Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в мир слов"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению  изученного материала, точному употреблению слов в речи. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.                                        

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

– Ребята, мы с вами с первого класса начали изучать планету Знаний. На этой планете есть чудный океан Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка.

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

«Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?

– Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
 И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно!

2. «Слова-друзья». (синонимы)

– Мы отправляемся с вами в плавание по океану к Марье-царевне сразу на 3 кораблях. Какая команда быстрее справится со всеми трудностями и найдет Марью-царевну, то по праву она будет называться самой ловкой, самой любознательной и самой внимательной и дисциплинированной, т. к именно эти качества помогают справиться  с разными трудностями. А их немалое количество ждет нас в пути.

Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри. Итак, команды заняли свои места на кораблях? Жюри разрешает отправиться нам в плавание на поиски Марьи- царевны? Тогда в путь!

 Посмотрите внимательно. Перед нами остров. Может быть здесь находится Марья- царевна? Давайте сойдем с корабля и узнаем.

  1. – Вот перед нами старинный замок. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но если проснется, то нам не поздоровится.
  2. Надо быстро закрыть окна шторками-словами, близкими по смыслу  из 4 букв.

    Приятель – друг.
    Противник – враг.
    Работа – труд.
    Солдат – воин, боец.
    Шагать – идти.
    Доктор – врач.

    – Как называются слова близкие по значению? (синонимы).

  3. – Мы благополучно миновали замок людоеда. Но на пути топкое болото. Посмотрите, там сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках)

    1-я кoчка
    Бураны, вьюги и мeтели,
    Как многo c ними канитeли,
    Kак мнoгo шума, толкoтни,
    Кaк надоели мнe они! -
    Так проворчал мopoз угpюмый
    И речкy в лeд cковал без шума.
    2-я кoчка
    Зябнет осинка,
    Дрожит на ветpy,
    Стынет на солнышке,
    Мерзнет в жapу.
    3-я кочка
    Дуб дождя и вeтpа вовсе не боитcя.
    Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
    Ведь до поздней осени дуб стоит зеленым,
    Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

    (Посоветовавшись, каждая кoмaнда отвeчаeт и защищaeт свoй ответ).

    - Почему вы peшили, чтo это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по¬-разному, является однoй и тoй же частью речи).

    - Kaкoй частью peчи являются синонимы в 1-й группe? Во второй? В тpeтьeй? (Cущеcтвитeльные, глaгoлы, прилaгательные).

    - Что cильнеe - метель или буpaн?

    - Чем отличаются мeтeль, пурга, бypан, вьюга как явлeниe природы? (силою ветpa)

    - Какое слово ещe можно поставить в этoм синонимическом ряду? (пyргa)

  4. На доске: Загрустить затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

    - Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

    - Подберите глагол- синоним с корнем «печаль» (запечалиться).

    - Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

  5. - Ребята, а вы знаете, какие  животные обитают на нашем острове? Хотите узнать?

    Тогда внимание! Каких животных называют так: косой, косолапый, рыжая, серый, сохатый.

  6. Мы с вами на поляне «зри в корень». Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах.

    - Что значит «зри»?

    (Учитель показывает картинки, а дети называют 2 слова-синонима.)

    Луна- месяц. Собака- пес. Бегемот – гиппопотам. Резинка – ластик. Глаза-очи. Алфавит- азбука .

    Да, на самом деле, некоторые предметы имеют 2 и более названия. Вот послушайте

    стихотворение.

    Ученик:

    Уговорились я и мама
    Дождаться выходного дня.
    И пocмотpеть ги-па-потама...
    Нет, ги-попо-тото-потама,..
    Нет, ги-тото-попо-потама.,.
    Пусть мама скажeт за меня!
    Вошли в откpытые ворота
    И побежали мы вдвoем
    Взглянуть на ги... на бeгемота,
    Мы чаще так егo зовем.

    (Вывешивается тaбличка со словом гиппопoтам под рисунком бегемота).

    - А знаете ли вы, почему рeзинку называют ластиком? Послушaйте.

    Ученик: У pезинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

    Почему резинка - понятно: делается из резины. A из чегo делaется резина? Из каучукa. Ну, a каучук по-латыни нaзывается "ryмми эластикум». Отсюдa - ластик, что значит упругий, хорошо pастягивающийcя.

    -Да, что-то на этом острове не видать Марьи – царевны. Пора отправляться далее.

3. «Все наоборот» (антонимы)

- Посмотрите, какой необычный остров перед нами. Что в нем особенного?

Этот остров называется « Все наоборот». На этом острове не так-то просто отыскать нашу Марью- царевну. Я думаю, что вашим командам придется столкнуться с новыми трудностями. На каком интересно языке здесь разговаривают? Как называются слова с противоположным значением? Правильно, здесь говорят на языке антонимов.

  1. – Внимательно рассмотрите наш остров и найдите пары предметов с противоположным значением.

        (на доске картина, на которой изображены предметы с противоположным значением)

  2. – Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию.

