Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Тип: интерактивное занятие
Цели и задачи:
- обеспечить усвоение модели конфликта;
- показать какие пути выхода из конфликтов существуют;
- развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию; работать в группах; анализировать документы; публично выступать;
- развивать умения частично – поисковой деятельности;
- сформировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
План:
- Что такое конфликт?
- Модель конфликта.
- Разрешение конфликта.
- «Кодекс поведения» при конфликтах.
Ресурсы:
- Рабочий лист
- Раздаточный материал
- Лист оценивания (групп, учеников)
Проблемное задание:
- Социологический опрос, проведенный учениками 11 класса по проблеме: «Проблема межличностных отношений в нашей школе»
- Презентация «Социологический опрос»
Ход:
1 этап. МОТИВАЦИЯ
Вступительное слово учителя
Актуализация знаний и постановка целей и задач.
«Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «помокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.
2.этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
А) «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (работа над понятием конфликт)
- Что вы понимаете под понятием конфликт?
- Можно ли дать однозначное определение понятию «конфликт»?
- Какие бывают виды конфликта?
- Каким образом могут быть распределены роли в конфликте? (подстрекатель, свидетель, пособник, посредник)
ВЫВОД: определение понятию «КОНФЛИКТ» - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС (5-7 слайд)
Проблема межличностных отношений поднимается всегда, и мы решили её сегодня затронуть. Вашему вниманию предлагается социологический опрос, выполненный творческой группой.
В конфликтологии выработана определенная МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА (9 слайд.)
Закрепление Модели конфликта осуществляется выполнением задания (Ситуация №1)
Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой, один употребил какие - то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», - заявил руководитель удовлетворительно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?
Задание:
- обратитесь к модели конфликта и определите а) что является конфликтом, б) конфликтной ситуацией, в) инцидентом
- Каковы последствия конфликта?
НАГЛЯДНАЯ АНАЛОГИЯ
«Сорняк – конфликт в огороде» (11слайд.)
Вопросы: Что, по-вашему, является конфликтной ситуацией и инцидентом?
(корень – конфликтная ситуация, ботва – инцидент)
Ситуация №2
Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…
Вопрос. Какими могли быть пути разрешения конфликта?
Работа в группах над заданием. Каждая группа должна найти выход из сложившейся ситуации и ответь на вопросы, т.е. подготовить презентацию своего ответа.
После выступлений групп, учитель подводит к пониманию того, что существует 3 пути выхода из конфликта (Обращаемся к схеме в 13 слайде)
- Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)
- Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)
- Игнорирование (уход от решения проблемы)
Вступая в конфликт люди занимают определенную стратегию .Обратите внимание на таблицу и предлагаю выполнить задание
Задание группам
Каждая группа должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стратегии.
Девизы:
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». (Избегание)
«Чтобы я победил, ты должен проиграть». (Конкуренция)
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». (Приспособление)
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». (Компромисс)
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». (Сотрудничество)
Как успешно разрешить конфликт?(возвращаюсь к теории)
Для разрешения конфликта конструктивным способом сущест.3 вида.
- Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон как сам процесс, так и его результат.
- Медиация
При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
- Арбитраж
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
ВОПРОСЫ: (уч-ся отвечают)
- Решая конфликты тремя способами, какие последствия могут быть?
- Как будут чувствовать себя участники конфликта в разных случаях? (при конструктивном выходе, деструктивном и игнорировании)
Работа с таблицей: «Последствия конфликта» (19 слайд)
- Какой путь по – вашему самый оптимальный, приносящий меньше потрясений? (ответы уч-ся)
Д) Слово учителя. «Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмысленно, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой»
Ученики вырабатывают правила поведения при конфликтах: «Кодекс поведения» (записывают на ватман и вывешивают в классе, работа с раздаточным материалом)
Ребятам раздаются «Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям»
- Искренне интересуйтесь другими людьми.
- Улыбайтесь.
- Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РЕФЛЕКСИЯ (Оценка своей деятельности на уроке)
Вариант №1
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказазывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1.строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающие действие понятия.
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Вариант №2
«Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).
Д/З. Прочитайте и инсценируйте старинную индийскую сказку. Определите ошибку мудрецов. Перепишите конец сказки. Разрешите конфликт, используя полученные знания на уроке.
«Мудрец и слон»
Давным-давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?
«Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его»
«хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, какой он - слон»
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал хобот слона. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет на веревку!»- «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!»- «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
Психологи предлагают множество вариантов выхода из стресса или расслабления. Одно из них это посмотреть на горящую свечу и расслабиться.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.
И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов»
Желаю вам удачи!
Список литературы:
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987
- Данакин Н.С. Дятченко Л.Я. Технология разрешения социальных конфликтов. М., 1993.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М., Прогресс, 1993
- Козлов Н. Конфликты, многообразие, пути и способы преодоления.- М., Новая школа, 1994.
- Ожогов С.И. Словарь русского языка.