Цели урока:
- познакомить учащихся с новым произведением;
- совершенствовать навык чтения;
- закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;
- развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас;
- способствовать формированию нравственного понятия о добре.
Оборудование: учебник «Букварь. Часть третья». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. 2008 год; карточки с названиями сказок; конверты со слогами; иллюстрации с изображением тигра и котёнка; карточки с буквами.
Ход урока
1.Оргмомент
Учитель:
Весело звенит звонок.
Начинаем наш урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
2. Актуализация опорных знаний. Повторение
Учитель: Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки.
Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…(авторскими или литературными). А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются… (народными). Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной.
На доске карточки с названиями сказок. Задание: распределите их в два столбика.
ДЯДЯ МИША
ЗАЯЦ И ЁЖ
ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ
ТИХАЯ СКАЗКА
ПРИВЕРЕДНИЦА
КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Учитель: Прочитайте названия литературных сказок и вспомните фамилии авторов.
Учитель: Что объединяет все эти литературные сказки? (Они о животных)
Давайте вспомним, какие животные являются героями сказок.
А поможет нам в этом игра «Собери словечко».
(На партах у учеников конверты со слогами)
Учитель: Задание: работая в парах, составьте из данных слогов названия животных.
МЕД |
ВЕДЬ |
ЗА |
ЯЦ |
Ё |
ЖИК |
МЫШ |
КА |
КО |
МАР |
ЛИ |
СА |
Учитель: Прочитайте названия животных и подберите к каждому из них слово, характеризующее его как героя.
3. Подготовка к восприятию сказки. Сообщение цели урока
Учитель: А вот кто сегодня из животных позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.
КТО-ТО НА ОГРОМНОЙ КОШКЕ
ВЗЯЛ И НАЧЕРТИЛ ПОЛОСКИ.
- ВИДНО, ПРОСТО ТАК, ДЛЯ ИГР,-
ДОЛГО ВОЗМУЩАЛСЯ… (тигр)
(На доске появляется иллюстрация с изображением тигра.)
Учитель: Кто из вас видел тигра? Где?
Чем питается тигр?
Учитель: Тигр – хищный зверь. Основная его добыча – кабаны, олени, антилопы.
Послушайте следующую загадку.
КТО С УСАМИ РОДИТСЯ? (котёнок)
(На доске иллюстрация с изображением котёнка.)
Учитель: В чём сходство и отличие этих животных?
(На доске открывается запись: «МАЛЕНЬКИЙ ТИГР»)
Учитель: Предположите, к кому из этих животных относится название сказки.
Давайте проверим вашу догадку.
4. Первичное восприятие сказки
Обращается внимание учащихся на автора.
Текст читают дети с хорошим навыком чтения.
5. Проверка первичного восприятия
Учитель: Кто же такой «маленький тигр»?
Почему автор его так назвал?
Докажите, что вы слушали сказку.
Что удивило вас?
Что значит «быть добрым»? Кого называют добрым?
Найдите и перечитайте последнее предложение. Бывали ли случаи, когда вам было трудно «быть добрым»?
6. Физкультминутка
СКАЗКА ДАСТ НАМ ОТДОХНУТЬ.
ОТДОХНЕМ И СНОВА В ПУТЬ!
НАМ СОВЕТУЕТ МАЛЬВИНА:
- СТАНЕТ ТАЛИЯ ОСИНОЙ,
ЕСЛИ БУДЕМ НАКЛОНЯТЬСЯ
ВЛЕВО-ВПРАВО ДЕСЯТЬ РАЗ.
ВОТ ДЮЙМОВОЧКИ СЛОВА:
- ЧТОБ БЫЛА СПИНА ПРЯМА,
ПОДНИМАЙТЕСЬ НА НОСОЧКИ,
СЛОВНО ТЯНЕТЕСЬ К ЦВЕТОЧКАМ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
КРАСНОЙ ШАПОЧКИ СОВЕТ:
- ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ.
ПРОЖИВЕШЬ ТЫ МНОГО ЛЕТ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ДАЛА НАМ СКАЗКА ОТДОХНУТЬ!
ОТДОХНУЛИ?
СНОВА В ПУТЬ!
7. Подготовка к самостоятельному чтению
Учитель проводит игру «Эхо».
На доске выписаны «трудные» для прочтения слова с пометами.
Один из учащихся читает вслух, остальные как «эхо» повторяют за ним по указке.
ВСТРЕ/ТИЛ
ВСТРЕ/ТИ/ЛИ
У/КЛА/ДЫ/ВАЛ
О/СТА/НО/ВИЛ
ВЗГЛЯ/НУЛ
НРА/ВИТ/СЯ
О/ДНА/ЖДЫ
РАС/СЕР/ДИЛ/СЯ
НЕ/О/ЖИ/ДАН/НО
КОН/ЧА/ЕТ/СЯ
8. Повторное чтение текста учащимися «по цепочке»
9. Работа над содержанием текста
Учитель: Каким был Тигр до встречи с Котенком?
Какие слова доказывают, что Тигр был очень сердит? Прочитайте.
Почему при встрече с Котенком Тигр не зарычал?
Чему и как Маленький тигр учил Большого тигра? Прочитайте.
Как Маленький тигр повел себя при встрече с Лохматым Щенком?
Почему он рассердился?
Видел ли кто-нибудь из вас, чтобы собаки и кошки жили дружно? Где? Расскажите об этом.
(Выясняется значение выражения «как кошка с собакой»)
Учитель: Что общего заметили в поведении тигра и котенка?
10. Поисковое чтение
Учитель: Перечитайте сказку и отметьте слова к иллюстрациям, данным в учебнике. Прочитайте их выразительно.
11. Работа с пословицей
(На доске карточки с буквами. Они соединены линиями по порядку.)
Учитель: Соберите из букв слова и прочитайте народную мудрость.
(Дети должны прочитать пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».)
Учитель: Как понимаете смысл данной пословицы?
Можно ли сказать, что она подходит к сказке? Почему?
12. Обобщение
Учитель: Что читали на уроке? Назовите фамилию автора.
Какой урок преподнесла нам эта сказка?