Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Снег и лед" (А.А. Плешаков. УМК "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми свойствами снега и льда.
  2. Проверить знания по пройденным темам.
  3. Расширить знания детей о понятиях, связанных со снегом, провести лексическую работу.

Оборудование:

  • картины природы (деревья, кустарники),
  • таблица «Свойства снега и льда»,
  • кроссворд, снег и лёд,
  • химическая посуда, сухое горючее,
  • плакат с записями из «Книги рекордов Гиннеса»,
  • карточки со «Снежными словами».

Ход урока.

I.Орг. момент.


II. Природоведческая минутка.

1.Игра «Синоптики».
(3 человека составляют прогноз 1 – на зимний день, 2 – на летний день, 3 – на весенний и осенний дни; 4 человека работают по карточкам «Знаки»).

2.Сводка погоды по дневникам наблюдений.

- Чем интересен сегодняшний день 22 декабря?
(Сообщает «Землячка»: - 22декабря – самый короткий день. Он длится в нашей местности всего 7часов).

3.Игра «Знаток растений»

- Отгадайте загадку, и скажите, какие растения будут героями нашей сегодняшней игры.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

( Дети отгадывают следующие загадки, а учитель поочерёдно выставляет названия растений)

Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза)

Что же эта за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные бусы надела.
(Рябина)

У меня длинней иголки,
чем у ёлки
Очень прямо я росту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черёмуха)

- Назовите лишние растения.
(Рябина и черёмуха)

- Почему они лишние?
(Так как это кустарники, а не деревья)

- Пока я собирала по лесу загадки о деревьях, а их соседи написали в «Книгу жалоб» следующее:

«Что хотите, с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку! А не послушаетесь, совсем перестанем расти». (Грибы)

III. Повторение пройденного.

- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?
- Как изменились осадки?
-Что произошло с почвой с наступлением холодов?
- Какие изменения произошли с водой в водоёмах?
- Бывают ли зимой потепления? Как они называются?
(Оттепель)

- Каким бывает снег во время мороза? А в оттепель?

IV. Сообщение темы урока.

Я антоним слову ЛЕТО,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я …………..
(Зима)

- Назовите два слова, состоящие из трёх и четырёх букв, имеющих в конце парную согласную. Эти слова подчёркивают наиболее яркий признак ЗИМЫ.
(Снег, лёд).

- Сегодня на уроке вы узнаете многое, что связано со снегом и льдом, познакомитесь с их свойствами и заполните следующую таблицу:

Вещества Цвет Прозрачность Действие тепла Другие cвойства
СНЕГ        
ЛЁД        

(Таблица на доске)

V. Проведение опытов по заданию.

  1. Положи в один стакан кусочек льда, в другой – комочек снега. Поставь их на некоторое время в сторону.
  2. Сравни снег и лёд по цвету. Какого цвета снег? А лёд?
  3. Положи картинки под комочек снега и пластинку льда. Что ты заметил? Как можно назвать это свойство льда?
  4. Положи льдинку на стол. Ударь по ней чем-нибудь тяжёлым. Что произойдёт со льдом? Как можно назвать это свойство льда?
  5. Подумай, как из воды можно получить лёд. Проверь это на опыте.

(Заполнение таблицы на доске и в тетрадях.)

VI. Физминутка – игра «Природоведы».

(Учитель называет слова, дети определяют принадлежность к природе:
живая природа – встают на носочки, руки вверх, потягиваются;
неживая природа – стоят прямо, руки вдоль туловища;
не относится к природе – приседают на корточки, обняв колени руками, голову опускают на колени.)

Уголь, человек, мышь, река, мебель, репка, воздух, пингвин, книга, солнце, петух, стол.

VII. Расширение знаний детей о снеге и льде.

1. - Отгадайте загадки, и вы узнаете как зовут главных героев сказки:

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

- Что растёт вниз головой?
(Сосулька)

2. В снежном царстве, в ледяном государстве жила – была красавица СНЕЖИНКА и сосулька ЛЬДИНКА. Жили они дружно, но однажды заспорили, кто из них важнее.

