Цель курса: Предоставление обучающимся возможности непосредственно в ходе занятий по изучению элективного ориентированного курса соотнести свои склонности и способности с требованиями, предъявленными профилем обучения.
Задачи курса:
1.Показать обучающимся математический инструментарий предполагаемой их будущей деятельности.
2.Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий.
3.Познакомить на практике учеников со спецификой математических задач по выбранному ими профилю.
4.Мотивировать детей на интерес к математике, тем самым способствуя внутрипрофильной специализации.
Подготовительный этап
Получение учащимися информацию о сфере деятельности, и выяснение, какие разделы математики наиболее необходимы для успешного овладения профессиональными навыками.
Практический этап
Выполнение учащимися практических задач, связанных с решением профессиональных задач средствами математики.
Тема элективного курса: Технические задачи в обучении математике обучающихся непрофильных классов на элективных курсах.
Целью элективного курса является:
Предоставление обучающимся возможности непосредственно в ходе занятий по изучению элективного ориентированного курса соотнести свои склонности и способности с требованиями, предъявленными профессией.
Задачи курса:
- Показать обучающимся математический инструментарий предполагаемой их будущей деятельности.
- Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий.
- Познакомить на практике учеников со спецификой математических задач, необходимых для выполнения типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
- Мотивировать детей на интерес к математике.
Рассмотрим наиболее распространенные отрасли, в которых применяется решение технических задач.
Весь элективный курс рассчитан на 34 часа, количество часов зависит от сложности темы.
Тематическое планирование.
1.Уравнения первой степени. |
2 |
2.Системы уравнений первой степени. |
2 |
3.Неравенства. |
4 |
4.Квадратные уравнения. |
4 |
5.Прогрессии. |
4 |
6.Логарифмы. |
6 |
7. Бином Ньютона. | 6 |
8.Производная. Исследование функций на максимум и минимум. |
6 |
Всего: |
34 |
Рассмотрим следующий этап курса – практический.
Он состоит из выполнения учащимися практических задач, связанных с решением профессиональных задач средствами математики.
Разберем одну из задач нашего элективного курса.
Обратим наше внимание на чертеж. Все знают, что одной из важнейших задач в математике является чтение графиков или чертежей. Из чертежа видно, что для того чтобы решить правильно задачу необходимы знания нескольких предметов, таких как: черчение, алгебры и геометрии. В каждой новой задаче нужно выяснять, нет ли в условии слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся. Перейдем к условию задачи , перед обучающимися ставится проблема: измерение диаметра детали с помощью штангенциркуля.
Что же такое штангенциркуль?
Штангенциркуль - прибор для измерения наружных и внутренних размеров различных деталей.
Ни для кого не секрет, что не все учителя математики и физики умеют сами пользоваться штангенциркулем, не говоря уже об обучающихся.
Поэтому, чтобы решать задачи подобного типа, прежде всего, необходимо или на уроках технологии, или на уроках математики (выискивая время) научить детей работать со штангенциркулем.
Разобрав чертеж и условие задачи можно смело переходить к его решению.
Задача проста и я считаю, что даже слабый ученик сможет ее решить.
Мы рассмотрели только одну из задач данного курса. Решение остальных задач предоставлены вашему вниманию на слайдах.
Элективный курс разработан, прежде всего, как пособие для учащихся, но его можно использовать и как пособие для учителя. В каждом разделе имеется теоретический материал, разобрана задача с полным пояснением и задание для самостоятельного решения (проверь себя). Все задачи имеют разноуровневый характер. Обязательно после каждой темы необходимо учителю проверить, как ученик усвоил тему, для этого можно проводить контрольные работы, различные тестовые работы, самостоятельные, проверочные. Итогом элективного курса может быть защита проектов по решению технических задач средствами математики, с учетом выбранной ими профессии в различных отраслях.
По окончанию элективного курса необходимо еще раз провести анкетирование детей. И опять главным вопросом остается вопрос: «Почему ты выбрал этот элективный курс?» Возможно, что ответ будет отличаться от первоначального.
Список литературы
- Кондратенко, Л.Н. «Элективные ориентированные математические курсы в профильной школе»., Новокузнецк., МОУ ДПО ИПК, 2008 г.
- Шкарин, А.Б., Федянов, А.М., Сандлер, Б.Г. «Алгебраические задачи в технике» (сборник задач)., Государственное учебно – педагогическое издательства Министерства просвещения РСФСР., Москва, 1962 г.
- Книга современного завуча «Организация профильного обучения в школе»., Ростов – на – Дону, Феникс, 2006г.
Приложения: