Интегрированное занятие "Конфликт и пути его преодоления"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Тип: интерактивное занятие

Цели и задачи:

  • обеспечить усвоение модели конфликта;
  • показать какие пути выхода из конфликтов существуют;
  • развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию; работать в группах; анализировать документы; публично выступать;
  • развивать умения частично – поисковой деятельности;
  • сформировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

План:

  1. Что такое конфликт?
  2. Модель конфликта.
  3. Разрешение конфликта.
  4. «Кодекс поведения» при конфликтах.

Ресурсы:

  1. Рабочий лист
  2. Раздаточный материал
  3. Лист оценивания (групп, учеников)

Проблемное задание:

  1. Социологический опрос, проведенный учениками 11 класса по проблеме: «Проблема межличностных отношений в нашей школе»
  2. Презентация «Социологический опрос»

Приложение

Ход:

1 этап. МОТИВАЦИЯ

Вступительное слово учителя
Актуализация знаний и постановка целей и задач.

«Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «помокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.

2.этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

А) «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (работа над понятием конфликт)

  1. Что вы понимаете под понятием конфликт?
  2. Можно ли дать однозначное определение понятию «конфликт»?
  3. Какие бывают виды конфликта?
  4. Каким образом могут быть распределены роли в конфликте? (подстрекатель, свидетель, пособник, посредник)

ВЫВОД: определение понятию «КОНФЛИКТ» - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС (5-7 слайд)

Проблема межличностных отношений поднимается всегда, и мы решили её сегодня затронуть. Вашему вниманию предлагается социологический опрос, выполненный творческой группой.

В конфликтологии выработана определенная МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА (9 слайд.)

Закрепление Модели конфликта осуществляется выполнением задания (Ситуация №1)

Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой, один употребил какие - то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», - заявил руководитель удовлетворительно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?

Задание:

  1. обратитесь к модели конфликта и определите а) что является конфликтом, б) конфликтной ситуацией, в) инцидентом
  2. Каковы последствия конфликта?

НАГЛЯДНАЯ АНАЛОГИЯ

«Сорняк – конфликт в огороде» (11слайд.)
Вопросы: Что, по-вашему, является конфликтной ситуацией и инцидентом?
(корень – конфликтная ситуация, ботва – инцидент)

Ситуация №2
Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…

Вопрос. Какими могли быть пути разрешения конфликта?

Работа в группах над заданием. Каждая группа должна найти выход из сложившейся ситуации и ответь на вопросы, т.е. подготовить презентацию своего ответа.

После выступлений групп, учитель подводит к пониманию того, что существует 3 пути выхода из конфликта (Обращаемся к схеме в 13 слайде)

  1. Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)
  2. Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)
  3. Игнорирование (уход от решения проблемы)

Вступая в конфликт люди занимают определенную стратегию .Обратите внимание на таблицу и предлагаю выполнить задание

Задание группам

Каждая группа должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стратегии.

Девизы:

«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». (Избегание)
«Чтобы я победил, ты должен проиграть». (Конкуренция)
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». (Приспособление)
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». (Компромисс)
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». (Сотрудничество)

Как успешно разрешить конфликт?(возвращаюсь к теории)

Для разрешения конфликта конструктивным способом сущест.3 вида.

  1. Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон как сам процесс, так и его результат.



  2. Медиация
    При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.


  3. Арбитраж
    В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.

ВОПРОСЫ: (уч-ся отвечают)

  1. Решая конфликты тремя способами, какие последствия могут быть?
  2. Как будут чувствовать себя участники конфликта в разных случаях? (при конструктивном выходе, деструктивном и игнорировании)
    Работа с таблицей: «Последствия конфликта» (19 слайд)
  3. Какой путь по – вашему самый оптимальный, приносящий меньше потрясений? (ответы уч-ся)
    Д) Слово учителя. «Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмысленно, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой»

Ученики вырабатывают правила поведения при конфликтах: «Кодекс поведения» (записывают на ватман и вывешивают в классе, работа с раздаточным материалом)

Ребятам раздаются «Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям»

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РЕФЛЕКСИЯ (Оценка своей деятельности на уроке)

Вариант №1

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказазывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:

1.строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающие действие понятия.
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Вариант №2

«Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).



Д/З. Прочитайте и инсценируйте старинную индийскую сказку. Определите ошибку мудрецов. Перепишите конец сказки. Разрешите конфликт, используя полученные знания на уроке.

«Мудрец и слон»
Давным-давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?
«Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его»
«хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, какой он - слон»
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал хобот слона. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет на веревку!»- «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!»- «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

Психологи предлагают множество вариантов выхода из стресса или расслабления. Одно из них это посмотреть на горящую свечу и расслабиться.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.
И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов»

Желаю вам удачи!

Приложение

Список литературы:

  1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987
  2. Данакин Н.С. Дятченко Л.Я. Технология разрешения социальных конфликтов. М., 1993.
  3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М., Прогресс, 1993
  4. Козлов Н. Конфликты, многообразие, пути и способы преодоления.- М., Новая школа, 1994.
  5. Ожогов С.И. Словарь русского языка.