Цель:
- формировать у учащихся навыки решения задач, раскрывающихся смысл действий сложения и вычитания;
- развивать логическое мышление, навыки счета,
- математическую смекалку, внимание, интерес к предмету;
- воспитывать навыки культурного поведения.
Оборудование:
- картинки героев из русской народной сказки “Гуси-лебеди”;
- перфокарты, карточки для устного счета, цветы;
- карточки с цифрами, раздаточный материал (кружки и квадратики);
- задачи в стихах, листочки с заданием для самостоятельной работы;
- корзина с гостинцами.
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, урок начинается.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
1. Сообщение темы урока.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
– Итак, у нас урок математики, на котором вы познакомитесь с задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
2. Проверка готовности рабочих мест.
– Проверим готовность к уроку.
Хозяин на уроке учебник, его помощники – тетрадь, пенал.
II. Устный счет.
– Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в волшебный мир сказки. А в какую сказку, вы узнаете позже.
1. Сравнение чисел.
Жили-были 5 и 2.
– Ребята, назовите пятую букву алфавита? (Д)
– Значит кто жил? (Дед, старик)
-Назовите вторую букву алфавита? (Б)
– Кто жил с дедушкой? (Бабушка, старушка)
– Сравните эти числа. Что можно сказать? (5 > 2, 2< 5)
Игра “ Называй-незевай”.
Были у них …(дочка и маленький сынок)
– Кто? Сейчас мы узнаем.
–Назовите числа по порядку, начиная с наибольшего.
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Д |
О |
Ч |
К |
А |
С |
Ы |
Н |
О |
К |
– Прочитайте. (Дочка и сынок)
Собрались старики в город и приказывают дочке:
– Мы поедем, дочка, в город; привезем вам гостинцы, а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.
Уехали старики, девочка посадила братца на траву и дала ему задание.
3. Работа по карточкам.
Но мальчик был маленький и ему трудно выполнить эти задания. Поможем ему.
На столах у некоторых ребят лежат перфокарты. Приступайте к выполнению. А остальные будут работать со мною.
4. Решение задач в стихах.
А девочка побежала на улицу и заигралась.
Она со своими подружками решала задачки в стихах.
На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать
Кто успел их сосчитать? (4)На полянке у дубка –
Крот увидел два грибка,
А подальше у сосны
Он нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов,
Сколько крот нашел грибков? (3)На скамейку дружно в ряд
Село несколько ребят:
Петя, Маша, Таня,
Саша с братом Ваней,
Катя тоже хочет сесть,
Сколько будет их всех? (6)6 веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но 1 малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь найди,
Сколько мишек впереди? (5)В снег упал Сережа,
А за ним Алеша,
А за ним Марина,
А за ним Ирина,
А потом упал Игнат,
Сколько на снегу ребят? (5)5 ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)Два лисенка играли на траве лесной,
Три зайчонка спешили с рыбалки домой.
Сколько же вместе зайчат и лисят? (5)
5. Состав чисел.
А потом девочки побежали на полянку и увидели необычные цветы.
– Какие числа надо поставить?
(На доске изображены цветы).
– Сколько цветов на поляне?
– Сколько синих?
– Сколько желтых?
– Каких больше?
– Каких меньше?
Молодцы!
III. Работа над новым материалом.
1. Решение задач.
А в это время налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.
Прибежала девочка, глядь,– нет братца! Кинулась туда-сюда,– нету!
Побежала девочка его искать.
Бежала, девочка, бежала, видит – стоит печка.
А) Девочка просит сказать, куда полетели гуси, но печь просит выполнить задание.
Давайте поможем девочке.
(1 ученик у доски, а остальные работают на месте)
– Положите на одну тарелку 3 пирожка, а на вторую столько же.
– Это сколько? (3)
– Что нужно сделать, чтобы пирожков на второй тарелке стало на 2 больше? (Нужно добавить 2 пирожка)
– Сравните, где пирожков стало больше? (На 2 тарелке)
– На сколько больше? (На 2 больше)
– Что значит, на 2 пирожка больше на второй тарелке? (На второй тарелке столько же пирожков, сколько на первой, но еще 2)
– Если 3 пирожка на первой тарелке, а на второй на 2 пирожка больше, сколько всего пирожков на второй тарелке? (5)
– Как узнали? Составьте запись с помощь разрезных цифр. (3 + 2 = 5)
Не дождавшись ответа от печки, побежала она дальше.
Б) Бежит девочка дальше и видит – стоит яблоня.
– Яблоня, покажи, куда гуси полетели?
– Выполнишь мое задание, тогда скажу.
(1 ученик у доски, а остальные работают на месте)
– Положите столько желтых кружков, сколько желтых яблок на одной ветке.
