Урок русского языка в начальной школе по теме "Изложение с продолжением"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  1. Наблюдение над смысловой связью между частями текста и средствам выражения этой связи.
  2. Развитие умения воссоздавать текст; редактировать текст.
  3. Совершенствование умения правильно писать безударные падежные окончания; употреблять в письменной речи предложения с однородными членами.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Работа по учебнику. Чтение. Беседа по содержанию.
  5. Составление плана.
  6. Лексико-орфографическая подготовка.
  7. Повторное чтение. Пересказ.
  8. Запись текста.
  9. Работа над «продолжением сказки».
  10. Проверка, редактирование текста.
  11. Домашние задание.
  12. Обобщение.
  13. Подведение итогов.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с изображением лягушки, книга Пантелеева, карточки со словами, таблицы, маска лягушки, текст «продолжение сказки».

ХОД УРОКА

1 урок

1. Организационный момент

Со звонком ученики приветствует учителя и гостей, садятся на свои места.

2. Вступительная беседа

У русского народа есть пословица: «Беды мучат, да уму учат».( Пословица записана на доске.)

-   Объясните смысл данной пословицы.  ( Из случившейся  беды получаешь для себя урок, в другой раз такой беды может и не случится).

-    Применима ли эта пословица к жизни животных? Приведите примеры. (Кошка прыгнула в ванну с водой и чуть не утонула. Теперь, когда в ванну наливают воду, кошка прячется – это еще называют рефлексом).

-    А о каком животном эта загадка? ( На доске – изображение лягушки).

Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

3. Постановка целей и задач урока

Сегодня мы будем писать изложение о лягушках.

- Что такое изложение?

Записать в тетради:

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

Изложение.

4. Работа по учебнику Т.Г.Рамзаевой-4класс (с.118, упр. 231)

Две лягушки.

Жили – были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая – ни то и се: трусиха была, лентяйка, соня.
И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут по лесной дороге и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет из этого погреба очень вкусно.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда….

Чтение текста по абзацам.

1) Определение темы сказки.

- К какому жанру относится данное  произведение? Докажите.

- Определите тип сказки: народная или литературная. Почему вы так решили?

Знакомство с книгой, в которой учащиеся могут прочитать данную сказку и другие.

( Книга выставлена на подставку.)

- Определите тему сказки.

Она так и называется «Две лягушки». (Запись названия изложения на доску и в тетрадь.)

2) Беседа по содержанию.

- Кем были лягушки друг для друга?

- Какие у них были характеры? Составим сравнительную характеристику.

( карточки со словами)

храбрая

трусиха

сильная

лентяйка

веселая

соня

- Прочитайте, как об этом говорит автор?

- Как вы понимаете слова «ни то ни се»?

- Как лягушки оказались в погребе?

- Почему они забрались в погреб?

- Что с ними так произошло? (беда)

- Что послужило причиной случившейся беды?

5. Составление плана

- На сколько частей можно разделить любой текст? Обоснуйте свой ответ по таблице.

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Окончание.

Чтение 1 части. Озаглавливание. (Подруги)

Чтение 2 части.

- Покажите связь 1 и 2 части. Озаглавьте. ( Горшок со сметаной.)

6. Лексико-орфографическая подготовка

- Как вы думаете, для чего в 1 части дается описание характеров каждой лягушки?

- Для чего автор подчеркивает, что лягушки нечаянно свалились в горшок?

(Чтобы вызвать жалость у маленького читателя.)

- Объясните написание безударных окончаний выделенных существительных.

- Назовите предложения с однородными членами. Выделите однородные члены, покажите связь между ними.

- Прочитайте предложения, в которых есть двоеточие. Подумайте, для чего оно служит?

- Объясните написание орфограмм в словах (слова записаны на таблице):

ни то ни се

  вкусно

 нечаянно

не хочется

Физминутка ( Проводит ученик в маске лягушки)

Видим, скачут на опушке
Две веселые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

7. Повторное чтение текста. Пересказ

8. Запись в тетрадь 1,2 частей

2 урок

9.Работа над «продолжением сказки».

1) Беседа по содержанию.

- Как вы думаете, какие части отсутствуют?

- Как бы вы продолжили 2 часть?

- Одинаково ли будут вести себя в горшке лягушки? Почему?

- Что надо написать в 3 части?

- Выделите основную мысль.

2) Чтение учителем авторского продолжения сказки. ( Тексты с продолжением сказки – перед каждым учеником.)

Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были

очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает:

«Всё равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая лягушка – та была не такая. Та думает:

«Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.

Но все-таки она не сдается, не унывает.

«Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:

«Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое? – думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.

«Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.

А вторая лягушка осталась в горшке.

И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

Ну что ж! Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти!

- Как вели себя лягушки в горшке со сметаной?

- Объясни, как ты понимаешь слова: « Не падай духом! Не умирай раньше смерти!»

3) Чтение 3 части. Озаглавливание. Запись в план.

4) Лексико-орфографическая подготовка.

- С помощью каких глаголов автор показывает поведение лягушек в горшке? ( Глаголы записаны на карточках.)

барахтаться

плавать

поплавала

начала бороться

подумала

дрыгается

не вылезти

чувствует - стоит

утонула

выпрыгнула

 

отдохнула

 

поскакала

- Объясни написание выделенных орфограмм.

  5) Повторное чтение детьми текста. Пересказ.

  6) Запись в тетрадь.

Физминутка

10. Проверка. Чтение, редактирование текстов

11. Домашние задание. (Записано на доске.)

Дома вам надо вспомнить еще несколько сказок и выполнить задания из упр. 236.

12. Обобщение

- Выделите главную мысль. Как по- другому можно озаглавить данную сказку?

- Какая лягушка вам больше понравилась? Почему?

- Какой урок вы получили из этой сказки?

- Какое настроение создала у вас эта сказка? Обоснуйте свой ответ.

13. Итог

- Чему учились на уроке?

- Что понравилось? Почему?