Декоративное рисование как средство зрительного восприятия

Разделы: МХК и ИЗО


Коррекционная школа VIII вида рассматривает изобразительное искусство как эффективное средство коррекции психических и физических недостатков детей, которые в ней обучаются. В процессе учебной деятельности учитель вынужден изыскивать различные методы и способы пробуждения интереса у детей к изобразительной деятельности. Однако практика показывает двоякость отношения детей к этому виду деятельности. С одной стороны они с удовольствием берутся выполнять самую сложную работу, особенно, если образец произвел должное впечатление. С другой стороны слабая сформированность графических умений и навыков, недостаток теоретических и практических знаний может привести к потере интереса, или полному нежеланию рисовать. “ Я не умею!”

Трудно переоценить значение декоративного рисования в таких случаях. Этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Это и декоративно-прикладное искусство, историю которого должен знать каждый, это – развитие зрительного восприятия посредством упрощения форм, повторения элементов, придумывания новых элементов.

Почему именно этот вид рисования является наиболее доступным нашим детям?

Оно не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов. При составлении узоров учащиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя и повторяя их через одинаковые промежутки. При комбинировании различных элементов можно составить достаточно много разных орнаментов. При этом возникает сопоставление изображаемого предмета с его естественным образом.

Большое преимущество декоративного рисования в том, что оно предполагает стилизацию изображаемого:

  • упрощение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки данного предмета.
  • плоскостное изображение объемных предметов, которое не требует передачи светотени.
  • условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета, изображаемого учащимися.

Именно благодаря этим приемам происходит наибольшая активизация зрительного восприятия. Приходится сравнивать, выделять основные элементы, упрощать. Например, форму тела рыбки можно заменить простым кругом.

Для работ декоративного характера свойственна яркость, красочность, ритмичность. Очень важно уметь соотносить цвет оригинала с теми цветами, которые ребенок использует в своем рисунке. Сначала он рассматривает золотую рыбку в аквариуме и называет оттенки, которыми переливает ее чешуя, а потом рисует просто желтый круг. Причем, этап выделения оттенков можно полностью удалить при работе с тяжелыми детьми. Будет просто прекрасно, если он вообще сможет назвать основной цвет рыбки, которая плавает в аквариуме. При рисовании с натуры и других видах рисования этот этап удалять нельзя ни в коем случае!

Уроку декоративного рисования свойственна определенная последовательность, на каждом этапе которой следует придерживаться следующих психологических и дидактических требований:

– при рассматривании образца активизируем сенсорные и мыслительные процессы. Осмысливаем детали рисунка, выделяем их характерные признаки, сравниваем и классифицируем детали по цвету.
– при раскрашивании узора обязательно выдерживаем необходимый порядок. Для этого нужно уметь различать цвета, правильно подбирать их в красках, уметь выделять их сочетания. На начальных этапах предлагаем детям простые рисунки, состоящие их 2–3 элементов и ограниченный набор красок. Постепенно добавляем количество элементов, с ними прибавляем и количество цветов.
– при подведении итогов работы уделяем большое внимание воспитанию правильной эстетической оценки работы.

Следует учесть такую особенность декоративного рисования как разнообразие его видов. Ни в одном другом виде изобразительной деятельности такого нет. К декоративному рисованию относится не только составление узоров в разных формах, но и рисование открыток, плакатов, рисование по представлению, иллюстрирование и другие виды. Очень заинтересовывает детей такой вид работы как роспись готовых предметов. Это и матрешки, которые можно сделать на уроке ИЗО из самого простого материала – соленого теста, это – разделочные доски, которые могут подготовить сами дети на уроках столярного дела, это – шкатулки из картона и обувные коробки для хранения всяких мелочей. Любая тема, предложенная программой, может быть представлена учителем как декоративное рисование. На шкатулках можно изобразить животных и птиц. Это наиболее доступно детям в технике декоративного рисования. Декоративные фрукты и овощи хорошо будут смотреться на разделочных досках. Тут же может быть использован и несложный орнамент из простых мазков. Этот вид работы детям очень нравится.

На уроках рисования по представлению можно предложить детям использовать элементы декоративного рисования. Наиболее удачно будут выглядеть в букете декоративные цветы, стилизованные лица людей, поскольку это сложные для изображения детали, которые требуют хорошей теоретической подготовки и знаний.

Однако, основой всего, является работа с узором. Латинское слово “декор” означает “узор”. Мы должны знать, что все задания по составлению узора следует давать в определенной системе. Сначала, это составление узоров по готовым образцам. Детям предлагается узор. Его точную копию можно разрезать на мотивы или более мелкие элементы. Предлагаем детям сначала составить точно такой же узор из элементов.

Вторым этапом усложнения будет составление узора из предложенных элементов. Учитель уже не показывает образец, а предлагает из нескольких частей составить “свой” орнамент. Дети составляют, потом рисуют, и только потом учитель может показать варианты орнамента, которые дети не составили.

Можно предложить детям составлять узоры по заданной схеме и, наконец, самостоятельно придумать узор.

Средства декоративного рисования активно воздействуют на сенсорное развитие учащихся. В процессе рисования проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений учащихся о геометрических формах. Последнее особенно важно, так как геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней понятия “середина”, “края”, “левая сторона”, “правая сторона”, “сверху”, “слева” и так далее в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества. На этих занятиях учащиеся много упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или указаниями учителя. При этом они решаю задачи на ориентировку в пространстве листа.

При оценке данных работ учитель и ученики должны четко обозначить следующие моменты:

  • как рисунок раскрашен (равномерно ли была использована краска или нанесены штрихи, аккуратность, характер линий);
  • правильно ли чередуются элементы по форме, цвету, величине;
  • как расположены элементы узора в геометрической форме (симметрия, равномерность заполнения);
  • правильно ли отработаны рисунки для оформления открытки;
  • использовались ли осевые лини при построении узора;
  • сочетаются ли цвета в рисунке;
  • какие элементы собственного творчества привнес ученик;
  • как он сам оценивает свою работу.

Декоративное рисование имеет наиболее доступную для детей форму. Здесь можно и пофантазировать, и упростить, и придать своему творчеству полезный характер. Кроме того. Для учителя коррекционной школы, это большая база для развития ребенка. В игровой форме можно привлекать детей к работе, а вместе с тем и развивать его мыслительную деятельность, что очень важно. Другие виды рисования требуют большой теоретической подготовки .точного зрительного восприятия объекта. Для того, чтобы дети хорошо могли нарисовать предмет с натуры или по представлению, необходимо научить их правильному зрительному восприятию окружающего нас мира. А для этого хорошей базой будет являться декоративное рисование.