Цель - познакомить учащихся с температурными изменениями в природе.
Задачи:
- познакомить учащихся с температурой воздуха как характеристикой погоды, прибором для измерения погоды - термометром, устройством термометра, видами термометров;
- развивать умение определять температуру воздуха, воды с помощью термометра, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать чувство уважения к изобретению человека, внимательности, интереса, ответственного и бережливого отношения к своему здоровью.
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. "Минутка календаря".
Дежурные называют дату, прогноз погоды (природные явления дня).
2. Проверка домашнего задания по вопросам:
Какие природные явления ещё не называли на уроке?
С какими характеристиками погоды мы с вами знакомы?
(Ветер, сила ветра, направление ветра.)
С какой скоростью движутся потоки воздуха при сильном ветре? (Более 15 м/с.)
Какова скорость воздуха при ураганном ветре? (33 м/с.)
Какие приборы использует человек для определения направления, скорости ветра?
(Ветроуказатель и флюгер показывают направление ветра, чашечный ветромер и флюгер - силу ветра.)
Вывод: человек изучает названия природных явлений и характеристик погоды для того, чтобы уметь описывать неживую природу.
III. Формирование новых знаний.
1. Постановка цели урока. Создание проблемы. Подготовка к восприятию новой темы.
У. Изменчиво небо, изменчив ветер, меняются осадки. Часто мы говорим при этом, что стало прохладнее, теплее, наступила жара, пришли морозные дни.
У. Что нагревает воздух, воду, землю?
Д. Все эти предметы нагреваются солнцем.
У. Одинаково ли они нагреваются?
Д. Они нагреваются не всегда одинаково.
У. Можно ли измерить тепло, холод?
Д. Примерно, "на глаз" можно измерить.
У. Могут ли нам помочь в этом наши ощущения?
Д. Да, мы можем на ощупь понять: тепло или холодно, тёплая или холодная вода или земля.
У. Исследуйте воду в трёх сосудах и определите, одинаковые ли ощущения испытали вы, когда дотрагивались до воды.
Д. В первом сосуде вода горячая, мы ощутили сильное тепло. Во втором сосуде вода холодная, мы ощутили холод. В третьем сосуде вода тёплая, мы ощутили слабое тепло.
У. Что можно сказать о воде в этих сосудах?
Д. Вода в этих сосудах нагрета по-разному.
У. А можно определить точно степень нагретости воды, воздуха, тела или почвы? И с помощью чего это можно сделать? (Проблемная ситуация.)
2. Объяснение нового материала.
У. Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой. (Термин дан на доске без понятия.) В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.
Для измерения температуры человек изобрёл специальные приборы - термометры. Температуру измеряют в градусах. Мы пользуемся для измерения температуры шкалой, в которой ноль градусов - температура таяния льда, а сто градусов - температура кипения воды. Эта шкала носит имя швейцарского учёного Цельсия. Температура по этой шкале записывается так: +8 оС - восемь градусов по Цельсию выше нуля. Или так: -3 оС - три градуса по Цельсию ниже нуля. Можно говорить: "восемь градусов тепла", "три градуса мороза". (Запись учителем на доске образцов обозначения погоды.)
Вывод: У. Дайте определение понятию "температура".
Д. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела.
У. Чем можно измерить температуру?
Д. Температуру можно измерить с помощью специальных приборов - термометров.
У. Регулярно измеряйте температуру воздуха и записывайте на страницах дневника наблюдений на страницах 59-60 в учебнике-тетради.
Физминутка "Карлики - великаны" (в обход по классу по команде "Карлики" дети шагают "гуськом" друг за другом, по команде "Великаны" - идут на носочках с поднятыми руками).
IV. Закрепление изученного материала.
1. Беседа.
У. Какие термометры вам известны?
Д. Виды термометров: комнатный, медицинский, водный, уличный.
Учитель демонстрирует образцы этих видов термометров.
У. Как называют в быту медицинский термометр?
Д. Градусник.
У. Какую самую высокую и самую низкую температуру можно им измерить?
Д. Самая высокая температура - 42 оС, самая низкая - 34 оС.
У. Какой обычно бывает температура вашего тела?
Д. Температура 36,6 оС.
У. Если медицинский термометр показывает, что у человека температура тела равна 38 градусам, о чём это говорит?
Д. Это значит, что температура тела повысилась, человек заболел.
2. Практическая работа.
Задание 3 на с. 24 учебника.
У. Термометр состоит из стеклянной трубочки, заполненной ртутью, которая очень ядовита и опасна для жизни или спиртом. Трубочка прикрепляется к пластинке, на которой нанесены деления. Это шкала термометра. Деление, обозначенное цифрой 0, - граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше нуля, показывают количество градусов тепла, ниже нуля - число градусов холода.
