Цель:
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- развивать речь, внимание учащихся, умение делать выводы;
- воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки.
Оборудование:
- портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига;
- музыкальные произведения Э.Грига "Норвежский танец №2", "Шествие гномов", "Осень";
- магнитофон.
I. Подготовка к восприятию
- Сегодня прочитаем рассказ К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". Этот рассказ о человеке тонко чувствующем красоту окружающего мира, об известном норвежском композиторе Э.Григе. Мы не только прочитаем рассказ, но и послушаем несколько музыкальных отрывков из произведений этого композитора.
Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э.Григе, мне бы хотелось сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.
- Величественная суровая Норвегия - страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Люди, населяющие страну, сильные, мужественные, гордые и непокорные, не склоняющиеся перед насилием и привыкшие подчинять себе непокорные стихии.
Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой чудесной страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками, рассказывающими о легендарных походах викингов, о таинственных силах духов, населяющих леса и горы, в единоборства с которыми приходится вступать человеку.
Богата Норвегия и музыкой. Говорят, что самые красивые напевы украдены смельчаками у нечистой силы, а действие их таково, что не только людей, но и лес, и горы могут они заставить плясать. Самобытное искусство, быт, нравы маленькой страны стали известны всему миру благодаря великим художникам Норвегии - драматургу и поэту Хенрику Ипсену, скрипачу Уле Булю, вдохновенному певцу Норвегии Эдварду Григу.
Учитель музыки.
- Знакомо ли вам это имя - Эдвард Григ?
- Какие произведения композитора вы могли бы вспомнить?
Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории. Лейпциг издавна славился высокой музыкальной культуры. Это был город Баха, Шумана, Мендельсона. Через 4 года консерватория была успешно закончена, и Григ вернулся на родину. Григ много работает, один за другим появляются концерты для фортепиано с оркестром, сборник небольших пьес под названием "Норвежские танцы", лирические пьесы, множество романсов. С каждым годом всё больше и больше растёт популярность Э.Грига.
Последние годы жизни Григ провёл в местечке Тролльхауген "холм троллей". Ничто не отвлекало Грига от работы. Шум волн, пение птиц, шорохи леса вдохновляли композитора, затем оживая в звуках музыки, в причудливых переливах мелодий и песен.
II. Первичное восприятие текста
- Об этом периоде жизни композитора К.Паустовский написал поэтичный рассказ "Корзина с еловыми шишками".
1 часть читает учитель и по ролям подготовленные учащиеся;
2, 3 части читают учащиеся;
4 часть читает учитель (во время чтения звучит музыка Э.Грига "Норвежский танец №2)
III. Обсуждение прочитанного
- Что взволновало вас в этом рассказе?
- Что услышала Дагни в этой музыке?
(Дагни услышала в музыке пение рожков, шум моря, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей, песню девушки.)
Учитель музыки.
- Давай ещё раз послушаем музыкальный отрывок из произведения Э.Грига, который звучал при чтении рассказа, попробуем определить как меняется музыка.
(Слушание музыкального отрывка из произведения "Норвежский танец №2")
- Какая это музыка по характеру?
- Как меняется музыка?
(Музыка - это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. И есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и композитор Э.Григ, и писатель К.Паустовский.)
IV. Перечитывание и работа с текстом
- Какие чувства и мысли охватили Дагни?
(Дагни потрясла музыка Э.Грига. Её охватило волнение, перехватило дыхание. Она поняла, что слышала эту песню у себя в горах.)
- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?
(Дагни получила этот необыкновенный подарок через много лет, когда композитора уже не было в живых. Значение этого подарка она поняла только сейчас, став взрослой.)
- Что думала Дагни о композиторе? Как называла его?
(Волшебник, великий музыкант.)
- Музыку не передать словами, но мастерство К.Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Давайте посмотрим, где жил Э.Григ, где он создавал свои произведения?
(Единственным украшением дома был рояль.)
Учитель музыки.
- Кто из вас был на концерте симфонической музыки, ведел и слышал звучание рояля? Чем отличается рояль от пианино?
- Рояль - удивительный инструмент. С помощью белых, чёрных клавиш и семи нот композитор создаёт замечательные мелодии. Найдите в тексте и прочитайте, как описывает рояль К.Паустовский.
- Посмотрите, как точно, мастерски К.Паустовский передал словами звучание рояля великого композитора. Он позволяет нам услышать как может петь рояль, а клавиши тосковать, смеяться, "греметь бурей и гневом". Мы слышим, как звучит маленькая струна, звон которой сравнивается с плачем Золушки, часто обижаемой сёстрами.
Учитель музыки.
- Послушайте музыкальный отрывок и представьте как плачет Золушка, поёт свою песню сверчок.
(Слушание музыкального отрывка "Шествие гномов", середина отрывка.)
- Какие интонации вы здесь услышали?
- Каков характер и настроение прозвучавшей музыки?
- Какие краски вы могли бы представить здесь?
(Действительно, созданная Э.Григом музыка прекрасна. Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека.)
- Как вы думаете, что представлял себе Э.Григ, когда писал музыку для Дагни? О чём он думал, мечтал во время игры на рояле, какие картины виделись ему?
(Детская непосредственность Дагни очаровала композитора и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Он встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, в необыкновенных глазах которой увидел все краски осени. А во время игры представлял взрослую девушку. Григ думал о себе, о жизни, которую считал удивительной и прекрасной.)
- Что помогло Э.Григу написать музыку для Дагни?
(Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли всё вокруг.)
Учитель музыки.
- Послушайте отрывок из произведения Э.Грига и попытайтесь соотнести его с литературным текстом.
(Слушание музыкального отрывка из произведения "Осень", середина отрывка.)
- Как вы думаете, какие строки произведения К.Паустовского соответствуют музыке?
(Видел девушку с зелёными сияющими глазами, бегущую ему на встречу.)
- С чем сравнивает композитор девочку?
(С солнцем, с нежным ветром и ранним утром.)
- За что Дагни была благодарна Григу? Прочитайте эти строки.
(Дагни была благодарна Григу за то, что он помог ей открыть для себя прекрасный мир музыки.)
Учитель музыки.
- Помогла ли вам музыка глубже понять и пропустить через своё сердце произведение К.Паустовского?
Сила музыки необыкновенна: она может сделать человека добрее или вызвать в нём ненависть, агрессию. А может пробудить в душе целую бурю разных чувств, как это произошло с Дагни.
V. Итог урока
- Прочитайте эпиграф нашего урока - "Волшебник и великий музыкант". О ком эти слова? Чьи это слова?
- Да, мы должны быть благодарны писателю К.Г.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э.Григе - этом добром "волшебнике и великом музыканте".
Итак, мы сегодня познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Искусство не даёт жизни сделаться серой, скучной.