- Воспитание уважительного отношения к истории профессии, бережного отношения к продуктам деятельности изобретателей, механиков.
- Развитие общеучебных навыков, связанных с технологическим характером будущей профессии.
- Формирование активной позиции как необходимого условия
успешной профессиональной адаптации.
Значение материалов по истории транспорта
Каждая профессия начинается с воспитания уважительного отношения к ее истории, людям, которые повлияли на ее ход. При обучении профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» планируется и проводится серия взаимосвязанных уроков. Здесь эволюция транспортных средств, рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса: от средств передвижения, изобретенных человеком до появления колесного транспорта до стилистического периода в истории автомобиля. Что дает каждая эпоха для развития транспортных средств? Как транспорт влиял на изменение образа жизни человека? Каким было отношение современников к новшествам? Кем были люди, которые «двигали» историю транспортных средств?
Основные аспекты планирования уроков:- Отбор содержания должен быть в соответствии с ГОС по истории. Количество часов на изучение тем не меняется. В перспективном планировании выделяется и ведется графа «Содержание материала по истории транспорта» и приемы их изучения.
- Очень важно провести отбор методических приемов,
чтобы учащиеся сами «написали» историю транспортных средств. Ученики не
наказываются за невыполнение заданий, но поощряются за выполнение!
Технологическая карта урока с использованием средств ИКТ.
Предмет, класс (курс) | Всеобщая история, второй курс профессионального училища (11 класс). |
Тема урока | Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети ХХ века. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Актуальность использования средств ИКТ | Наглядное представление и повторения материала, изученного на предыдущих уроках, привлечение внимания учащихся перед началом изучения истории ХХ века, представление результатов работы над опережающими заданиями, рациональное использование времени и высвобождение его для изучения материалов по истории автомобиля в ХХ веке. |
Цель УВЗ | Сформировать у учащихся понимание роли научно-технического прогресса в ХХ веке - в целом, обусловленности резкого скачка в НТП в этот период, восприятие истории автомобиля как составной части научно-технического прогресса. |
Задачи |
1. Обучающие. Формирование знаний о различных направлениях научно-технического прогресса, осознание факторов, ускоривших этот процесс в ХХ век, влияние достижений НТП на облик мира и жизнь человека. 2. Развивающие. Развитие умения участвовать в обсуждении учебной задачи, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, умения слушать и представлять результаты своей работы, поиск и извлечения нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, перевод информации из одной знаковой системы в другую, развитие коммуникативной компетенции (развитие монологической речи, оформление записей). 3. Воспитательные. Формирование активной позиции, воспитание стремления к самообразованию, уверенности в себе, уважительного отношения к мнению другого человека, стремления к сотрудничеству с учителем, библиотекарем, аккуратности, воспитание потребности читать не только специальную литературу, уважение к изобретательской деятельности. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ - универсальные | Презентация учителя, презентации учащихся «Кто изобрел автомобиль?», «Как автомобиль изменил свой облик?» (работы участвуют в Фестивале «Портфолио»); слайд-шоу «11 шагов», «Важнейшие изобретения и открытия в ХХ веке», слайд-шоу и итоговая таблица «Важнейшие изобретения и открытия XIX века». |
Необходимое аппаратное и
программное обеспечение (компьютер, проектор, программные средства) |
Персональный компьютер, проектор, программные средства Power Point, Microsoft Word. |
Организационная структура урока
Этап 1. Организационный
Задачи | Сформировать готовность к работе на уроке. |
Длительность этапа | 1-2 минуты. |
Форма организации деятельности учащихся | Проверяют готовность к уроку. |
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Приветствует учащихся. Наблюдает за учащимися (умение организовать рабочее место, работоспособность, самостоятельность). |
Результаты | Готовность учащихся к учебному процессу, их сосредоточенность, внимание, дисциплинированность. |
Этап 2. Мотивация
Задачи | Привлечь внимание учащихся к
привычным для нас сегодня вещам, появившимся только в ХХ веке. Формировать потребность и интерес к работе над темой урока. |
Длительность этапа | 10 минут. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация учителя (слайд 1). |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная беседа о вещах, которые
нас окружают Записывают тему урока в рабочем листе |
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Демонстрирует слайды. Объявляет тему урока. |
Результаты | Проявляют интерес к теме урока |
Этап 3. Актуализация знаний, проверка домашнего задания
Задачи | Проверить выполнение домашнего задания: вспомнить важнейшие изобретения и открытия XIX века, их авторов; просмотреть их изображения. |
Длительность этапа | 5 минут. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Слайд-шоу и итоговая таблица «Важнейшие изобретения и открытия XIX века» (подготовлены учащимися, результаты выполнения опережающего характера). |
Форма организации деятельности учащихся | Просматривают слайды.
