Работая в системе дошкольного образования на протяжении многих лет, коллектив нашего ДОУ заметил, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. Изучив статистические данные, увидели, что, к примеру, 60% детей 6 – 7 лет имеют функциональные отклонения; 25% дошкольников болеют в течение года более 4 раз; лишь 10% детей приходит в школу абсолютно здоровыми.
На состояние здоровья ребенка оказывают влияние различные факторы:
Рис. 1
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни), не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Исходя из этого, определили цель своей деятельности: формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Реализацию цели осуществляли через решение следующих задач:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
- сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки.
В своей работе опираемся на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой. Приоритетное направление работы детского сада – сохранение и укрепление здоровья детей. В рамках реализации приоритетного направления внедряем здоровьесохраняющие технологии в образовательный процесс, не нарушая единых принципов и целостности программы.
Отталкиваясь от поставленных нами целей и задач, организовали развивающую предметную среду. Среда, окружающая детей в группах ДОУ, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника. Большое значение придаем оборудованным совместно с родителями и детьми физкультурно-оздоровительным зонам, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода массажеры, грецкие орехи, бумагу, схемы для выражения эмоций, книги, иллюстрации, дидактические игры, тренажеры для развития дыхания, формирования правильной осанки и т.д. Занятия в этих уголках помогают детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
Рис. 2
Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Кроме того, ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12 – 15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течение 3 – 4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, проводя учебные занятия, предусмотренные “Программой воспитания и обучения” под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой и др., воспитатели групп организуют детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всем его протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и т.д. Также во время занятий используются разнообразные формы организации детей – они работают малыми подгруппами, в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, во время занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.
Кроме того, мы стараемся наполнить жизнь детей движением не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Составили картотеку подвижных игр и упражнений, и постоянно используем их в работе с детьми.
Рис. 3
Ежедневно организуем пальчиковые игры, т.к. они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. В группах имеются картотеки стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений.
Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагаем детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т.д. Таким образом, мы заботимся об удовлетворении двигательной активности во время занятий и в свободной деятельности детей, а движения для ребенка – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.
Широко используем в работе с детьми музыкотерапию (один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет им удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Особенно эффективно музыка действует на гиперактивных детей. Мелодии используются во время приема пищи, перед сном и во время сна. Это позволяет детям быстрее успокоиться, расслабиться); элементы ароматерапии (натуральные природные ароматы положительно воздействуют на нервную систему и головной мозг. Запахи могут вызывать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение); звукотерапию (звуки природы) и т.д.
Для укрепления здоровья детей применяем также различные методы закаливания. Один и наиболее популярных в нашем ДОУ – хождение по йодо-солевым дорожками после дневного сна. Этот режимный момент в нашем детском саду превращен в веселую игру – упражнения на индивидуальных и общих массажных ковриках сопровождаются различными стихотворениями.
Рис. 4
Считаем важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своем теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Творческой группой ДОУ “Здесь живет здоровье!” разработан перспективный план “Будь здоров!” для детей средней, старшей и подготовительной групп, который включает в себя следующие разделы:
- Элементарные знания о теле человека, его органах.
- Профилактика различных заболеваний.
- Безопасность жизни в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного движения.
- Бережное отношение к своему здоровью.
Предлагаемые знания соответствуют интеллектуальным возможностям детей, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения.
Реализуя материал, органично включаем его в педагогический процесс: в занятия познавательного цикла, игры, труд, режимные моменты, свободную деятельность, развлечения, досуги и т.д.
Основная (информативная) часть включена в занятия, разработанные нами для среднего и старшего дошкольного возраста. Такая форма преподнесения материала обусловлена его объемностью и новизной. Игровая организация детей, а также использование во время таких занятий опытов, экспериментов и исследований помогает детям легко войти в предполагаемую ситуацию и вызвать большой познавательный интерес. Стараемся, чтобы занятия вызывали у детей положительные эмоциональные реакции, по возможности содержали также элементы дидактических игр и двигательные упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах ДОУ – на учебных занятиях, в режимах дня, в занятиях физкультурой т.д. Провожу с детьми упражнения на профилактику различных заболеваний (плоскостопия, нарушения осанки, заболеваний органов зрения, слуха, простудных заболеваний и т.д.), обучаем элементам массажа и самомассажа и т.д.
Рис. 5
Разработали сценарии развлечений, досугов, которые являются хорошей основой для обучения детей. Они одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.
Работая по данной проблеме, обнаружили, что программ и методических пособий по данному вопросу крайне мало. Изучив материал, работаем над созданием методического пособия по формированию культуры здорового образа жизни, которое будет включать в себя:
- перспективный план работы с детьми;
- перспективный план работы с родителями:
- систему взаимодействия педагогического персонала по данной проблеме;
- занятия, опыты, эксперименты, исследования;
- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- подбор произведений художественной литературы, относящейся к теме, а также литературы познавательного характера;
- сценарии досугов, развлечений, праздников;
- наглядный иллюстративный материал, пособия по теме.
Всю работу в данном направлении строим совместно с родителями, которые являются активными участниками жизни ДОУ. В 2006–2007 учебном году в г.Красноярске проходил городской эксперимент под руководством В.И.Усакова, целью которого стало сохранение и укрепление здоровья детей, а также обучение их плаванию, катанию на лыжах и коньках. Дети и родители нашего детского сада стали одними из самых активных участников этого эксперимента и добились положительных результатов:
Плавание | Коньки | Лыжи | Дальнейший интерес |
Научились плавать 75% участников эксперимента | Все участники эксперимента научились кататься на коньках | Научились кататься на лыжах 75% участников эксперимента | 80% участников эксперимента продолжают заниматься спортом в различных секциях, а также выходят на лыжню, на каток и в бассейн с родителями в свободное время. |
Анализируя результат анкетирования родителей, выяснили, что 56 % детей старших и подготовительных групп занимаются в различных спортивных секциях (плавание, фигурное катание, хоккей и др.) и танцевальных студиях, что говорит о высоком интересе к здоровому образу жизни.
Таким образом, мы убедились, что внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию. Сегодня дети ДОУ знают о строении своего организма, его отдельных органов, а также о профилактике и предупреждении многих заболеваний; у них сформирована сознательная установка на ведение здорового образа жизни, а также сформированы здоровьесберегающие навыки и привычки; в детском саду снижена заболеваемость ОРВИ, посещаемость детьми ДОУ выросла на 11%.
Осуществляя свою педагогическую деятельность, мы систематически отслеживаем результаты посредством диагностики, где можно увидеть положительную динамику развития наших воспитанников. Динамика качественных изменений развития детей имеет позитивную направленность.
Также мы отслеживаем результаты не только умственного, но и физического развития детей, поскольку двигательная активность является фактором, укрепляющим здоровье и повышающим физическое развитие ребенка. Кроме того, формирование интереса к здоровому образу жизни способствует возникновению интереса к спорту, активному отдыху, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка.