутить клубок из слов». (3 мин)
    Например, называем фрукты.
    Первый называет слово яблоко, второй – яблоко, банан; третий – яблоко, банан, ананас и т.д.

  4. Изучение нового материала. Лабораторно – творческая работа. (25 мин)
    Прослушиваем ответы учеников, работающих на карточках и делаем вывод, что площади у них равные. Возникает вопрос, а можно ли эти прямоугольники назвать равными?

    1 задание. Нарисовать прямоугольники со сторонами 2 см и 6 см , 3 см и 4 см. (рис. 1;2). Вырежем их и сравним их формы. Наклеиваем их на листках цветной бумаги.

    2 задание. Рисуем на листке в клетку два равных треугольника (от узелка клетки по горизонтали и вертикали откладываем по 2 см (рис.3) Один треугольник приклеиваем, а другой разрезаем на две части так, чтобы сложить из них прямоугольник. (рис 4) Найти их площади.

    После обсуждения заданий, делаем вывод: Ф И Г У Р Ы , имеющие равные площади называются р а в н о в е л и к и м и.

    Рисунок 3

    Рисунок 4



    3 задание. (выполняют самостоятельно). Изобразите два прямоугольника АВСД со сторонами 5 см и 3 см (рис.5,6). Один приклеить в третью колонку нашей работы, а второй разрезать по диагонали АС (это понятие ввелось на предыдущих уроках) и сложить из двух треугольников новую фигуру. Найти их площади.

    Рисунок 5

    Рисунок 6


  5. Оценивание работ с комментариями. (5 мин)

    Дополнительное задание.
    Выдается модель «плюс». Разрезать ее так, чтобы получился квадрат.

    Рисунок 7



  6. Домашнее задание с проверкой его записи в дневнике и выставлением оценок учителем. (3 мин)

  7. Итог урока: Мы провели очередной творческо-лабораторный урок, на котором мы познакомились:
    1. с понятием «равновеликие фигуры»;
    2. у каждого из вас сложилось мнение о своей деятельности на уроке. Высказаться. (2 мин)

 

Приложение