Вспоминают важнейшие изобретения XIX века, их авторов. Заполняют в рабочем листе таблицу № 1. Проверяют выполнение работы самостоятельно, оценивают свою работу, эмоциональное состояние по шкале. |
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Объясняет задание: просмотреть
слайд-шоу
и перечислить в таблице важнейшие изобретения XIX века, их авторов Представляет авторов слайд-шоу Демонстрирует слайды Побуждает к деятельности учащихся Наблюдает за учащимися. Обращает внимание на то, что у каждой эпох есть свои символы |
Результаты | Повторение основных
изобретений XIX века. Концентрация внимания для изучения нового материала. Готовность работать с рабочим листом. |
Этап 4. Целеполагание
Задачи | Формирование у учащихся цели предстоящего урока. |
Длительность этапа | 3 минуты. |
Форма организации деятельности учащихся | Слушают сообщение учителя о цели урока. |
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Объясняет цель урока. Объявляет о предстоящей на уроке работе по выбору иллюстрации к учебнику «Россия и мир в XX веке» (автор Н. Загладин) – см. первый форзац |
Результаты | Осознание учащимися цели урока
и задания учителя на урок.
Понимание учащимися того, почему в конце урока они смогут выбрать иллюстрацию для форзаца учебника. |
Этап 5. Изучение нового материала
Задачи | Формирование знаний о различных направлениях научно-технического прогресса, осознание факторов, ускоривших этот процесс в ХХ век, влияние достижений НТП на облик мира и жизнь человека, восприятие истории автомобиля как одной из сторон технического прогресса. Выбор аргументов «за» и «против» трех автомобилей, предложенных учителем претендующих быть символами НПТ на страницах учебника. |
Длительность этапа | 40 мин. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация
учителя
(слайды № 4-9), слайд–шоу «11 шагов», «Важнейшие изобретения и
открытия в ХХ веке» Детские презентации: «Кто изобрел автомобиль?», «Как автомобиль изменил свой облик? (участвуют в Фестивале «Портфолио») |
Форма организации деятельности учащихся |
|
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Рассказывает об изменении облика
мира и основных
направлениях НПТ в ХХ веке. Демонстрирует слайды № 4-6 из учительской презентации. Наблюдает и направляет работу учащихся по заполнению таблицы № 2 в рабочем листе. Демонстрирует слайд – шоу №1 «11 шагов» и « Важнейшие изобретения и открытия в ХХ веке». Поддерживает и направляет выступающих. Представляет подготовленные презентации. Благодарит их авторов за участие в подготовке к уроку. Формулирует задание прочитать материал учебника (с.10-11) и определить причины ускорения темпов прироста научных знаний в ХХ веке Демонстрирует слайд № 7-9 из учительской презентации. Направляет обсуждение вопроса о том, почему автомобиль авторы учебника считают наиболее ярким и наглядным символом технического прогресса. Поддерживает обсуждение наводящими вопросами. Демонстрирует слайд №9 « Важнейшие изобретения и открытия в ХХ веке». Поддерживает авторов презентаций. Наблюдает за работой учеников. Демонстрирует слайд 10 учительской презентации. Задает вопрос: все ли автомобили могут претендовать на символ технического прогресса? Помогает учащимся в форме наводящих вопросов. Демонстрирует две презентации – результаты работы над опережающим домашним заданием. Предлагает рассмотреть, обсудить в парах схемы автомобилей К.Бенца и Г.Форда, описание их технических характеристик. |
Результаты | В рабочем листе подготовлена
таблица «За» и «Против». Учащиеся представил результаты опережающей работы. Готовность к обсуждению. Поддержание интереса и внимания учащихся к обсуждаемой проблеме. |
Этап 6. Обобщение
изученного материала
Задачи | Обобщить факты из истории
автомобиля и факторы, повлиявшие на прогресс. Выбрать иллюстрацию к учебнику и аргументировать свой выбор. Сформулировать связь НПТ и эволюции автомобиля. |
Длительность этапа | 15 минут. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная беседа по вопросу,
поставленному в начале
урока. Выбирают автомобиль и сравнивают его с изображением в учебнике. Н. В. Загладина (первый форзац). В ходе обсуждения вносят дополнения в таблицу.. |
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Повторяет задачу, поставленную в
начале
урока. При необходимости помогает подобрать аргументы «за» и «против». Корректирует ответы. Оценивает уровень использования материалов презентаций и раздаточного материала, урока. Обращает внимание на связь общего хода НТП с эволюцией автомобиля в ХХ веке |
Результаты | Заполнен весь рабочий
лист-конспект урока. Определен автомобиль – символ прогресса. |
Этап 7. Подведение итогов. Рефлексия.
Длительность этапа | 10 минут. |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | |
Форма организации деятельности учащихся | Оценивают свою деятельность,
эмоциональное состояние на
уроке. Сдают рабочие листы. |
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Отмечает достоинства и недостатки
работы
учащихся на уроке и при подготовке домашнего задания, продвижение
отдельных учащихся по сравнению с другими уроками. Оценивает общий стиль и темп работы, полноту и уровень ответов, инициативу и ответственность учащихся, отмечает работу отдельных учащихся. Задает опережающее домашнее задание. |
Результаты | Оценка учащимися своей работы. Аккуратность и своевременность заполнения рабочего листа. Осознание учащимися того, чему они научились входе урока и во время подготовки к нему, своей роли и степени участия. |