Декабрь. Заканчивается полугодие – впереди новогодние праздники. У меня второй класс – и вновь, уже в третий раз я провожу обобщающий урок по разработанному восемь лет назад сценарию (https://urok.1sept.ru/articles/100273/). Снова двое мальчишек наряжаются в шубы, шапки и валенки, чтобы превратиться в Чука и Гека и рассказать свою бесхитростную историю, и опять, уже в третий раз удивлению нет предела, когда я показываю жестяную баночку и читаю текст телеграммы.
В этом году убедила родителей вместе с детьми просматривать те страницы, которые мы прочитали в классе, перечитывать самое интересное, рассматривать иллюстрации. Чтобы перечитывание имело смысл, к каждому уроку распечатываю задание с вопросами. Многие вопросы заимствую из учебника «Литературное чтение. 2 класс» В.Ю.Свиридовой и Н.А.Чураковой (система Л.В.Занкова). Рассказ «Чук и Гек» авторы помещают во второй части учебника, но, во-первых, дают его с купюрами, во-вторых, слишком новогодний это рассказ, чтобы читать его весной. Поэтому мы читаем его не по учебнику, а по книге, и не весной, а в декабре. Итак, семь домашних заданий:
Исследователю рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»
Задание 1
Перечитай страницы книги со с.____ до с. ____ и проверь, хорошо ли ты понял текст.
- Кто живёт в Москве. Кто живёт у Синих гор?
- Как переживают разлуку члены семьи? (Кстати, длительная ли это разлука?)
- Разве это справедливо, когда близкие люди живут далеко друг от друга? Почему нельзя устранить эту несправедливость?
- Как ты думаешь, сколько примерно лет братьям? Расследуй и подтверди все предположения примерами из текста.
Задание 2
Перечитай страницы книги со с.____ до с. ____ и ответь на вопросы:
- Помнишь себя маленьким? Кто больше похож на тебя в детстве: Чук или Гек?
- Знаешь ли ты, что такое телеграмма? Если нет, спроси об этом взрослых или посмотри в словаре.
- Как ты думаешь, понимает ли Чук, что телеграмма – что-то важное и ценное или он слишком маленький для этого? Что для Чука «ценности»? Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно перечитай текст с того момента, когда в комнату вошёл почтальон.
- Тебе приходилось скрывать что-то от взрослых? Похожа ли твоя ситуация на случай с телеграммой? Почему в данном случае можно с уверенностью сказать: «Так делать нельзя!»
Задание 3
Перечитай страницы книги со с.____ до с. ____ и выполни задания:
- Если тебе придётся путешествовать на поезде, ты будешь смотреть в окно? О чём можно узнать таким образом?
- Расследуй, как долго ехали Чук и Гек на поезде? Подтверди строчками текста.
- Удалось ли тебе узнать что-то новое о характерах Чука и Гека?
Задание 4
Перечитай страницы книги со с.____ до с. ____ и выполни задания:
- Ты, наверное, догадался, почему отец не встретил жену и детей. Почему же Чук и Гек опять не рассказали о телеграмме?
- Спроси у взрослых, кто такой ямщик и дорого ли это – 100 рублей за сто километров.
- На станции путешественники были совсем недолго, но впечатлений набрались. Каких?
- Удалось ли что-то уточнить о возрасте мальчиков, их характерах?
Задание 5
Перечитай страницы книги со с.____ до с. ____ и выполни задания:
- Ты уже много знаешь о маме Чука и Гека. Можешь ли ты описать её портрет. А что ты скажешь о её характере? (загляни на страницы, прочитанные ранее).
- Гек, наверняка, младше тебя. Тебе хотелось бы иметь такого братишку? Как бы ты о нём рассказал своим друзьям?
Задание 6
Перечитай страницы книги со с.____ до с. ____ и выполни задания:
- Ты уже догадался, какая профессия у отца мальчиков? Чем занимаются геологи? Это лёгкая профессия? Почему тогда мужчины выбирают эту профессию?
- Ты, конечно, помнишь рассказ В.Драгунского «Тайное всегда становится явным». Сработало ли это правило в истории о Чуке и Геке?
- Что-то можешь добавить о характере мальчиков?
Задание 7
Перечитай страницы книги со с.____ до с. ____ и ответь на вопросы:
- С какими трудностями столкнулись москвичи, оказавшись в таёжной сторожке?
- А было то, что их удивляло и восхищало?
- Кстати, а что за человек – сторож? Загляни на предыдущие страницы, не упусти ни одной детали.
Восьмое задание – как и 8 лет назад – заполнение таблицы – характеристики главных героев рассказа, подготовка к обобщающему уроку. Каждый урок начинаем с обсуждения ответов на поставленные вопросы, а потом читаем следующую часть. Очень нравится прогнозировать: а что будет дальше: что было написано в телеграмме, куда подевался Гек и т.д. Те, кто прочитал весь рассказ в первый же день, не выдают этого, поддерживают правила игры. И я не раскрываю своего отношения к тому, что кое-кто в классе уже знает содержание всего рассказа. Я похвалю их на последнем уроке, скажу, что и сама бы не выдержала и давно прочитала бы рассказ.
Но что-то каждый раз меняется, по-другому дети объясняют поступки героев рассказа, по-новому интерпретируют их. Вот и на этот раз, на вопрос «справедливо ли, что близкие люди живут далеко друг от друга?» восьмилетний Глеб объясняет, что отец вынужден зарабатывать деньги, потому что без денег в семье скандалы. И никакие намёки на романтику работы геолога, и призывы, что кому-то нужно делать это важное дело не помогают. Современная жизнь перед глазами, она более понятна ребёнку.
Старый фильм смотрим прямо в классе: проектор и компьютер помогают. И опять чувствую, что время меняется: нескольким детям чёрно-белый фильм скоро наскучивает, и они охотно соглашаются заняться другим делом. Но большинство с интересом смотрят, тут же комментируют увиденное, сравнивают с книгой. Рома периодически уточняет: «Это мы на двадцатой (тридцатой, сорок пятой) странице читали». Зато Дениска, Ира и Женя не сводят с экрана глаз, видно, что история путешествия двух мальчишек к отцу их очень трогает. Расскажу об этом родителям.
Перед тем, как сдать книги Гайдара в школьную библиотеку спрашиваю ребят: «Вы вырастете. Хотите, чтобы у вас была такая же семья?» Все поднимают руки.