Урок риторики в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развитие речи, умения определять и исправлять ошибки в построении письменной речи.
  • Закрепление знаний о приёмах правки текста, умения вносить правку в текст.

Задачи:

  • Отработать навык редактирования текста
  • Научить использовать знаки правки текста как инструмент работы с деформированным текстом

Оборудование к уроку: учебник Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской, Р.И.Никольской, Г.И.Сорокиной, карточки с текстами.

1. Организационный момент.

- Начинаем урок риторики, а значит, отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенному дворцу Красноречия.
-Чему учит наука риторика? (Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать).

- Правильно, и с каждым уроком мы поднимаемся выше по ступеням этого дворца к богине красноречия Пейто.

- Кто сопровождает нас на протяжении всех уроков и помогает разобраться в этой трудной науке? ( Риторик).

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня Риторик пришёл к нам на урок. Он хочет узнать, какие приёмы правки текста вы запомнили на предыдущем уроке.

Риторик:

- Здравствуйте, ребята! Для чего надо знать приёмы правки текста?

(Приёмы правки текста необходимо знать для того, чтобы во время работы над сочинением заметить и исправить все недочёты или понять какие ошибки нашёл учитель).

- Не только вам, но и даже писателям приходится несколько раз исправлять свой текст, чтобы его произведение получилось интересное, выразительное, точное.

Риторик:

- На прошлом уроке я вас пригласил в кабинет писателя. К кому мы ходили в гости? Что он нам рассказал?
(Мы были в гостях у Виталия Валентиновича Бианки и узнали, как он работал над своими произведениями).

3. Пересказ текста.

  • Стр.97

- Когда я начинал писать, - откликнулся Виталий Витальевич Бианки, это «вдруг» просто меня одолевало.
Что ни фраза, то «вдруг»! Вдруг увидел, вдруг услышал, понял…

До того дошёл, что стал его бояться. Как напишу, так сейчас же и зачеркну. С корнем выдирал, пропалывал, как сорняк. Чуть ли не с лупой выискивал!

- Чем я только его не заменял! – продолжал он. – И «неожиданно», и «внезапно», и «как из- под земли», и «будто бы с неба». И так и эдак ухищрялся, а выходило всё не то и не так. Вот ведь какое живучее слово!...

- Вот послушайте-ка одно письмо, - сказал я. – Мальчик сочинил. Вот уже где вдруг так вдруг! «Я – Андрей Уваркин. Пошёл зимой в лес. Вдруг вижу - из-под снега уши торчат. Я подошёл и вдруг остановился! А заяц вдруг как выскочит! Хотел его схватить, а он вдруг как закричит! И удрал! Да, зайца поймать не вдруг!»

- В лесу ведь и в самом деле всё происходит вдруг! - воскликнул Виталий Валентинович.

(Н.Сладков)

- Видите - трудности возникают даже у писателей! Если вы заметили ошибку в первом варианте сочинения или изложения, что может вам помочь подкорректировать свой текст? (Знаки правки текста). Риторик пришел не один, он привел условные знаки правки текста.

4. Повторение.

- Назовите каждый из них, а знаки вам дадут свои советы, чтобы вы не встречали их на полях тетради.

неоправданный повтор - Если в тексте неоправданно повторяются слова, замени их другими словами.

 

[] лишнее зачеркни

- Найди в тексте предложения, которые не помогают раскрыть основную мысль текста, а лишь отвлекают читателя. Зачеркни эти предложения, заключив их в скобки. Прочитай весь текст без этих предложений.

нарушена последовательность

- Определи тему текста, затем количество частей. Если в тексте нарушена последовательность частей, восстанови порядок, пронумеруй абзацы.

123 порядок слов

- Если в предложении неудачно стоят слова, то можно пронумеровать их в нужном порядке.

пропуск

- Это знак вставки. Надо вставить слово или несколько слов.

разверни мысль

- Если учитель поставил такой знак на полях, значит надо развернуть мысль, рассказать подробнее.

Вывод: Приёмы правки письменного текста помогают сделать работу более интересной, точной, выразительной. Ими пользуется учитель, может пользоваться и ученик.

5. Подготовка к работе с текстом.

Давайте найдём ошибки в тексте, который напечатан на доске и на карточках, для начала проведём речевую разминку.

6. Речевая разминка.

(Читаем, ставя логическое ударение на разные слова).

Белка спряталась в дупло,
В нём и сухо и тепло.

с..100 – речевая разминка.

1.Произнеси правильно:

Что [Шт]   Скучно [Шн]
Чтобы [Шт]   Конечно [Шн]


2.Прочитай отрывок из стихотворения В. Лунина:

а) С интонацией удивления и сомнения;

б) С юмором, как бы посмеиваясь;

Когда-то и Где-то
Какой-то там Кто-то
На Что-то
Задумал залезть.
Но есть у Чего-то
Не то, чтобы Что-то,
Но что-то такое,
Что есть.
Поэтому Кто-то
Свалился с Чего-то,
Как только
Залез на него.

3. Названы ли герои, место и время действия? Что же произошло с неназванным героем? Перескажи фрагмент стихотворения, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу.

Подсказка:

котёнок, озорник,…;
давно, вчера, …;
на даче, в горах, …;
высокое дерево, неприступная скала, …;
сухая ветка, скользкий уступ, …;

7. Чтение текста на доске и на индивидуальных карточках.

(Без знаков правки текста. Их ставим в процессе работы над текстом).

Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень обрадовались белке. Белка села на задние лапки и взяла в передние лапки кисточку сухой рябины. [ Рябина – очень полезная ягода. В ней мной много витаминов.] Она начала ловко объедать ягоды. Потом зверёк схватил в зубы V. Прыгнул на сук ели.

8 7 5 6 4 1 2 3 9 10
Навещать стала каждый день белка с тех пор птичью столовую.


- Можно определить основную мысль текста?

- Какова она?

- Кто уже нашел ошибки?

- Давайте вместе их назовём и отметим условными знаками.

Чтение доработанного текста.

Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень обрадовались зверьку. Она села на задние лапки и взяла в передние кисточку сухой рябины.

Белка начала ловко объедать ягоды. Потом зверёк схватил в зубы шишку. Прыгнул на сук ели и ускакал в лес.

С тех пор белка стала каждый день навещать птичью столовую.

8. Итог урока.

- Какой текст вам понравился больше? - Почему?

9. Домашнее задание.

  • Дома напишите этот текст правильно.
  • Повторите все условные знаки в таблице на с.92. Они вам помогут в этой работе.