Пояснительная записка
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
В программе “Нурлат - наш родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Программа «Нурлат – наш родной край», составлена как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитана на 34 занятия в год (1 час в неделю). Она изучается параллельно курсу “Окружающий мир” и разработана с учетом программ и учебников по данному предмету (автор А. А. Плешаков).
Цель. Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Задачи первого года обучения.
Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Задачи второго года обучения.
Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае.
Воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию.
Задачи третьего года обучения.
Обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
Изучение значимости своего региона среди других регионов страны.
Учебно-тематический план
Первый год обучения по программе «Нурлат – наш родной край» (2 класс) 34 часа.
№ |
Раздел плана, темы |
Кол-во часов |
Содержание занятия |
---|---|---|---|
I. |
Красота природы. Природа в городе. |
3 |
1. Деревья, кустарники, травы на улицах города Нурлат. 2. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь. 3. Экскурсия «Неживая природа города». |
Что растет на нашей грядке. |
3 |
1. Овощная викторина Витамины с грядки. 2. Плодовые и ягодные культуры. 3.Экскурсия в плодопитомник. |
|
Животный мир Нурлатского района. |
3 |
1. Животный мир наших лесов. 2. Перелетные птицы. 3. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?» |
|
II. |
Красота и симметрия. Город, в котором мы живем. |
4 |
1. Флаг и герб нашего города (типы симметрии). 2. Достопримечательности нашего города. 3. Симметрия в архитектуре города. 3. Экскурсия в Ледовый дворец. 4. Конкурс рисунков «Мой город» (использование симметричных пропорций). |
Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент). |
4 |
1. Татарские национальные орнаменты. 2. Чувашские национальные орнаменты. 3. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. 4. Экскурсия в мастерскую художника. Якупова Ф.Н. – учитель СОШ № 2. |
|
III. |
Красота рукотворная. Народная музыка. |
3 |
1. Гимн нашего города. Песни о нашем городе. 2. Песни народов нашего города (Русские народные, татарские, чувашские). 3. Семейный праздник «Поющая семья». |
Произведения Нурлатских писателей и поэтов. |
3 |
1. Поэты нашего города: С.Бадыгин, А.Григорьев, М.Литта, Ринат Юлдашев, Валентин Бурайкин, Федор Савгачев, Ника) 2. Юные поэты нашей школы. Встреча с поэтами школы. 3. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае. |
|
В гостях у народных умельцев. |
2 |
1. Экскурсия в школьный краеведческий музей. 2. Чудесные превращения дощечки. |
|
IV. |
Красота человека. Самобытность слова. |
3 |
1. Печатные издания нашего города и нашей школы. 2. Культура речи «Как мы говорим?» 3. Этимология слова. Откуда к нам пришли слова. |
Население нашего района. |
3 |
1. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. 2. Игры народов нашего края. 3. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд. |
|
Национальный костюм. |
2 |
1. Национальная одежда, украшения русских, татар и чуваш нашего края. 2. «Откроем бабушкин сундук» - викторина. |
|
V. |
Итоговое занятие |
1 |
Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам. |
Учебно-тематический план
Второй год обучения по программе «Нурлат – наш родной край» (3 класс) 34 часа.
№ |
Раздел плана, темы |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
---|---|---|---|
I. |
Природа Татарстана. |
3 |
1. Карта Татарстана и Нурлатского района. 2. Смена времен года на территории Нурлатского района. 3. Экскурсия «Осенние изменения в живой и неживой природе в г. Нурлат». |
От истока к устью по реке Черемшан. |
2 |
1. Работа с картой. Водоемы Татарстана. Река Черемшан в жизни Нурлатского района. 2. Экологические службы г.Нурлат. Состояние родников. Составление памятки для посещающих родник. |
|
Родная природа в стихах и рассказах писателей нашего края. |
2 |
1. Встреча с местным поэтом А. Григорьевым «Что меня вдохновляет на творчество». 2. Встреча с татарской поэтессой Фаузией Мухамметовой « Душа поет при виде красоты родного края». |
|
II. |
Кладовая лесов среднего Поволжья. |
3 |
1. Нурлатское лесное хозяйство. Использование леса в промышленности. 2. Грибной сезон в лесах Нурлатского района. Ядовитые грибы. 3. Лекарственные и ядовитые растения леса. |
Встречаем зиму! |
2 |
1. Экскурсия «Зима в нашем парке» 2. Зимующие птицы. Кто поет в зимнем лесу? |
|
Народный календарь и народные приметы. |
2 |
1. Подведение итогов наблюдений за неживой природой в осенние месяцы. 2. Народные приметы. Итоги наблюдений за живой природой. |
|
III. |
Городская среда и человек. |
2 |
1. Экологическое состояние города Нурлат. Диспут «Что я думаю о санитарном состоянии улиц, дворов г. Нурлат». 2. Промышленность города и транспорт моего города. |
Труд людей зимой на улицах города. |
2 |
