Цели:
Образовательный аспект.
- Сформировать знания об атмосферном давлении.
- Познакомиться с историей открытия атмосферного давления.
- Сформировать умение применять знания на практике для объяснения физических явлений.
- Обобщить знания на уровне межпредметных связей (география, биология).
Развивающий аспект.
- Продолжить работу по развитию мышления (операций анализа и синтеза, умения выделять главное, самостоятельно формулировать выводы).
- Продолжить работу по овладению методами научного исследования(уметь проводить эксперимент, делать из него выводы)
- Развивать речь.
- Расширить кругозор учащихся.
Воспитательный аспект.
- Продолжить развитие познавательного интереса.
- Воспитание умения помогать друг другу.
- Воспитывать уважение к интеллектуальному труду.
Подготовка:
- за 2 недели разделить класс на группы - секции, в каждой секции выбирается руководитель,
- выдать чёткую инструкцию для подготовки докладов и проведения экспериментов.
Секции:
1. Атмосфера нашей планеты:
- Строение атмосферы.
- Химический состав, изменение состава с высотой.
- Уменьшение плотности с высотой.
- История открытия: фонтаны в саду герцога Тосканского.
- Опыт с Магдебургскими полушариями.
Литература.
- Детская энциклопедия. Том1. [Текст]/ М.: Педагогика, 1971(с.188-192)
- Книга для чтения по физике. [Текст]/ М.: Просвещение, 1986 (с.71-74, 75-76)
- Колтун М.М. Земля. [Текст]/ Колтун М.М. - М.: Мирос, 1994 (с.120)
- Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. [Текст]/ Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. М.: Наука, 1974 (с182-183)
- Шабловский В. Занимательная физика. [Текст] / Шабловский В. - СПб.: Тригон, 1997- 416с. (с.7-9, 10-13))
2. Атмосферное давление в жизни человека и животного.
- Как мы дышим.
- Как мы пьём.
- Передвижение по болоту.
- Различные присоски.
- Влияние понижения давления на организм человека и животных.
Литература.
- Билимович Б.Ф. физические викторины. [Текст]/ Билимович Б.Ф. - М.: Просвещение, 1968 (с.53)
- Гальперштейн Л. Забавная физика: Научно-популярная книга. [Текст]/ Гальперштейн Л. -М.: Детская литература, 1993.- 255с. (с. 153-156)
- Книга для чтения по физике. [Текст]/ М.: Просвещение, 1986 (с.80-81)
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн 1. [Текст]/ Перельман Я.И. - Домодедово: ВАП, 1994 (с.99)
- Роуэлл Г., Герберт С. Физика. [Текст]/ Роуэлл Г., Герберт С. - М.: Просвещение, 1993 (с.78).
3. Использование атмосферного давления в медицине, в сельском хозяйстве.
- Действие медицинской банки
- Как действует пипетка.
- Как действует медицинский шприц.
- Барометрическая поилка для птиц.
- Доильные аппараты.
- Мойка животных.
- Уборка хлопка.
Литература.
- Билимович Б.Ф. физические викторины. [Текст]/ Билимович Б.Ф. - М.: Просвещение, 1968 (с.51)
- Браверман Э.М. Вечера по физике. [Текст]/ Браверман Э.М. - М.: Просвещение, 1969. (с.35,36)
- Книга для чтения по физике. [Текст]/ М.: Просвещение, 1986 (с.81-82)
- Куприн М.Я. Физика в сельском хозяйстве. [Текст]/ Куприн М.Я. - М.: Просвещение, 1985.(с.31,32,34-36)
- Роуэлл Г., Герберт С. Физика. [Текст]/ Роуэлл Г., Герберт С. - М.: Просвещение, 1993 (с.78, 87).
4. Использование атмосферного давления в технике.
- Вибровакуумные установки.
- Велосипедный насос.
- Барометрический высотомер.
- Колесо с пневматической шиной.
Литература.
- Браверман Э.М. Вечера по физике. [Текст]/ Браверман Э.М.-М.: Просвещение, 1969. (с.36-38)
- Книга для чтения по физике. [Текст]/ М.: Просвещение, 1986 (с.78)
- Роуэлл Г., Герберт С. Физика. [Текст]/ Роуэлл Г., Герберт С. - М.: Просвещение, 1993 (с.87-88).
- Шабловский В. Занимательная физика. [Текст]/ Шабловский В. - СПб.: Тригон, 1997 - 416с. (с.14)
5. Эксперименты с атмосферным давлением.
Литература.
- Билимович Б.Ф. физические викторины. [Текст]/ Билимович Б.Ф.- М.: Просвещение, 1968 (с.49-51)
- Гальперштейн Л. Забавная физика: Научно-популярная книга. [ Текст]/ Гальперштейн Л. - М.: Детская литература, 1993.(с. 156-162)
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. [Текст]/ Горев Л.А. - М.: Просвещение, 1985. (с.22-26)
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн 1. [Текст]/ Перельман Я.И. - Домодедово: ВАП, 1994 (с.98-99)
6. Новости науки.
Литература.
Руководитель готовит протокол работы секции, указывает фамилию, имя выступающего, тему сообщения, вопросы, оценки. Кроме того каждому участнику выдаются листочки для заметок, на которых они фиксируют свою оценку (словесную) каждому выступлению. Эти листочки затем афишируются - наклеиваются на рефлексивный лист. Выступление каждого участника секции не больше 5 минут. Затем выбирается наиболее яркое выступление, дорабатывается совместно в секции, оформляется наглядность (рисунки, схемы, слайды презентации). Каждый руководитель секции представляет своего докладчика. Доклад не больше 7 минут.
Рефлексия: каждый слушатель делит страницу на 2 части: что нового я узнал и чему я научился.
Оценивается доклад в классе, выступления на секциях, все выступления сдаются в письменном или электронном виде и в дальнейшем оформляются в сборник.