Дидактическая цель урока: определение влияния массовой культуры на современное общество.
Цели урока
- Образовательные: формирование представления о массовой культуре, ее особенностях и влиянии, проявлениях в современной жизни.
- Развивающие: развитие критического мышления, творческих умений, умения работать с учебным текстом и понятием, решать проблемные задачи.
- Воспитательные: формирование критического отношения к массовой культуре и ее проявлениям в жизни общества, ценностного отношения к национальной культуре, системы нравственных ценностей и мировоззрения.
Уровни достижения целей: репродуктивный, конструктивный.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Форма урока: Урок-диалог
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: история, социология, философия.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
---|---|---|
Орг. момент | Приветствие студентов. | Настраиваются на урок |
Актуализация знаний | На прошлом уроке мы с вами знакомились с основными формами культуры. Во время предыдущего занятия мы подробнее рассмотрели элитарную и народную культуры, а сегодня познакомимся с массовой. |
Отвечают Продолжают фразу - НТР, демократизация, урбанизация. |
Мотивация | Задает вопрос Практически все, что вы сейчас перечислили, то, что мы делаем каждый день, наша повседневная жизнь тесно связана с массовой культурой. Запишите тему урока в тетрадь, она представлена на экране: «Кто Я – человек массовой культуры или человек в массовой культуре…» - При каких условиях мы сможем это сделать, если имеем лишь общее представление о м.к.? |
Отвечают -М.к. является неотъемлемой частью нашей жизни Записывают тему урока -При условии, что мы узнаем что такое м.к., какие м.к. имеет особенности, какое влияние оказывает м.к. на нашу жизнь… |
Подготовка к изучению нового материала | Итак, мы должны охарактеризовать м.к. и определить ее влияние на современное общество, рассмотреть основные проявления м.к. и в итоге выяснить, что такое м.к. и определить свое отношение к ней. Именно по такому плану будет идти наша дальнейшая работа. | Смотрят на экран, на котором появляется план работы. |
Изучение нового материала | Согласно первому пункту, мы должны охарактеризовать м.к. Обратите внимание на экран. «Цивилизации грозит оглупление в дурмане массовой культуры» «Круто! Ты попал на TV, Ты звезда,…» - Как характеризуют м.к. эти цитаты? - Какой из этого можно сделать вывод? - Почему для характеристики м.к. используется определение массы? Что означает слово «масса»? - Как называется большое скопление людей? - Что характерно для поведения толпы? - Что означает «Иррациональный» Вашему вниманию предлагаются выдержки из различных словарей и энциклопедий в которых представлены разные характеристики м.к.
Когда начинается презентация ответов, предлагает заполнить второй столбик, остающийся у каждого варианта пустым. - Какой можно подвести итог? - Значит, м.к. оказывает достаточно негативное влияние на человека? |
Отвечают - Толпа - Подражание, заражение, внушение, безличность. - Неразумный, необъяснимый. Выполняют задание, презентуют ответы. - Отрицательные черты: интерпретация информации в соответствии с интересами заказчика, формирование общественного мнения, стимулирование массового потребительского спроса, примитивизм и стандартизация содержания, манипулирует сознанием, создает искусственные образы, натурализм, коммерческая основа, зрелищность. - М.к. имеет и положительные и отрицательные черты, но отрицательных больше. |
В соответствии со вторым пунктом плана, сейчас мы рассмотрим основные проявления м.к. Совершенно верно. В процессе заполнения схемы дает характеристику каждого проявления: СМИ, рекламы, моды и гламура, кино (видеофрагмент) и мультфильмов (видеофрагмент), комиксов, музыки, шоу-бизнеса и игр. - Теперь, когда мы рассмотрели основные проявления м.к., давайте попытаемся ответить на поставленный вопрос: «Как избежать негативного воздействия м.к.?» |
Отвечают - реклама, кино, музыка, новости… В процессе рассказа учителя записывают схему в тетрадь. - Нам не удастся избежать общения с м.к., но мы можем избирательно к ней относится - За счет повышения общего культурного уровня, расширения кругозора, развития эстетического вкуса. |
|
Первичное закрепление | - А теперь, когда вы познакомились с основными проявлениями м.к., предлагаю проверить, насколько вы хорошо ориентируетесь в сфере м.к. - Переходим к третьему пункту нашего плана. Что же такое массовая культура? -Предлагаю составить «синквейн» к словосочетанию м.к. Т.о. у вас получился свой собственный подход к понятию, каждый из которых по-своему верный. |
Фронтально отвечают. Составляют индивидуально синквейн. Она примитивная, пошлая Что ждет нас впереди? |
Рефлексия
Домашнее задание |
А теперь обратите внимание на определения м.к., предложенные в разных справочных изданиях, их несколько. Выпишите то определение, которое наиболее соответствует вашим представлениям о м.к. - Кто какие определения выписал? - Если вам интересно, то дополнительную информацию вы можете получить в учебниках по культурологи под авторством А. Радугина, А.Кармина, а также прочитатьстатью Х. Ортега-и Гассета «Восстание масс». Давайте вернемся к теме нашего урока: «Кто Я – человек массовой культуры или человек в массовой культуре?» Спасибо всем за работу, до свидания. |
Выписывают.
Отвечают. |
Список использованной литературы
- Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2003. – 928 с.
- Культурология. ХХ век: Т. 2: М-Я: Энциклопедия. - СПб, 1998. - 446 с.
- Культурология: Учеб. пособие для вузов /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. -М., 1996. – 397
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, N 3-4.