Работа с портфолио младших школьников

Разделы: Начальная школа


По данным центра социально-профессионального определения, 75% старшеклассников испытывают серьёзные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. То есть далеко не все к 15 годам знают, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. При рассмотрении вопроса об оказании конкретной помощи старшеклассникам в проблеме профессионального определения было предложено ввести в школы портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в различных видах деятельности (учебной, творческой, социально- коммуникативной) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

В педагогической литературе портфолио определяется как коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению.

Портфолио предполагает сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он умеет и знает по данному предмету, т.е. осуществление принципов позитивной педагогики.

В будущем планируется  рассмотрение вопроса о приобщении портфолио учащегося к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз, т.к. оно более полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.

Но для того, чтобы учащиеся старших классов умели вести и грамотно оформлять портфолио, их нужно этому научить. И начинать эту работу нужно уже в начальной школе.

Систематическая работа с детскими портфолио в начальной школе поможет учителю,  родителями и младшими школьниками решать важные задачи:

  • своевременно отмечать успехи  каждого учащегося;
  • проследить индивидуальный рост успешности учащегося;
  • формировать самооценку учащегося;
  • учить ребёнка добиваться решения поставленных задач.

Работа с ученическими портфолио начинается с 1 класса. В первом классе этот вид работы специфический: портфолио первоклассника отличается от портфолио учеников 2 – 4 классов, т. к. цель портфолио первоклассника – продемонстрировать те достижения, которые в большей или меньшей степени есть у каждого первоклассника. Вот пример некоторых работ из портфолио первоклассника (см. Приложение 1)

Портфолио учеников 2-4 классов – это совместная работа учителя и учеников. С моей точки зрения необходимо учить детей грамотно оценивать свою работу, тот уровень, на котором она выполнена. К середине третьего класса ученик должен сам решать, какую работу стоит вложить в портфолио, а какую не стоит, т.о. ребята учатся смотреть на себя со стороны, глазами человека, просматривающего портфолио.

В портфолио учащихся 2-4 классов мы выделяем следующие разделы: «Моя учёба», «Мои увлечения», «Мои достижения».

Раздел «Мои достижения» может быть представлен не только достижениями в сфере учёбы, но, чтобы более полно раскрыть личность ребёнка,  демонстрировать успешность и в других областях: области спорта, музыкальной сфере, области изобразительного искусства. Вот пример некоторых страниц портфолио учащихся 2-4 классов (см. Приложение 2)

Работа с портфолио  не только нужное, но и очень увлекательное занятие. Ребята с удовольствием просматривают портфолио, сравнивают свои работы с работами своих одноклассников и демонстрируют самые удачные из своих. Для многих это стимул для дальнейшего роста, мотивация  более качественного оформления не только работ портфолио, но и текущих работ по школьным предметам.

В ходе работы с портфолио были использованы следующие информационные источники:

1. Бененсон Е.  Тетрадь загадочных раскрасок. Двузначные числа. Самара, 2004.

2. Волина В.  Занимательное Азбуковедение. М., 1991.

3. Орлова Л. Портфолио школьника. solnet.ee

4. Терентьева И. Русский язык. Начальная школа. М., 2002

5. Материалы интернет–сайта solnet.ee