Экскурсия в городскую теплицу. Подведение итогов по зимним наблюдениям в живой и неживой природе. Труд людей зимой. Служба коммунального хозяйства города. Воспитание уважения к людям труда. |
|
IV |
Природа пробуждается и расцветает... Встреча весны! |
3 |
1. Экскурсия« Весенние изменения в живой и неживой природе г. Нурлат». 2. Народные традиции « Встреча весны у разных народов». 3. Проводы зимы «Масленица», народные игры. |
Насекомые нашего края. |
1 |
Насекомые нашего края. Укусы насекомых опасны, аллергические реакции в весенний период. |
|
Первоцветы средней полосы России. |
1 |
Растения Татарстана занесенные в Красную книгу. |
|
По страницам Красной книги Татарстана. |
2 |
1. Животные Татарстана из Красной книги. 2. КВН по страницам Красной книги. |
|
Охрана здоровья - дело рук каждого. |
1 |
Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья. Сезонное закаливание в условиях нашей местности. |
|
V |
История нашего города |
2 |
1. Рождение города. 2. История города в названии улиц. Заочное путешествие «По улицам нашего города». |
Профессионалы своего дела г. Нурлат. |
1 |
Профессии моих родителей. Кем я хочу стать. |
|
Герои ВОВ - наши земляки. |
1 |
Герои Советского Союза– наши земляки: Синдряков Н. К., Кузнецов А. И., Козлов Н. А., Сергеев М. Е. |
|
Герои труда - наши земляники. Они прославляют наш район. |
1 |
Знакомство с героями труда. Гиматдинов Г.К.., Сандлер И.Л., Сибагатуллин Ф.С. |
|
VI |
Устное народное творчество. Татарские, русские и чувашские народные сказки. |
3 |
1. Русские народные сказки. Национальный колорит в сказках. 2.Чтение и анализ сказок «Дары аллаха», «Камыр – батыр», «Волшебный цветок» - татарские народные сказки. Особенности татарских народных сказок. 3.Чтение сказок « Ленивая невеста», « Как братья огонь добывали» - чувашские сказки. Особенности чувашских сказок. |
Учебно-тематический план
Третий год обучения по программе «Нурлат – наш родной край» (4 класс). 34 часа.
№ |
Раздел плана, темы |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
---|---|---|---|
I. |
Природные особенности края. |
8 |
1. Географическое положение Нурлатского района. 2. Основные черты рельефа. Овраги, балки, речные долины. 3. Климат нашего края. 4. Метеослужба Нурлатского района. 4. Исследовательская работа «Растения города Нурлат» 6. Исследовательская работа «Птицы города Нурлат» 7. Научно – практическая конференция «Природа моего города» 8. Природные катаклизмы района (ураган). Правила поведения при ЧС. |
II. |
Промышленность и экономика Сельское хозяйство. |
2 |
1. Сельское хозяйство нашего района. Фермерские хозяйства. Конезавод. 2. Наш вклад в хлебные закрома страны. |
Полезные ископаемые |
3 |
1. Нефтяная отрасль. 2. Экскурсия в ОАО «ТАТНЕФТЕПРОМ – ЗУЗЕЕВНЕФТЬ». 3. Полезные ископаемые на территории района (глина и песок). |
|
Промышленные предприятия города Нурлат. |
3 |
1. Нурлатский сахарный завод, ОАО «Нурлатский элеватор». 2. Железнодорожный транспорт станции Нурлат. 3. Экскурсия на хлебозавод. |
|
Сфера обслуживания и здравоохранения. Образование. |
4 |
1. На пользу людям. Правила поведения в общественных местах. 2. Экскурсия в пожарную часть ПЧ 73. 3. Закон и порядок. На страже порядка. Личная безопасность на улице города и дома. 4. Из истории нашей школы. |
|
Охрана окружающей среды – долг каждого. |
3 |
1. Операция «Зеленый патруль», «Чистота рядом с нами». 2. Экскурсия в экологический центр. 3.Велопробег на родник в Иглайкино. |
|
III. |
Путешествие по городам Татарстана. Наши ближайшие соседи |
1 |
Какие республики граничат с Татарстаном (Чувашия, Башкирия, Удмуртия) |
Столица Республики Татарстан. |
1 |
Достопримечательности столицы. |
|
Культурно – исторические центры республики. |
3 |
1. Города Татарстана. Их вклад в экономику и культурно – историческое развитие республики. 2. Заочное путешествие «По знаменитым местам республики». 3. Сочинение «Мой любимый город Татарстана». |
|
IV. |
Я и мой город |
5 |
1. Художники нашего края (Будяшкин, Якупова Ф.Н., Павлова Н.М.) 2. Праздник Навруз. Национальные игры. 3. Национальные костюмы русских, татар, чуваш. 4. Город Нурлат как часть Республики Татарстан и страны Россия. 5. Наши четвероногие друзья на улицах города. Диспут «Как сделать, чтобы не было бездомных кошек и собак». |
V |
Итоговое занятие |
1 |
За круглым столом. Встреча с интересными людьми (учитель – пенсионер, активист района, поэтесса, участница районного хора ветеранов, интересный собеседник Казакова А.М.) |
Ожидаемые результаты обучения по программе“ Нурлат - наш родной край”.
Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.
Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве писателей.
Уметь составить “паспорт” реки, растения, животных своего региона.
Знать культурные центры Татарстана (театры, музеи).
Уметь изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края.
Результатом краеведческой работы младших школьников является выполнение рисунков, написание творческих сочинений, изготовление поделок, сбор краеведческого материала, посещение разнообразных музеев, участие в акциях защиты животных, в озеленении и благоустройстве класса, школы, школьного участка.