Тип урока. Постановка учебной задачи.
Цель.
- Помочь учащимся выделить слова новой грамматической группы; поставить нужные вопросы, определить значение новой части речи, её название и модель.
- Создать условия для развития навыков самооценки и самоконтроля.
Учитель.
Друзья! Из ваших анкет я поняла, что в друзьях вы цените доверие. Отрицательно относитесь к жадности. Я с вами согласна. Жадность – порок. Но есть и оправданный вид жадности – жадность к познанию. Такая жадность – достояние. Давайте и мы с вами на уроке русского языка наслаждаться радостью познания.
Мы изучаем части речи. И у вас на уроке будет прекрасная возможность повторить изученные части речи, оценить свои знания и умения по этой теме и узнать что-то новое.
Актуализация.
Учитель.
Друзья! Прочитайте слова в столбиках. В каждом столбике найдите лишнее слово и выпишите его.
Белый | слушал | удивительный |
Побелка | читаю | думаю |
Белизна | объезжаем | красивый |
Беляк | книга | водянистый |
Ученики легко справились с заданием и выписали такие слова:
белый, книга, думаю.
Учитель.
- Что надо было понять перед тем, как выписывать слова?
Ученик.
- Понять, какое слово лишнее.
- Как отличить одну часть речи от другой.
Учитель.
- Как вы рассуждали?
Ученик.
- Я определял значение и ставил вопросы к каждому слову.
Учитель.
- Что вы учились делать, выполняя это задание?
Ученик.
- Я учился различать части речи по значению и вопросам.
Учитель.
- Дайте название каждому столбику.
Ученики дают название столбикам:
БЕЛЫЙ | КНИГА | ДУМАЮ |
Прилагательное | существительное | глагол |
Учитель.
- Как еще можно рассказать об особенностях каждой группы?
Ученик.
- С помощью моделей.
Учитель.
- Изобразите эти модели в тетради.
Дети рисуют модели ниже записанных по столбикам слов (прилагательного, существительного, глагола) в виде прямоугольников с одной, двумя и тремя чёрточками внутри. Этими моделями дети владеют с первого класса.
Учитель.
- Что объединяет слова, входящие в каждый грамматический класс?
Ученик.
- Одинаковые вопросы и значение.
Учитель.
- А чем похожи слова всех столбиков?
Ученик.
Это части речи. Приложение 2
Учитель.
- Что оказалось самым важным для успешного выполнения задания?
Ученик.
- Понимать значение слов и умение ставить вопросы к слову.
Учитель.
- Зачем вы выполняли это задание?
Ученик.
- чтобы закрепить способ определения частей речи.
- чтобы проверить свои знания.
- чтобы найти лишнее слово.
Учитель.
- Чьё объяснение в процессе работы показалось самым удачным?
Ученик.
- Были хорошими ответы многих детей. Мне особенно понравился ответ Димы.
Учитель.
- Чем ответ понравился?
Ученики.
- Дима точно доказывал принадлежность слова к определенной грамматической группе.
Учитель.
- Почему вы успешно справились с заданием?
Ученик.
- Знаем способ определения частей речи, умеем им пользоваться.
Учитель.
- Каким способом вы работали?
Ученик.
- Сначала ставили вопрос к слову, а потом определи его значение, а затем определяли часть речи.
Учитель.
- Способ знаете, пользоваться им умеете. Я верю, что вы справитесь и со следующей задачей. Я продиктую несколько слов, а вы запишите их ниже под уже записанными словами.Справитесь с этой работой?
Ученики.
- Справимся.
Учитель.
- Продолжайте работать известным способом.
Учитель диктует слова: способный, платье, играет, ветер, радость, сверкает, шесть.
Ученики, ставя вопрос к слову и определяя его значение, записывают слова столбиками,
БЕЛЫЙ | КНИГА | ДУМАЮ |
прилагательное | существительное | глагол |
способный | платье | играет |
ветер | сверкает | |
радость |
Все слова учащиеся успешно распределили по столбикам, кроме слова шесть.
Слово шесть учащиеся отказались записывать в какой-либо столбик, так как слово имеет другое (новое) значение (количество) и отвечает на вопрос (новый) «Сколько?»
Учитель.
- Как быть?
- Почему перестал работать способ?
- В чём дело?
Ученики в растерянности. Происходит дискуссия, спор, конфликт. У детей разные мнения. Каждый доказывает свою правоту, приводит свои доказательства, свои аргументы. В дискуссию вмешивается учитель.
Ученики.
- Вопросы «Кто?» «Что?» не подходят.
- Вопросы «Какой?» « Какая?» « Какое?» не подходят.
- Вопрос «Что делать?» не подходит.
- Обозначает слово шесть и не предмет, и не действие, и не признак.
Учитель.
- Что можно предположить? Какой вывод сделать?
Ученики.
- Я могу предположить, что это новый грамматический класс слов.
- Я думаю, что это новая часть речи.
Учитель.
- Почему? Чем это слово отличается от тех, с которыми мы уже работали?
Ученик.
- Слово шесть имеет другое значение и отвечает на другой вопрос.
Учитель.
- В таком случае, что нам нужно узнать сегодня на уроке? Какую задачу решить?
Сформулируйте цель урока.
Ученики пытаются сформулировать задачу.
- Познакомиться с новым грамматическим классом слов.
- Познакомиться с новой частью речи.
- Изучить особенности нового грамматического класса слов.
- Узнать, как называется, что обозначает, на какой вопрос отвечает и как изменяется новая часть речи.
Учитель фиксирует цель на доске. Приложение 3
Учащиеся проговаривают цель.
Учитель.
- Мы с вами знакомы с именами существительными, именами прилагательными, глаголами. Как вы думаете, это поможет вам при изучении нового грамматического класса слов?
Ученик.
- Думаю, что поможет.
Учитель.
- Давайте составим список вопросов, на которые будем искать ответ на следующих уроках русского языка при изучении нового грамматического класса слов.
Учащиеся предлагают рассмотреть следующие вопросы.
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Как называется новый грамматический класс слов?
- Как выглядит грамматическая модель этой части речи?
- Как изменяется слово, какие грамматические значения имеет?
- Каковы особенности этих грамматических значений?
- С какими словами слова типа шесть могут образовывать словосочетания?
- От каких частей речи, и какими способами можно образовать слова типа ШЕСТЬ или это невозможно сделать?
- Какие орфограммы могут встретиться при записи нового слова?
- Как проверить эти орфограммы, какие правила надо помнить?
- Как проверить себя при выделении, образовании, написании новой части речи?
- Как использовать известные «ловушки», составляя задания с новой частью речи?
- Какие «ловушки» ещё можно придумать? Приложение 4
Учитель.
- Друзья! Все вопросы, предложенные вами, обязательно будут рассмотрены на следующих уроках. А сегодня на уроке поговорим о самом главном. Приложение 5
План.
- Что обозначает новая грамматическая группа слов?
- На какие вопросы отвечает эта грамматическая группа слов?
- Как изменяется новая часть речи?
- Какая грамматическая модель у этой группы слов?
- Как называется новый грамматический класс слов?
Учитель.
- Что мы составили?
Ученики.
- Мы составили план изучения новой части речи.
Учитель.
- Зачем мы эту работу делали?
Ученик.
- Чтобы ничего ни упустить.
Учитель.
- Работа у нас сложная и объёмная. Как будем решать эту трудную задачу?
Ученики.
- Легче выполнить это задание в группах.
Учитель.
- Послушайте инструкцию.
В записанных на карточке высказываниях вы увидите выделенные слова, которые относятся к новому грамматическому классу. Поработайте с этими словами. Изменяйте выделенные слова, как умеете, и подготовьте устный ответ на поставленные вопросы.
Карточка 1 Приложение 6
У Арсения в классе пять друзей.
Первый ученик прекрасно ответил.
Четыре друга осторожно переходят дорогу.
Мы учимся на шестом этаже.
Ученики в группах рассматривают выделенные слова, изменяют их по числам, родам, падежам. Обсуждают, спорят, доказывают, ищут ответы на вопросы. Ответы записывают на другую карточку.
Карточка 2 Приложение 7
Эта грамматическая группа слов обозначает_______________________________________
Отвечает на вопросы __________________________________________________________
Изменяется по_________________________________________________________________
Грамматическая модель слова _________________________________________________
Название данной грамматической группы слов_____________________________________
После обсуждения и решения задачи в группах, дети по очереди представляют классу продукт своей работы.
Сначала первая группа представляет продукт своей работы классу.
- Эта грамматическая группа слов обозначает количество и порядок при счете.
- Отвечает на вопросы «Какой?» « Сколько?»
- Изменяется по падежам.
Другие группы дополняют.
- Мы думаем, что эти слова можно разбить на две группы. К первой группе относятся слова шесть и четыре, а к другой первым и шестом. Они отвечают на разные вопросы.
- К слову первый можно поставить вопрос «Который?»
- Слово первый изменяется по числам.
- Слово шестой изменяется по родам, числам и падежам.
Ученики, посоветовавшись в группе, предлагают назвать новую группу слов числительное, так как слово обозначает количество предметов. Остальные учащиеся согласились с данным названием.
Учитель уточняет название новой части речи (имя числительное) и записывает название новой части речи на доске.
Учитель.
- Вспомните всё, что узнали о новой части речи и дайте ответ на вопрос.
- Что же называется именем числительным?
Ученики обсуждают в группе и приходят к выводу, что
имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, их порядок при счёте и отвечает на вопросы «Сколько?» « Какой?» « Который?»
Ученики придумали и предлагают разные варианты моделей для данной грамматической группы слов (прямоугольник, треугольник, кружок с цифрой внутри). Всех участников обсуждения устраивает модель в виде прямоугольника с четырьмя палочками внутри.
Учитель.
- Друзья! Какова была цель урока?
Ученик.
- Познакомиться с новой частью речи. Узнать её значение, вопросы и как изменяется эта группа слов.
Учитель.
- Ответили ли мы на поставленные вопросы?
Ученики.
- Да.
Учитель.
- Что же мы узнали о новой части речи?
Ученики.
-Обозначает количество и порядок при счёте.
- Отвечает на вопросы «Какой?» « Который» « Сколько?»
- Изменяется по числам, родам и падежам
- Называется именем числительным
- Имеет новую грамматическую модель.
Учитель.
- Так к какой части речи относится слово шесть?
Ученик.
- Это имя числительное.
Учитель.
Достигли ли мы цель урока?
Ученики.
- Да, мы ответили на все вопросы.
- Мы познакомились с новой частью речи.
- Мы узнали имя числительное.
- Мы знаем, на какие вопросы отвечает имя числительное.
- Мы знаем значение имени числительного.
Учитель.
- Запишите имя числительное шесть в четвертый столбик.
Учитель.
- Оцените себя.
Ученики.
- Я на уроке узнал новую часть речи.
- Я узнал, что имя числительное обозначает количество предметов и порядок предметов при счёте.
- Я сам определил значение имени числительного.
- Я узнал значение числительного.
Учитель.
- Спасибо за урок. До новых встреч.