У. Соедините линиями названия частей термометра с их изображениями.
Закрасьте сосуд с жидкостью красным цветом так, чтобы термометр показывал температуру:
I вариант - -15 оС ; II вариант - +25 оС.
Взаимопроверка.
У. Какое время года у ребят I варианта?
Д. Это зима.
У. Какую одежду вы наденете?
Д. Мы наденем шапки, шубы, пальто, варежки, тёплые штаны; обуем валенки и сапоги.
У. В какие игры будете играть на улице?
Д. Мы будем играть на улице в снежки, кататься с горки на санках, лыжах, лепить снеговиков, кататься на катке.
У. Что вы можете рассказать о времени года у ребят II варианта?
Д. Это лето. Мы надеваем летом лёгкую одежду: панамки, кепки, сарафаны, платья, шорты, футболки; обуваем сандалии, шлёпки. Играть будем в игры с мячом, подвижные игры, в бадминтон, кататься на роликовых коньках.
У. Скажите, а как нужно правильно измерять температуру, пользоваться термометром.
Дети называют кратко правила пользования термометром. Учитель вывешивает плакат, на котором напечатаны эти правила. Учащиеся ещё раз прочитывают их.
Правила пользования термометром.
1) При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.
2) Уличный термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.
3) Температуру по водному термометру отсчитывают, не вынимая термометра из воды.
Правила читают все дети, а один ученик демонстрирует их перед классом.
Задание 5 на с. 25 учебника.
У. Запишите по стихотворению значения температур. Дети читают "цепочкой".
а) Жарко. Зной. Плюс двадцать пять!
В воду тянет понырять.
И под солнцем на песочке
На горячем загорать.
Д. +25 оС или двадцать пять градусов выше нуля, или двадцать пять градусов тепла.
б) Осень. Слякоть. Гололёд.
То ли снег, то ль дождь идёт.
Не отважишься гулять.
Значит - около нуля.
Д. 0 оС.
в) Вот мороз так уж мороз!
Пруд до донышка промёрз.
На коньках бегу кататься,
Хоть сегодня минус двадцать.
Д. -20 оС или двадцать градусов ниже нуля, или двадцать градусов холода.
У. Какие времена года описаны в стихотворениях?
Д. Лето, осень, зима.
Задание 6 на с. 25 учебника самостоятельно с устной проверкой.
У. Какую температуру тела измерили девочка и динозавр? Почему обоим плохо?
Д. И у девочки, и у динозавра на термометрах повышенная температура. Только у девочки температура тела повысилась, организм заболел. А у динозавра повышенная температура воздуха, потому что у него в руках термометр уличный, а у девочки термометр медицинский. У девочки температура тела - 37,7 оС. У динозавра на термометре показана температура воздуха +54 оС.
У. Как действуют на человека высокие и низкие температуры воздуха? Как защитить организм от холода и жары?
Заранее подготовленные ученики рассказывают о жаре и холоде.
Д. Длительное пребывание на холодном воздухе может вызвать окоченение. Человек не выживает, если температура его тела ниже 26 оС.
Чтобы защититься от холода:
- наденьте как можно больше одежды, помня, что шерсть обладает наилучшим изолирующим свойством;
- избегайте влажности и ветра;
- сделайте гимнастические упражнения, подвигайте конечностями, мышцами лица;
- согревайтесь, крепко прижимаясь к другим людям;
- особенно защищайте наиболее чувствительные к холоду голову, шею, подмышки, живот;
- нанесите на тело масло, крем, которые обладают защитными свойствами.
Другой враг человека - это жара. Длительное пребывание при повышенной температуре может вызвать тепловой удар с головной болью, головокружением, рвотой, судорогами, потерей сознания.
При тепловом ударе необходимо:
- вызвать "скорую помощь";
- положить человека в более прохладное и проветренное место, голова должна быть приподнята;
- положить на лоб влажный компресс;
- дать свежей воды с ложкой соли.
"Это интересно":
Физическое тело | Температура (t оС) |
Нить электролампы | 2200о |
Поверхность Луны | -150о (ночью) +130о (днём) |
Поверхность Солнца | 6000о |
V. Итог урока.
У. С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?
Каким прибором её можно измерить?
Д. Мы познакомились с новой характеристикой погоды - температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора - термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.
VI. Домашнее задание.
У. На с. 23-24 учебника выполните задание 4, вставите в текст необходимые по смыслу слова из таблички выше, ответите на вопрос после текста. На с. 63 учебника даны детали модели термометра (показ учителем готового образца), вы изготовите такое же изделие и поучитесь определять на разном уровне температуру воздуха.
Урок окончен. Всем большое спасибо за работу!