Цели:
- познакомить со словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначающие признаки предмета, повторить имя существительное и изученные орфограммы;
- развитие памяти, внимания, мышления, интеллектуального развития, моторики руки, речи, самостоятельности;
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку, ЗОЖ, самопроверку, самоконтроль, волевые качества, к природе, родному краю.
1. Организационный момент
2. Релаксация
-Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро, солнышко брызжет своими теплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику - погладьте животики, потом коснулся ваших щёчек - погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.
-Начинаем наш урок.
На доске тема урока: "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ" (закрыть тему)В течение урока будут выдаваться бонусы тем детям, которые активно работают на уроке.
Бонус (приложение
1)
3. Словарная работа
Запись числа, классной работы.
- Угадайте загадку, и скажите, какое словарное слово мы сегодня будем изучать и писать. Ребята, ещё вам надо запомнить саму загадку, мы к ней ещё вернёмся.
- Ребята, у вас на партах лежит интересный рисунок, прежде, чем назвать отгадку, найдите её на рисунке, если вы отгадали загадку правильно, то вы увидите этого зверька на рисунке.
(рисунок заяц-утка)
Загадка:
Длинное ушко,
Белое брюшко,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)
- Если вы отгадали загадку, покажите отгадку.
- Что вы знаете о зайцах из урока природоведения?
Ответы детей.
-А вот как характеризует слово "заяц" Ожегов в своём толковом словаре.
Взять толковый словарь в библиотеке.
- Заяц – небольшой зверёк из отряда грызунов, труслив.
- Какие сказки мы читали на уроке чтения о зайце?
Ответы детей.На доске записаны фразеологические обороты:
- Труслив как заяц.
- Ехать зайцем.
- Заячья натура.
- Объясните смысл этих оборотов
4. Физминутка для развития моторики рук и зренияДля развития моторики рук выполняются упражнения: "Лотос", "Колечки", "Замок".
Зрительная гимнастика:
И.п. - дети сидят за партами на стульях.1-4 - движение глазных яблок вверх, вниз, вправо, влево.
5-8 - движение глазных яблок по кругу вправо-влево.
Крепко зажмурить глаза и открыть.
5. Минута чистописания
- Но прежде, чем мы запишем слово, мы пропишем слоги.
- У вас на столах лежат шифровки слога, который мы будем прописывать.
Работа в парах.
Шифровка слога (приложение 1):- Расшифруйте слог (аяц)
- Слог мы будем писать на карточке (карточка № 1), и нам очень надо постараться его написать.
- Запишите дальше слоги так, чтобы последняя буква предыдущего слога, была началом следующего слога.
Аяц, цая, яца
- Назовите слоги, где звуков будет больше, чем букв.Карточка № 1 (приложение
1)
Задание: впиши недостающие слова, обозначающие признаки предметов. В скобках напиши вопросы.
У него уши ( ) _______________________________________
хвост ( ) _____________________________________________
Летом шерсть ( ) ____________, а зимой ( ) _____________
Одно из его любимых лакомств лыко ( ) ____________________________.
6. Продолжение работы со словарным словом.
- Какой слог из написанных мы впишем, чтобы получилось слово
Работа на доске и в карточке № 1:
з…(аяц) (зай и ц)
Устный звуко-буквенный анализ.
- Слово будет встречаться далее, и вы должны его хорошо запомнить, чтобы не допускать ошибок.- К какой части речи относится слово заяц?
7. Новая тема
Проверка долговременной памяти.
-Ребята, давайте вспомним загадку. Какие слова вам помогли, угадать загадку.
Ответы детей.Называю тему урока и открываю её на доске:
-Вот сегодня мы узнаем, что это за слова, на какие вопросы они отвечают и что обозначают. Для чего они нужны в речи. С какой частью речи они связаны. Повторим часть речи –имя существительное и изученные орфограммы.
- А может, кто-то из вас запомнил загадку?
-Давайте опишем зайца. У вас на партах лежат ваши рисунки зайчиков, а вот я вывешу картинку зайца.
Рисунок зайца (приложение 2).
