Оборудование:
- шары;
- флажки;
- макеты книг Русская азбука, Русская азбука плюс, Литературное чтение;
- кокошники-буквы;
- костюм для Буратино;
- диски с детскими песнями;
- подарки от родителей.
Ход праздника
Звучит песня «Первоклашка»
Учитель:
Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы пригласили вас на праздник «Прощание с Азбукой». У нас большая радость: закончена первая школьная книга. Ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой.
Родители через много лет тоже вновь одолели Азбуку! Спасибо Вам за помощь. Желаю вам здоровья, терпения и выдержки.
Шагая по страницам Азбуки, Вы учились не только читать, но и дружить, быть честными и добрыми, жить по правилам нашего школьного дома. Пусть Азбука станет для вас сияющим маяком знаний, к которым вы будете без устали шагать всю свою жизнь.
Ученик 1:
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз.
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.
Ученик 2:
Как встретил у дверей учитель
Наш верный друг на много дней
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Ученик 3:
Садясь за парту осторожно
Чтоб школьной формы не измять
Мы Азбуки свои раскрыли
Раскрыли школьную тетрадь.
Ученик 4:
Посмотрите на меня
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу
Форму новую ношу.
Ученик 5:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Ученик 6:
Был наш путь не очень долгим
Незаметно дни бегут
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Звучит песня «Чему учат в школе»
Учитель:
Ребята! Давайте вспомним, что же мы читали. В Азбуке вы прочитали много интересных пословиц. Назовите их.
Пословицы, которые могут назвать дети <Приложение 1>.
Учитель:
Ребята, а сейчас будьте внимательны. Вы хорошо знаете сказку «Три поросенка»?
Три брата построили дома: из хвороста, из соломы, из кирпича.
Какую пословицу вы сказали бы двум братьям, построившим дом из соломы и хвороста? (И готово, да бестолково.)
А какую пословицу вы сказали бы тем ребятам, которые в столовой берут больше хлеба, чем могут съесть? (Не велик кусок пирога, да стоит много труда.)
Наша Азбука не забывала и о правилах дорожного движения, познакомила нас с дорожными знаками. Добрым нашим другом стал Светофор.
Ученик 7:
Светофор.
Где ты был до сих пор?
Задержал светофор!
Красный, ясно –
Путь опасный,
Желтый, то же,
Что и красный.
А зеленый впереди,
Проходи!
Учитель:
На уроках обучения грамоте вы узнали, что слова русского языка могут иметь не одно, а два, три, и больше значений. Такие слова называются – многозначными (язык, звезда, земля).
Найдите такие слова в стихах:
Ученик 8:
Не жалейте пятачка,-
Говорит корова.
Вы купите молочка,-
Вкусного, парного!
Поросята тут, как тут!
Нам по целой кружке!
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
Учитель:
О каких пятачках говорится в стихотворении?
Ученик 9:
Бросил палку кверху Мишка:
Падай в шапку с ели шишка!
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
Учитель:
Какие значения имеет слово шишка?
Ребята, из Азбуки вы узнали, что есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но называют разные предметы. Например: коса, лук, лисички.
Найдите такие слова в рассказе Н. Сладкова.
Разыгрывается сценка «Овсянка» <Приложение 2>
Учитель:
О чем говорили ребята?
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино»
Появляется, пританцовывая, Буратино.
Буратино:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку…
Буратино (плаксивым голосом):
Я хотел быть умненьким, благоразумненьким, а вот что получилось: продал свою Азбуку и ничему не научился.
Хотел бы я узнать,
Для чего собрались вы опять.
Ученик 10:
Февраль за окном стоит,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Ученик 11:
Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!
Звучит музыка или школьная песня.
Азбука:
Вот и я, мои друзья!
Рада вам, рада вам очень я!
Приятно слышать добрые слова о себе!
А откуда взялось моё имя?
Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, а называлась она «АЗ». Вторая буква – Б, называлась «БУКИ». АЗ и БУКИ – вот и получилась Азбука.
Учитель:
Уважаемая Азбука, принимай парад войск от А до Я!
Азбука:
Есть принимать парад!
А, ну-ка, буквы,
Встаньте в ряд:
Я – командир, вы – мой отряд!
Дети встают со стульчиков.
Буратино (мечется между буквами):
Ребятишки, девчонки и мальчишки!
А мне куда же встать?!
Ведь был поленом, стал мальчишкой.
Хочу обзавестись я тоже умной книжкой.
Азбука:
Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает.
Ученик 12:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря –
Не обойтись без Азбуки, друзья!
Буратино:
Нужно и мне быстрее браться за учебу. Ну, где же я возьму свою Азбуку?
Учитель:
Твоя Азбука находится в стране Азбукарии. Иди вместе с ребятами! Они покажут тебе дорогу и расскажут об этой стране.
Ученик 13:
Был на речке на Чернильной.
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Ученик 14:
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный, незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
Дети читают стихи про алфавит <Приложение 3>
Азбука:
Это – русский алфавит.
Буква к букве в ряд стоит.
Ученик 15:
Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Ученик 16:
Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
Алфавитная семья
Вам представлена, друзья!
Азбука:
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Ученик 17:
Теперь мы знаем буквы, слоги
Умеем говорить, считать
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим:
Дети (хором):
Спасибо, Азбука, тебе!
Буратино:
Как я рад! Как я рад!
Кто не знает Буратино?
Нос мой острый, нос мой длинный.
Вот работу я задам деревянным башмакам.
Буратино танцует.
Русская азбука прощается и уходит.
Приходит Литературное чтение.
Литературное чтение:
Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Буратино (подходит к книге):
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Так много интересного,
Пока мне неизвестного.
Литературное чтение:
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
А сейчас попробуйте отгадать мои загадки, о каких героях идет речь?
- На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… - Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. - Она красива и мила,
А имя её от слова «зола». - Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… - Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена …
Молодцы, ребята! До скорой встречи!
Учитель:
Да, 33 буквы, вы узнали из Азбуки.
А вот среди гласных букв есть особенные, которые отличаются от других. Назовите их. Чем же они особенны?
Давайте послушаем и о других правилах русского языка.
Ученик 18:
Коля, Ира, Алексей,
И Сережа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Ученик 19:
Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козел – Бодун.
Воробей – Тишка,
Поросенок – Гришка,
Красотка синичка.
Все их клички до одной
Пишут с буковки большой!
Ученик 20:
Жи и ши, жи и ши
С буквой «и» всегда пиши.
Мыши, ежики, моржи,
Лыжи, лужи, камыши.
Ученик 21:
Ча и ща, ча и ща –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой «а» и ча и ща.
Ученик 22:
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Чулан, чулок, кричу, ворчу
Я с «у» пишу и чу и щу.
Ученик 23:
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Ученик 24:
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно,
А в письме – какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ученик 25:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лед – на льды –
Будешь грамотным и ты.
Учитель:
Ребята, эти правила нужно помнить всегда.
А сейчас прозвучат фамилии тех учеников, чьи Прописи заслуживают похвалы: Лазарева Ира, Ошорова Адиса, Туманова Ира, Рогачева Вероника, Одинцова Ксения. Джамгарян Ангелина
Звучит песня «Вместе весело шагать»
Родители произносят слова поздравления и вручают памятные подарки.