Открытый урок "Математическая шкатулка" в 11-м классе по теме "Уравнения"

Разделы: Математика


Цели:

  • систематизировать знания, умения и навыки при решении тригонометрических, логарифмических, показательных и иррациональных уравнений;
  • развивать логическое мышление, память, совершенствовать вычислительные навыки;
  • воспитывать любовь к Родине, к математике.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте! Ребята, давайте поприветствуем гостей присутствующих на нашем уроке. Садитесь! Сегодня у нас нетрадиционный урок «Математическая шкатулка» по теме «Уравнения». Мы повторим и закрепим решение тригонометрических, логарифмических, показательных и иррациональных уравнений, причем будем решать уравнения всех уровней, т.е. А, В, С.

2. Закрепление изученного материала

На уроке, вы будете работать по группам, в каждой группе будут ученики, имеющие разный уровень математической подготовки. Подойдите к столу по одному ученику с группы, и возьмите в шкатулке каждый любую ленту, цвет этой ленты будет названием вашей группы и задания будут на листах такого же цвета. Скажите, а если сложить эти три ленты в одну, но в правильном порядке, что у нас получится? (российский флаг). А в каком порядке? (белый, синий, красный). Садитесь на свои места. За каждое правильно выполненное задание группа получит 1 жетон, количество жетонов будет увеличиваться с уровнем сложности задания.

1 тур «Математическая минутка»

По названию конкурса можно понять, что на каждое задание дается максимум 1 минута. На карточке у всех по 3 задания, т.е. вы, можете получить в этом туре максимум 3 жетона.

  1. задание: ответить на вопрос.
  2. задание: записать на доске формулы.
  3. задания: решить уравнения из уровня А.

Задания «белым»:

  1. Какие уравнения называются иррациональными?
  2. Запишите на доске частные случаи уравнения соs х = а.
  3. Решите уравнения: 22х+1 = 4.

    1) 2              2) 0,5              3) 1,5              4) 4

Задания «синим»:

  1. Какие уравнения называются логарифмическими?
  2. Запишите на доске частный случай уравнения sin x = a.
  3. Решите уравнения: (x^2-5)^(1/2) = 2.

    1) 9              2) 3              3) -3              4) 3; -3

Задания «красным»:

  1. Какие уравнения называются показательными?
  2. Запишите на доске формулы нахождения корней уравнения: sin x = a, соs х = а, tg x = a.
  3. 3. Решите уравнения: lgх-1=0.

    1) 1              2) 0              3) 10              4) 0,1

«Белые» получают .... жетонов, «Красные» ... жетонов, а «Синие» ... жетонов.

2 тур «А + В»

Вы получаете 2 карточки, на первой: Решить тригонометрическое уравнение из уровня А, а на второй: Решить показательное уравнение уровня В. В этом туре вы можете заработать 3 жетона.

1 задание: решить уравнение на доске и выбрать правильный вариант ответа.
2 задание: решить уравнение на переносной доске.

Задания «белым»:

  1. Решите уравнения: sin3х=1.

    1) 2) 3) 4)

  2. Решите уравнения:

 

Задания «синим»:

  1. Решите уравнения:

    1) 2) 3) 4)

  2. Решите уравнения:

 

Задания «красным»:

  1. Решите уравнения:

    1) 2) 3) 4)

  2. Решите уравнения:

«Белые» получают .... жетонов, «Красные» ... жетонов, а «Синие» ... жетонов.

3 тур «Веселые уравнения»

В этом туре вы получаете 3 карточки, на первой: Решить логарифмическое уравнение из уровня А, на второй: Решить иррациональное уравнение из уровня В, а третье: Решить тригонометрическое уравнение из уровня С( на задание С отводится оставшиеся часть времени урока). В этом туре вы можете заработать 6 жетонов.

1 задание: решить уравнение на доске и выбрать правильный вариант ответа.
2 задание: решить уравнение на переносной доске.
3 задание: решить уравнение на листке. А проверять будут наши гости.

Задания «белым»:

  1. Решите уравнение:
    1) 7              2) 9              3) 6              4) 2
  2. Решите уравнения: = 3х.
  3. Решите уравнения: = -3,5.

 

Задания «синим»:

  1. Решите уравнение:
    1) 10              2) -4              3) 2              4) 20
  2. Решите уравнения: = .
  3. Решите уравнения: = 6.

 

Задания «красным»:

  1. Решите уравнение:
    1) 7              2) 2              3) 9              4) 0
  2. Решите уравнения: = 2х.
  3. Решите уравнения:

«Белые» получают … жетонов, «Красные» … жетонов, а «Синие» … жетонов.


4 тур «Викторина»

В этом туре будет 3 задания, за каждое правильно выполненное задание группа получает 1 жетон.

1 задание: закончи предложение
2 задание: решить уравнение и на доске соотнести с вариантом ответа
3 задание: найти ошибку в решении уравнения и объяснить.

Задания «белым»:

  1. Логарифм по основанию десяти называют…
  2. Решите уравнение:
    1) 1              2) 7              3) 49              4) 0,1
  3. Проверьте уравнение найдите ошибку, если она есть:

=




;        

Ответ: 3;4.

Задания «синим»:

  1. Логарифм по основанию е называют…
  2. Решите уравнение:

    1) 0,5              2) 1              3) 3              4) 5

  3. Проверьте уравнение и найдите ошибку, если она есть:





    Ответ:

Задания «красным»:

  1. Число или выражение в нулевой степени всегда равно…
  2. Решите уравнение:


    1) 2) 3) 4)

  3. Проверьте уравнение и найдите ошибку, если она есть:






    Ответ:

«Белые» получают .... жетонов, «Красные» ... жетонов, а «Синие» ... жетонов.

Ну, а теперь нам надо подвести итоги нашего урока. Каждая группа посчитайте количество набранных жетонов за все туры.

«Белые» получили .... жетонов, «Красные» ... жетонов, а «Синие» ... жетонов.

 

3. Итог урока

Ребята, вы все молодцы! Все очень хорошо и дружно поработали. Выставление оценок.

 

4. Домашнее задание