Урок русского языка в 4-м классе (по системе Л.В. Занкова). Тема: "Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения"

Разделы: Начальная школа


Цель.

  • вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным окончанием;
  • развивать умение обобщать, делать выводы,
  • сравнивать личные окончания глаголов разных спряжений,
  • развивать умение аргументировать свою точку зрения;
  • воспитывать орфографическое чутье.

Ход урока

(звучит мелодия из к/ф "Мери Поппинс, до свидания!", " Леди совершенство", учитель поет и танцует.)

I. Организация класса.

Кто от шпильки до булавки?
Кто от туфелек до шляпки?
Элегантность сама от меня без ума,
И весьма почтенный джентльмен седой и
Мальчишка любой!
Мэри? Леди Мэри!
Мэри? Леди Мэри!
Мэри!

- Надеюсь, мои юные друзья, вы меня узнали?

- Я - Мэри Поппинс!

- Сегодня я с вами проведу занятие. Вы не против?

- Хорошо.

Тогда садитесь поудобнее, откройте тетради и оформите работу (записать число, классная работа).

II. Сообщение темы урока.

- Хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке?

Тогда догадайтесь. (исполняется на мотив песни "Тридцать три коровы")

Интересная часть речи
С нами рядом здесь живет,
Ей на месте не сидится
Она пляшет и поет,
Любит действовать активно
Забивает в мачте гол.
А теперь узнайте, дети?
Кто раскроет тайны эти?
Все расскажет нам:::. . (глагол)

- Сегодня у нас в гостях необычный гость - это господин Глагол (Приложение №1).

Не удивляйтесь, что наш господин Глагол немного безжизненный. Нам просто нужно его расколдовать. Расколдовать - это, значит, выполнить ряд действий, направленных на восстановление образа Глагола. Такой же господин Глагол есть и у вас в конверте №1. (Приложение №1)

III. Актуализация знаний.

- Вы любите играть?

- Я тоже.

- Вот сейчас мы поиграем (игра "Исключи лишнее слово")

Прочитайте слова записанные на доске:

  • рисует,
  • красивый,
  • стирать,
  • остановил,
  • засвищут,

(Ученики рассуждают - лишнее слово "красивый", т. к. это имя прилагательное, "стирать" - т. к. неопределенная форма глагола и т. д.)

- Что вы знаете о глаголе неопределенной формы?

- Он отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (вопросы записываются на плакате, на ногах у Глагола (Приложение №1. Таким образом, дети объясняют все слова и по ходу игры заполняется Приложение №1.)

- Посмотрите, как постепенно преображается наш господин Глагол.

(исполняется на мотив песни " Жил да был Бродобрей")

Жил да был грамотей
На земле не найти умней.
И решил грамотей тогда -
Разделить глаголы строго,
Ведь их было очень много,
Расселить по городам.
Это было в прошлом веке,
В середине декабря,
В тридесятом королевстве,
Там, где нет в помине короля!

- Вот эти глаголы.

- Прочитайте слова. Сгруппируйте их по найденному признаку:

ведут, спят, едешь, спешишь, несет, поёте, звенит, лежите.

- Здесь будут жить глаголы города "Первоспряженска", а здесь - глаголы "Второспряженска" (вывешиваются рисунки городов).

- Как вы догадались, что это глаголы 1 и 2 спряжения?

- Т.к. у этих глаголов ударные окончания.

- Что мы знаем о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения?

- У глаголов 1 спряжения в окончаниях гласная "е", у глаголов 2 спряжения "и".

- Остались только цветы, здесь надо записать все личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

- Вот какое вы можете предложить задание по определению личного окончания глагола?

- Надо проспрягать глагол.

- Тогда проспрягайте глагол "петь", "шалить" (выполните работу в парах и проверьте друг у друга).

- Проверьте, правильно ли вы сделали (открываются лепестки цветов)

- Посмотрите, как преобразился наш господин Глагол. Так и хочется станцевать с ним. Неправда ли?

- Да, да! Вы разве не знаете, что я закончила балетную школу на острове Тарабар с отличием, класс мадам Кори.

- Я даже вас могу научить.

- Физминутка (повторяйте движения за мной). (исполняется на мотив песни " Непогода")

IV. Постановка проблемного вопроса, его решение.

- Не расслабляйтесь, нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, а для этого послушайте сказку (дети инсценируют сказку).

- Однажды жители обоих городов глагольчики отправились в лес за грибами и заблудились. Остались эти глагольчики в лесу. Только к утру они выбрались на поляну и увидели на ней рыцаря.

- Ты кто? - спросили глагольчики.

- Я, - рыцарь неопределенной формы. Я из древнего старинного рода. Вот мой герб.

- А вы кто? - спросил в свою очередь рыцарь.

- Мы глагольчики из "Первоспряженска" и "Второспряженска", только вот без нашего мэра Ударения мы не можем вспомнить - кто из какого города?

- Ах, значит, вы глаголы с безударным окончанием, - догадался рыцарь.

- Ну, вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в ваши города и я вас отведу. Только, чур, по-одному.

- Ребята, как глагол неопр. ф. помог нашим глагольчикам? Попробуйте перевести эту грамматическую сказку на язык науки.

- Ответ детей.

- Давайте разведем их по городам.

- Глагол - играет, поставим в неопределенную форму - играть, оканчивается на -ать, значит, это глагол I спр. и пишем окончание - Е (и т. д. все глаголы)

- гонит, играет, скачешь, рубите, ходишь, варит.

- Ребята, вы не заметили, что когда мы разводили глаголы по городам, вы выполняли определенный ряд действий. Таким образом, вы составили алгоритм правописания безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

- Посмотрите на доску (Приложение №2).

V. Первичное закрепление.

- Проверим, работает ли алгоритм.

Работа по учебнику упр. 162.

- Чтобы узнать поняли вы значение алгоритма, я предлагаю вам работу трех степеней сложности (Приложение №3).

- Вы можете выполнить работу любого уровня сложности.

VI. Итог урока.

- Вы проделали серьезную работу.

- Что нового открыли для себя на уроке? Чему научились?

(исполняется на мотив песни "Леди совершенство")

Дети могут стать взрослее,
Только я не постарею,

И опять и опять будут все вспоминать
И мечтать о встречи,
Пусть пройдут года,
Не забыть никогда.
Дети! Вам, спасибо!
Дети! Вам, спасибо!
Вы само совершенство,
Вы само совершенство,
От улыбки до жестов
Лучше всяких похвал.
Ах, какое блаженство,
Ах, какое блаженство,
Ах, какое блаженство,
Знать, что вы - идеал!
Дети! Вам, спасибо!
Дети! Вам, спасибо!