Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе "Г. Циферов «Маленький тигр»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • совершенствовать навык чтения;
  • закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;
  • развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас;
  • способствовать формированию нравственного понятия о добре.

Оборудование: учебник «Букварь. Часть третья». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. 2008 год; карточки с названиями сказок; конверты со слогами; иллюстрации с изображением тигра и котёнка; карточки с буквами.

Ход урока

1.Оргмомент

Учитель:

Весело звенит звонок.
Начинаем наш урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?

2. Актуализация опорных знаний. Повторение

Учитель: Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки.

Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…(авторскими или литературными).  А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются… (народными). Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной.

На доске карточки с названиями сказок. Задание: распределите их в два столбика.

ДЯДЯ МИША
ЗАЯЦ И ЁЖ
ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ
ТИХАЯ СКАЗКА
ПРИВЕРЕДНИЦА
КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА
ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Учитель: Прочитайте названия литературных сказок и вспомните фамилии авторов.

Учитель: Что объединяет все эти литературные сказки? (Они о животных)

Давайте вспомним, какие животные являются героями сказок.

А поможет нам в этом игра «Собери словечко».

(На партах у учеников конверты со слогами)

Учитель: Задание: работая в парах, составьте из данных слогов названия животных.

МЕД

ВЕДЬ

ЗА

ЯЦ

Ё

ЖИК

МЫШ

КА

КО

МАР

ЛИ

СА

Учитель: Прочитайте названия животных и подберите к каждому из них слово, характеризующее его как героя.

3. Подготовка к восприятию сказки. Сообщение цели урока

Учитель: А вот кто сегодня из животных позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.

КТО-ТО НА ОГРОМНОЙ КОШКЕ
ВЗЯЛ И НАЧЕРТИЛ ПОЛОСКИ.
- ВИДНО, ПРОСТО ТАК, ДЛЯ ИГР,-
ДОЛГО ВОЗМУЩАЛСЯ… (тигр)

(На доске появляется иллюстрация с изображением тигра.)

Учитель: Кто из вас видел тигра? Где?

Чем питается тигр?

Учитель: Тигр – хищный зверь. Основная его добыча – кабаны, олени, антилопы.

Послушайте следующую загадку.

КТО С УСАМИ РОДИТСЯ? (котёнок)

 (На доске иллюстрация с изображением котёнка.)

Учитель: В чём сходство и отличие этих животных?

(На доске открывается запись: «МАЛЕНЬКИЙ ТИГР»)

Учитель: Предположите, к кому из этих животных относится название сказки.

Давайте проверим вашу догадку.

4. Первичное восприятие сказки

Обращается внимание учащихся на автора.

Текст читают дети с хорошим навыком чтения.

5. Проверка первичного восприятия

Учитель: Кто же такой «маленький тигр»?

Почему автор его так назвал?

Докажите, что вы слушали сказку.

Что удивило вас?

Что значит «быть добрым»? Кого называют добрым?

Найдите и перечитайте последнее предложение. Бывали ли случаи, когда вам было трудно «быть добрым»?

6. Физкультминутка

СКАЗКА ДАСТ НАМ ОТДОХНУТЬ.
ОТДОХНЕМ  И СНОВА В ПУТЬ!
НАМ СОВЕТУЕТ МАЛЬВИНА:
- СТАНЕТ ТАЛИЯ ОСИНОЙ,
ЕСЛИ БУДЕМ НАКЛОНЯТЬСЯ
ВЛЕВО-ВПРАВО ДЕСЯТЬ РАЗ.
ВОТ ДЮЙМОВОЧКИ СЛОВА:
- ЧТОБ БЫЛА СПИНА ПРЯМА,
ПОДНИМАЙТЕСЬ НА НОСОЧКИ,
СЛОВНО ТЯНЕТЕСЬ К ЦВЕТОЧКАМ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
КРАСНОЙ ШАПОЧКИ СОВЕТ:
- ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ.
ПРОЖИВЕШЬ ТЫ МНОГО ЛЕТ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ДАЛА НАМ СКАЗКА ОТДОХНУТЬ!
ОТДОХНУЛИ?
СНОВА В ПУТЬ!

7. Подготовка к самостоятельному чтению

Учитель проводит игру «Эхо».

На доске выписаны «трудные» для прочтения слова с пометами.

Один из учащихся читает вслух, остальные как «эхо» повторяют за ним по указке.

ВСТРЕ/ТИЛ
ВСТРЕ/ТИ/ЛИ
У/КЛА/ДЫ/ВАЛ
О/СТА/НО/ВИЛ
ВЗГЛЯ/НУЛ
НРА/ВИТ/СЯ
О/ДНА/ЖДЫ
РАС/СЕР/ДИЛ/СЯ
НЕ/О/ЖИ/ДАН/НО
КОН/ЧА/ЕТ/СЯ

8. Повторное чтение текста учащимися «по цепочке»

9. Работа над содержанием текста

Учитель: Каким был Тигр до встречи с Котенком?

Какие слова доказывают, что Тигр был очень сердит? Прочитайте.

Почему при встрече с Котенком Тигр не зарычал?

Чему и как Маленький тигр учил Большого тигра? Прочитайте.

Как Маленький тигр повел себя при встрече с Лохматым Щенком?

Почему он рассердился?

Видел ли кто-нибудь из вас, чтобы собаки и кошки жили дружно? Где? Расскажите об этом.

(Выясняется значение выражения «как кошка с собакой»)

Учитель: Что общего заметили в поведении тигра и котенка?

10. Поисковое чтение

Учитель: Перечитайте сказку и отметьте слова к иллюстрациям, данным в учебнике. Прочитайте их выразительно.

11. Работа с пословицей

(На доске карточки с буквами. Они соединены линиями по порядку.)

Учитель: Соберите из букв слова и прочитайте народную мудрость.

(Дети должны прочитать пословицу:  «Жизнь дана на добрые дела».)

Учитель: Как понимаете смысл данной пословицы?

Можно ли сказать, что она подходит к сказке? Почему?

12. Обобщение

Учитель: Что читали на уроке? Назовите фамилию автора.

Какой урок преподнесла нам эта сказка?