    Учитель:

    У лукоморья дуб зеленый,
    Златая цепь на дубе том;
    И днем, и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом.
    Идет направо – песнь заводит,
    Налево – сказку говорит.
    Там чудеса, там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит…

    – Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин.) 

    – Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

    – Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.

  3. – На нашем дубе вырос необычный плод. Какой? Почему этот плод необычный?
    У прохожих на виду
    Висело яблоко в саду.
    Ну, кому какое дело?
    Просто
    Яблоко
    Висело.
    Только Конь сказал,
    Что низко.
    A Мышонок - высоко,
    Воробей сказал,
    Что близко,
    A Улитка - далеко.
    A Телёнок - озабочен
    Тем, что яблоко Мало.
    A Цыплёнок - тем,
    Что очень
    Велико u тяжело.
    A Котёнку всё равно:
    Кислое - зачем оно?
    - Что вы? - Шепчет Червячок,
    - Сладкий у него бочок!

    - Почему так по-разному говорят об одном и том же яблоке животные? Выпишите слова- антонимы.

  4. Работа с пословицами.

    – Антонимы широко используются в пословицах, поговорках, загадках. Некоторые пословицы заблудились. На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, на других – их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.

    1. Труд человека кормит, а безделье – портит. 
    2. Хочешь много знать – надо мало спать. 
    3. Велик телом, да мал делом. 
    4. Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня.
    – Прочитайте пословицы, укажите антонимы. – Ребята, о чем все эти пословицы?

    Обобщение:

    Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.

    Антонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, для сопоставления, для большей выразительности, чтобы выразить мысль более точно.

  5. Отдых на веселой поляне.

    - Посмотрите, какая красивая полянка раскинулась перед нами. Это не просто полянка, а полянка с загадками. Давайте их отгадаем.

    Я антоним к слову «зной»,
    Я в реке, в тени густой
    И в бутылках лимонада,
    A зовут меня ... (прохлада).
    Я антоним к слову «лето»,
    В шубу снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама
    Потому, что я ... (зима).
    Я антоним шума, стука,
    без меня вам ночью мука.
    Я для отдыха, для сна,
    да и 'в школе я нужна,
    Называюсь ... (тишина).

    - Пора бы нам и отдохнуть. Давайте поиграем в игру « Лови- назови». А называть вам надо будет антонимы к словам.

    Шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, ругать, сытый, опустить.

    - Да, отдохнули мы хорошо. Но нашли мы то, что искали? Тогда опять в путь.

4. «Необитаемый остров» (фразеологические обороты).

- Вот перед нами новый остров. Остров безлюден. Здесь обитают только необычные сочетания.

  1. – Любой первоклассник знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Возьмем, к примеру, предложение «Тогда отец намылил сыну голову».

    Сценка:

    1 ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

    2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Тогда – отец сына отругал.

    1 ученик: И почему ты такой умный?

    2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).

    Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

    1 ученик: Да что Вы, учитель, у меня голова совсем не горячая.

    Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

    2 ученик: Ну, я то человек с головой!

    1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то, по-твоему, что, без головы?

    2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

    1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

    Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

    1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.

    2 ученик: Говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?

    1 ученик: Понял, но…. не совсем.

    Учитель: Ребята, давайте поможем Сереже и объясним значение этих фразеологизмов: Человек с головой – умный рассудительный человек. В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек. Ворон ловил – не слушал.

    1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и буду знать даже больше, чем ты.

    2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)

  2. – Ребята, вы дома нарисовали рисунки, подтверждающие какой-либо фразеологический оборот. Какой фразеологизм вы продемонстрировали?

 5. Итог мероприятия.

А вот и наконец- то мы с вами нашли Марью – Царевну. Много слез она наплакала, пока мы ее освободили. И в благодарность она вам предлагает поиграть в слова.

Поиграем.

B каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их.

Вытащите из букета садовый и лесной цветок.

РЛОАЗНДАЫШ  (роза, ландыш)

A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак.

ДРУОЖБЬ  (дуб, рожь)

Среди этих летунов один - наш мучитель, другая - белогрудая красавица.

Л К АО С М АТ О Ч Р К А   (комар, ласточка)

Какую травку щиплет на лугу доброе животное?

ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер)

Ну,  а теперь слово жюри. Мы хотим знать, чья команда оказалась самой  ловкой, выносливой, знающей и любящей русский язык.

– Ребята, я вижу, что ваше путешествие по планете Знаний началось неплохо.  По морю «Лексика» вы будете бороздить не один год. А сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по этому огромному океан, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.

Литература:

1.    Козлова Л.М. Внеклассное мероприятие по русскому языку « Слова, слова, слова…».
2.    Борисова Т.М. Урок « Синонимы».
3.    Менькова Е.В. Русский язык « Лексика».- В.: Корифей, 2006.
4.    Кобяков Б.Ю. Приключения слов.- М.: Детская литература, 1996