Цель:
Отработать умение выделять часть в целом и объединять части в целое через создание ситуации исследования и обсуждения вариантов решения учебной проблемы.
Задачи:
- Знакомство с разнообразием вариантов применения понятий “целое”, “часть”, “доля” и использование их для решения поставленной задачи.
- Отработка умения решать задачи с нестандартными условиями
- Формирование умения использовать разные источники информации, анализировать, систематизировать, создавать печатную продукцию (задачник)
- Формирование коммуникативной компетентности
- Развитие интереса к изучаемым предметам.
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса к предметам: химия и алгебра
- Подготовка к нетрадиционной форме итоговой аттестации по алгебре
- Создание условий для отработки навыков лаборанта – технолога
- Создание сборников задач по темам “Сплавы”, “Растворы” для использования на уроках в качестве дидактического материала
- Отработка навыка изготовления и использования презентации на уроке
- Развитие сотрудничества учителя и учащихся при подготовке к учебному занятию, укрепление коммуникативной компетенции.
Необходимое оборудование, материалы, реактивы:
- Проектор, экран, ноутбук
- Растворы: нитрата кобальта (II) и хлорида железа (III)
- Горные породы: пирит и бурый железняк.
- Презентация“Понятие “доля” в химии и математике”
- Инструкционные карты для команд
- Чайник электрический, кружки, кофе, сахар, сливки , вода .
Практическая часть:
Игра-соревнование учащихся 9б класса
Команда №1 (Ф.И. учащихся)
Команда №2(Ф.И. учащихся)
Задание №1
Команды получают растворы: нитрата кобальта (II) и хлорида железа (III). Выполняя задание заполняют таблицу:
Целое: | |
Часть: | |
Часть: |
- Команда №1 Определите в выданном вам растворе нитрата кобальта (II), что является “целым” и “частью”.
- Команда №2 Определите в выданном вам растворе хлорида железа (III), что является “целым” и “частью”.
Задание №2 Проблемная задача.
Команды получают образцы горных пород: пирита и бурого железняка.
Некоторые металлы встречаются в природе в самородном состоянии. Это в основном благородные металлы, например золото. Его извлекают из пород путём механического отделения. Однако подавляющее большинство металлов в природе находиться в виде соединений. Горную породу, или минерал, содержащий тот или иной металл в концентрации, которая делает экономически выгодным его промышленное получение, называют рудой данного металла.
Для получения металла из руды нужно удалить пустую породу и химическим путём восстановить металл. Эти процессы называют металлургическими. Рудами, содержащими железо, являются пирит (серный колчедан) и бурый железняк.
Задача:
Определите экономическую выгоду от использования железосодержащих руд: пирита и бурого железняка, рассчитав и сравнив массовую долю железа в них.
Задание №3 Тест.
Выполните тестовые задания, указав правильный вариант ответа (вам предлагается выполнить пять математических задач с использованием понятий “целое”, “часть”.)(текст теста смотри в приложении)
Задание №4 “КОНКУРС КАПИТАНОВ”.
Приготовьте напиток кофе, используя следующие вещества:
Команда №1
- Вода – 75 мл.
- Кофе растворимый – 2 гр.
- Сливки 10% - 5 мл.
- Сахар песок – 10гр.
Команда №2
- Вода – 75 мл.
- Кофе растворимый – 3 гр.
- Сливки 10% - 10 мл.
- Сахар песок – 10гр.
Предложите ваш напиток для дегустации членам жюри и гостям.
Задание № 5 Решение задач по теме “Сплавы и растворы”.
Команда №1
Сплавили 300 гр. сплава олова и меди, содержащего 60% олова и 900 гр. сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?
Команда №2
В смеси спирта и воды спирта в 4 раза меньше, чем воды. Когда к этой смеси добавили 20 л воды, получилась смесь с процентным содержанием спирта 12 %. Сколько воды было в cмеси первоначально?
Задание № 6 “Домашнее задание”
Презентация командами составленных ими сборников задач “Использование понятий “целое”, “часть”, “доля” для решения задач по теме “Сплавы”, “Растворы””