Урок русского языка (4-й класс). УМК "Начальная школа XXI века". "Правописание гласных на конце наречий"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Урок реализует основные цели образования начальной школы, учитывает требования государственного стандарта ( формирует обще-учебные умения и навыки )

Урок 3-й в теме "Наречие" из 8 (1-й,2-й урок- блок "Как устроен наш язык", 1-й - блоке "Правописание") будет работать на перспективу следующего урока закрепления в блоке "Правописание" по теме "Правописание гласных на конце наречий".

При подготовке к уроку были учтены программные требования УМК "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта - проф. Н.Ф. Виноградова ), учитывались учебные возможности класса.

На уроке решаются следующие задачи:

  1. Самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий .
  2. Развивать умение сопоставлять , выделять существенные признаки , по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы и работы в парах переменного состава, то есть коллективных способов обучения , как средства формирования учебной деятельности.
  3. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Цель урока - формирование навыка правописания гласных на конце наречий.

Исходя из цели и задач урока определена его структура:

1 этап - Погружение в проблему осуществляется через актуализацию знаний учащихся и осознание проблемы "От чего зависит написание букв О и А на конце наречий.

Ход урока

I

- Какую большую тему изучаем?

Сегодня мы раскроем ещё один секрет блока "Правописание".

Повторим некоторые сведения ,которые понадобятся для изучения новой темы .

Перед вами ряд слов

доска
однажды досыта
вверх начерно
вприсядку вправо
впереди справа

- Что их объединяет?

- Что знаете о наречиях ?

- Что служит основанием для распределения по группам ?

У наречий много секретов , но кое -какие из них вы сможете разгадать и сейчас . Они помогут вам избежать ошибок при письме .

В конце урока вы должны ответить на вопрос , записанный на доске самостоятельно изучив новый материал .

доска

От чего зависит написание букв О и А на конце наречий ?

- Сегодня будем работать в парах переменного состава.

- Вы сегодня и ученики , и учителя. Вы будете учиться сами и учить других

- Что надо помнить при работе в парах переменного состава ?

- Прочитайте алгоритм работы на доске .

доска

Алгоритм работы:

  • Запиши цвет карточки на полях тетради .
  • Внимательно прочитай задание и выполни его
  • По сигналу учителя выполни переход .

- У вас на парте есть сигнальные карточки , пользуйтесь ими при затруднении

- Не забывайте на полях ставить сигналы для учителя .

+ если всё понятно, и вы готовы работать в дальнейшем без помощи учителя

-- если испытываете затруднения .

Эти сигналы помогут мне при дальнейшем планировании работы с вами .

Если вы выполнили задание , а товарищ ваш ещё не доделал его , но знака перехода нет , то выполняйте дополнительное задание , в "Рабочей тетради" стр .19 . упражнение 2 .

Правильность выполнения проверьте по карточке самоконтроля . ( у каждого на парте)

Карточка самоконтроля .

Упражнение 2 "Рабочая тетрадь" стр.19 . Вставь суффиксы -а или -о . Подчеркни исключения .

Влево, налево, слева, справа, направо, вправо, досыта. насухо, досуха, запросто, слегка, снова, запросто, изредка , сначала, накрепко, затемно, дословно ,задолго , заново, засветло, дочиста, издавна, наглухо .

Физминутка

II

I ряд красная карточка

1.Открой учебник стр. 41. Прочитай правило.

Выучи.

2.Расскажи его на оценку . (При затруднении обратись к учебнику)

3 . Выполни упражнение 3 стр.41 из учебника .

Графически объясни написание гласных на конце наречий.

Проверь себя.

Передай тетрадь для проверки .

II ряд синяя карточка

1. Открой учебник стр. 41. Прочитай правило.

Выучи,

2.Расскажи его на оценку .

3. Проверь себя.

Выполни упражнение 1 стр.13 в "Рабочей тетради" (При затруднении обратись к учебнику)

Выполни упражнение 2 стр. 12 в "Рабочей тетради" Выпиши в тетрадь наречия-исключения

Проверь себя.

Передай тетрадь для проверки.

III ряд - зелёная карточка

1. Открой учебник стр. 41. Прочитай правило Выучи.

2.Расскажи его на оценку.

3. Проверь себя.

(При затруднении обратись к учебнику )

4. Выполни упражнение 1 стр. 41.

Графически объясни написание гласных на конце наречий.

Проверь себя.

Передай тетрадь для проверки .

На уроке выполняется 3 перехода . Во время переходов делаются физминутки .

III

- Вернёмся к вопросу на доске .

От чего зависит написание букв О и А на конце наречий ?

- Что узнали на уроке ?

- Чему научились ?

- Назовите слова - исключения.

Объясните значение слов .

- Послушайте значения слов из "Толкового словаря" Даля .

IV. Домашнее задание

По выбору:

1) "Буриме" - составить используя слова - исключения

2) учебник упр. 2 стр. 41