– Сколько положили? (4)
– Ниже положите столько зеленых кружков, сколько яблок на другой ветке.
– Сколько зеленых кружков положили? (4)
(Табличка СТОЛЬКО ЖЕ убирается, под табличкой 4 зеленых яблока)
– Сделайте так, чтобы зеленых яблок стало на 1 меньше. Что нужно сделать? (Нужно 1 зеленый кружок убрать)
(Учитель убирает 1 зеленое яблоко)
– Сравните, каких яблок меньше? (Зеленых яблок меньше)
– На сколько меньше? (На 1 зеленое яблоко.)
– Что значит, что зеленых яблок на одно меньше? (Зеленых яблок столько же, сколько желтых яблок, но без 1)
– Если желтых яблок 4, а зеленых на 1 меньше, сколько зеленых яблок? (3)
– Как узнали? Составьте запись. (4 – 1 = 3)
2. Физкультминутка.
Побежала девочка дальше и видит: льется молочная река – кисельные берега.
– Молочная река – кисельные берега, скажи, куда гуси полетели?
– Скажи, как называются числа при сложении?
Ничего не сказала девочка. Устала девочка.
– Давайте и мы с девочкой отдохнем.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление нового материала.
Работа по учебнику.
Решение задачи № 1.
Но вдруг пробегал ежик. Хотела девочка ежа толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:
– Ежик, ежик, куда гуси полетели?
Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит – стоит избушка на курьих ножках.
В избушке сидит Баба Яга; сидит и братец на лавочке у окошка и листает учебник математики.
– Ребята, откройте учебник на странице 88. Выполним задание № 1.
– Что прочитали? (Задачу)
– О чем говорится в задаче? (О тетрадях)
– Что известно? (Было у Люси 4 тетради)
– Что неизвестно? (Неизвестно, сколько тетрадей стало)
– Что сказано о том, сколько стало? (Тетрадей стало на 2 больше)
– Что значит на 2 больше? (Столько же, сколько было – 4, да еще 2)
– Кто знает, как найти, сколько тетрадей стало? (4 + 2 = 6)
– Составьте из разрезных цифр решение задачи.
– Проверим. Баба Яга и мальчик составили так: 4+2=6.
Самостоятельная работа.
Решение задачи № 3.
– Прочитаем первую задачу в задании № 3.
– Прочитаем вторую задачу в том же задании.
Сейчас первый вариант поможет мальчику составить из разрезных цифр решение задачи №1, а второй вариант поможет Бабе Яге составить задачу № 2.
– Приступаем.
Проверим:
Мальчик Баба Яга
4 + 1 = 5
7 - 1 = 6
Пока Баба Яга убирала цифры, девочка подкралась к окну, схватила братца и побежала домой.
А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.
Бежит девочка, а гуси совсем ее нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:
– Реченька, голубушка, укрой меня!
А реченька ее опять спрашивает:
– Скажи, как называются числа при сложении?
– Кто сможет помощь девочке ответить на этот вопрос? (Слагаемое, слагаемое, сумма)
3. Самостоятельная работа.
Речка спрятала ребят под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.
Выбежали дети из-под бережка и побежали дальше, а гуси их увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке?
Прибежали они к яблоньке:
– Яблонька, голубушка, спрячь нас!
– Выполните задания, тогда спрячу.
– Ребята, поможем, у каждого на столе лежит листочек с заданием. Возьмите и приступайте к выполнению.
4. Игра “Какая карточка перевернута”
– Молодцы! Яблоня их и заслонила веточками, прикрыла листочками: гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидали – да за ней. К счастью, на дороге печка.
– Печка, матушка, спрячь нас!
– Выполните задание:
1, 2, …, 4, …, 6, 7, …, …, 10.
– Какие числа пропущены на моих пирожках?
Помогла печь ребятам укрыться от гусей. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.
Они прибежали домой, а тут отец и мать приехали и спрашивают:
– Чему учились на уроке? (Решать задачи)
5. Работа в тетрадях.
Самостоятельная работа.
– Сейчас мы и проверим, как вы усвоили этот материал.
Откройте тетрадь на странице 24.
Ты сынок, реши первую задачу, а ты, дочка, вторую.
– Ребята, поможем.
Прочитаем.
Первый вариант помогает мальчику, а второй вариант – девочке.
Выполняйте.
Проверим.
Мальчик Девочка
3 + 2 = 5
7 – 2 = 5
V. Итог урока.
– Молодцы, ребята! На уроке вы работали дружно, организованно.
Показали, что учебный материал в целом вами усвоен.
– В гостях, у какой сказки мы побывали? (Русская народная сказка “Гуси-лебеди”)
А вот и гостинцы, которые привезли отец и мать.
– Спасибо за урок!
VI. Организация на перемену.