- Мы, снежинки, самые красивые на свете и каждая из нас неповторима. А как любят дети играть в снежки!!!
- А вот на льду кататься (перебила сосулька Льдинка) дети любят больше, чем в снежки играть. И даже нас, сосулек, с удовольствием сосут!

- Подумаешь сосулька! – закричала красавица Снежинка. Снег ребята едят с ещё большим удовольствием!

Здесь, ребята, мы прервём сказку и посмотрим, что съедают дети, которые любят есть снег и сосать сосульки.
Посмотрите теперь на снег и лёд, которые вы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Из чего состоят снег и лёд?

Вывод: снег и лёд (сосульки) есть нельзя! Это грязная вода, употребление которой вызывает кишечные заболевания.

Продолжим сказку.

- Хорошо, - говорит сосулька Льдинка, давай посмотрим про кого больше написано в «Книге рекордов Гиннеса».
14 апреля 1986года в Бангладеш выпал самый крупный град. Вес одной градинки превысил 1 килограмм (то есть тяжелее, чем пачка соли).

- А что ты хвастаешься, думаешь, про меня ничего не написано в Книге рекордов, - говорит красавица Снежинка. Вот, пожалуйста: в 1921году в США прошёл величайший снегопад, он продолжался 24часа.

-Ах, так! – не выдержала сосулька Льдинка и начала очень быстро перечитывать записи про лёд в Книге рекордов:

(Плакат с записью на доске)

Самый толстый лёд на острове Вилкес, его толщина 4776метров (это примерно расстояние от школы до сада «Берёзка»)
А ещё есть самая вечная мерзлота в Сибири у северных берегов реки Вилюй. Там мои братья проморозили навечно всё на глубину 1370метров. (Примерно эта глубина равна расстоянию от школы до автобазы). А ещё…

-Стоп! Хватит! – закричала и затопала ногами красавица Снежинка. Что ты из себя вообразила?! Про меня даже великие писатели пишут рассказы. Знаешь сколько снежных слов на свете? ХА –ха! Не знаешь?! Тогда послушай, что пишет Надеждина в рассказе, который так и называется «СНЕЖНЫЕ СЛОВА».

(Рассказ читают подготовленные учащиеся и выставляют на доске карточки со «Снежными словами»)

1).Уже с неба снег падает по-разному. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим: «ХЛОПЬЯ».

2).Если твёрдые белые шарики больно секут щёки и лоб, мы говорим: «КРУПКА».

3).Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовётся «ПОРОША». Как и он сам, все следы на нём свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше.

4).Снег лёг на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил. Иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель – «ПОЗЁМКА».

5).Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег – это «ВЬЮГА».

6).Ну, а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая буря – «БУРАН». Крикнешь – и голоса своего не услышишь, в трёх шагах ничего не видно.

7).В марте снег становится ленивым, но не разлетается с руки, как лебединый пух, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него – и не провалится нога. Над ним колдовали два волшебника: мороз и солнце. Днём на солнце таяло, к ночи подморозило: снег подёрнулся твёрдой корочкой, стал как чёрствая пастила.
И для этого чёрствого снега есть в русском языке своё хрустящее жёсткое слово – «НАСТ».
Наш русский язык богат снежными словами. Мы – народ северный, любим зиму, сроднились с нею.

- Вот так, - закончила красавица Снежинка. О ком больше написано?

Сосулька Льдинка хотела что-то сказать, но её перебила наша Землячка: «Не спорьте и не ссорьтесь, о вас обеих очень много пишут и говорят. И у нас в Кузбассе есть и снег, и лёд. В Кузнецком Алатау 91 ледник, а в горах Горной Шории ледников нет, там только снежники.

Всё это время красавица Снежинка и сосулька Льдинка так горячо спорили, что разгорячились и растаяли. А вот что с ними произошло дальше, вы узнаете, когда будете изучать тему «Круговорот воды в природе».

VIII. Итог урока.

-О чём мы говорили сегодня?
-Что нового вы узнали на этом уроке?
- Охарактеризуйте снег, лёд.

IX. Домашнее задание:

Составить рассказ о снеге «Письмо африканскому другу»