Работа на доске и в тетради:
Заяц (какой?) пушистый, трусливый, маленький, робкий, беленький, пугливый, косой
- Назовите орфограммы, встречающиеся в словах.- К существ. заяц мы прилагаем слова, они характерны только для этого слова, мы назвали признаки этого предмета.
- Назовите первый вопрос, который мы узнали. (какой?)
- Продолжим работу дальше.
- Вернемся к карточке № 1. Прочтём текст.
Карточка № 1(приложение 1)Задание: впиши недостающие слова, обозначающие признаки предметов. В скобках напиши вопросы.
У него уши ( )……………………….,
хвост ( )……………………….
Летом шерсть ( )…………….. , а зимой ( )……………..
Одно из его любимых лакомств лыко ( ) ……………………………….
- Запомните, на какие вопросы будут отвечать слова, которые называют признаки предметов.
На доске по ходу работы вывешиваются напечатанные вопросы (приложение 1).
- Прочитаем текст ещё раз. О ком идёт речь?
- Какие слова нам помогли?
- Давайте сделаем вывод по схеме "Части речи".
Дети говорят, а учитель выставляет схему на доске.
- Так как называется новая часть речи? А почему?
- Повторим правило.
- Для чего нам нужны имена прилагательные?
8. Работа с учебником
Правило с.140
-Расскажите друг другу правило
9. Физминутка на снятие утомляемости под музыку:1. Дети сидят на стульях, руки вверх, прогнулись назад, спиной касаясь спинки стула. Повторить 4-5 раз.
2. Сидя, руки вверх, наклоны туловища вправо-влево.
3.Стоя, руки вверх, наклоны вперед, так чтобы ладонями достать пол, не сгибая коленей.
4. Стоя, руки вверх, наклоны туловища вправо-влево.
10. Закрепление нового материала
С.141 № 270 Картинки с животными - волк, лиса, слон (приложение 2).
- Ребята, каких животных мы будем описывать. Прочитайте в упражнении.
- Распределите животных на группы.
- Какое животное лишнее и почему? (слон живёт в Африке)
-Давайте опишем слона.
Воспитательный момент:
- к какой группе относятся эти животные?
- как нужно вести себя в лесу?
- как нужно обращаться с дикими зверями?
Далее упражнение выполняется самостоятельно по вариантам, слабым ученикам раздать готовые прилагательные, чтобы они подобрали их для своих животных.
1 вариант: 2 словосочетаниеКарточка для слабых учеников:
2 вариант: 3 словосочетание
Карточка № 2 (приложение 1)
Задание: подбери прилагательные к своим существительным: хитрая, злой, ловкая, сильный, проворная, голодный, пушистая, страшный рыжая, серый, жестокий, жадный.
Проверка упражнения:
(Д) Выписаны прилагательные в столбик к каждому существительному
- Ребята, поднимите руку, у кого есть такие прилагательные.
- Назовите прилагательные, которых у меня нет.
- Проверьте написание слов.
11. Повторение- С какой частью речи связаны имена прилагательные
- К данным именам прилагательным подбери имена существительные
Учитель читает прилагательные, дети записывают сущ.
Солнечный весёлый весенний…………….
Ясное голубое…………….
Теплая мягкая пушистая
Большой косолапый неуклюжий……….
Проверка на доске: ден., неб., поду.ка, м.две.ь
Работа со схемой "Орфограммы" (приложение 1).
- Покажите ромашкой № орфограммы, объясните её.
12.Проверка. Рефлексия
Дана карточка. (2,3,5,10,13).
Карточка № 3 (приложение 1).
Задание: Поставь + напротив имен прилагательных.
Слова | Имя прилагательное |
---|---|
Завод | |
Чистое | |
Весёлый | |
Бегут | |
Новая | |
Слон | |
Учится | |
Медведь | |
Дружба | |
Дружные | |
Сидит | |
Собака | |
Красный |
13. Итог урока
- Что такое имя прилагательное?
- Кто понял сегодняшнюю тему?
-Как оценили вы свою работу на уроке?
14. Домашнее задание
С.141 № 269
Творческое задание:
- Нарисуй что-нибудь пушистое или что-нибудь стеклянное.