ЦЕЛЬ:
- Наблюдение над смысловой связью между частями текста и средствам выражения этой связи.
- Развитие умения воссоздавать текст; редактировать текст.
- Совершенствование умения правильно писать безударные падежные окончания; употреблять в письменной речи предложения с однородными членами.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Постановка целей и задач урока.
- Работа по учебнику. Чтение. Беседа по содержанию.
- Составление плана.
- Лексико-орфографическая подготовка.
- Повторное чтение. Пересказ.
- Запись текста.
- Работа над «продолжением сказки».
- Проверка, редактирование текста.
- Домашние задание.
- Обобщение.
- Подведение итогов.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с изображением лягушки, книга Пантелеева, карточки со словами, таблицы, маска лягушки, текст «продолжение сказки».
ХОД УРОКА
1 урок
1. Организационный момент
Со звонком ученики приветствует учителя и гостей, садятся на свои места.
2. Вступительная беседа
У русского народа есть пословица: «Беды мучат, да уму учат».( Пословица записана на доске.)
- Объясните смысл данной пословицы. ( Из случившейся беды получаешь для себя урок, в другой раз такой беды может и не случится).
- Применима ли эта пословица к жизни животных? Приведите примеры. (Кошка прыгнула в ванну с водой и чуть не утонула. Теперь, когда в ванну наливают воду, кошка прячется – это еще называют рефлексом).
- А о каком животном эта загадка? ( На доске – изображение лягушки).
Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
3. Постановка целей и задач урока
Сегодня мы будем писать изложение о лягушках.
- Что такое изложение?
Записать в тетради:
Одиннадцатое декабря.
Классная работа.
Изложение.
4. Работа по учебнику Т.Г.Рамзаевой-4класс (с.118, упр. 231)
Две лягушки.
Жили – были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая – ни то и се: трусиха была, лентяйка, соня.
И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут по лесной дороге и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет из этого погреба очень вкусно.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда….
Чтение текста по абзацам.
1) Определение темы сказки.
- К какому жанру относится данное произведение? Докажите.
- Определите тип сказки: народная или литературная. Почему вы так решили?
Знакомство с книгой, в которой учащиеся могут прочитать данную сказку и другие.
( Книга выставлена на подставку.)
- Определите тему сказки.
Она так и называется «Две лягушки». (Запись названия изложения на доску и в тетрадь.)
2) Беседа по содержанию.
- Кем были лягушки друг для друга?
- Какие у них были характеры? Составим сравнительную характеристику.
( карточки со словами)
храбрая |
трусиха |
сильная |
лентяйка |
веселая |
соня |
- Прочитайте, как об этом говорит автор?
- Как вы понимаете слова «ни то ни се»?
- Как лягушки оказались в погребе?
- Почему они забрались в погреб?
- Что с ними так произошло? (беда)
- Что послужило причиной случившейся беды?
5. Составление плана
- На сколько частей можно разделить любой текст? Обоснуйте свой ответ по таблице.
1. Введение. 2. Основная часть. 3. Окончание. |
Чтение 1 части. Озаглавливание. (Подруги)
Чтение 2 части.
- Покажите связь 1 и 2 части. Озаглавьте. ( Горшок со сметаной.)
6. Лексико-орфографическая подготовка
- Как вы думаете, для чего в 1 части дается описание характеров каждой лягушки?
- Для чего автор подчеркивает, что лягушки нечаянно свалились в горшок?
(Чтобы вызвать жалость у маленького читателя.)
- Объясните написание безударных окончаний выделенных существительных.
- Назовите предложения с однородными членами. Выделите однородные члены, покажите связь между ними.
- Прочитайте предложения, в которых есть двоеточие. Подумайте, для чего оно служит?
- Объясните написание орфограмм в словах (слова записаны на таблице):
ни то ни се вкусно нечаянно не хочется |
Физминутка ( Проводит ученик в маске лягушки)
Видим, скачут на опушке
Две веселые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
7. Повторное чтение текста. Пересказ
8. Запись в тетрадь 1,2 частей
2 урок
9.Работа над «продолжением сказки».
1) Беседа по содержанию.
- Как вы думаете, какие части отсутствуют?
- Как бы вы продолжили 2 часть?
- Одинаково ли будут вести себя в горшке лягушки? Почему?
- Что надо написать в 3 части?
- Выделите основную мысль.
2) Чтение учителем авторского продолжения сказки. ( Тексты с продолжением сказки – перед каждым учеником.)
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были
очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает:
«Всё равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
А вторая лягушка – та была не такая. Та думает:
«Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает.
«Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»
И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:
«Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.
«Что такое? – думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
«Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.
А вторая лягушка осталась в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж! Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти!
- Как вели себя лягушки в горшке со сметаной?
- Объясни, как ты понимаешь слова: « Не падай духом! Не умирай раньше смерти!»
3) Чтение 3 части. Озаглавливание. Запись в план.
4) Лексико-орфографическая подготовка.
- С помощью каких глаголов автор показывает поведение лягушек в горшке? ( Глаголы записаны на карточках.)
барахтаться
плавать
поплавала |
начала бороться |
подумала |
дрыгается |
не вылезти |
чувствует - стоит |
утонула |
выпрыгнула |
|
отдохнула |
|
поскакала |
- Объясни написание выделенных орфограмм.
5) Повторное чтение детьми текста. Пересказ.
6) Запись в тетрадь.
Физминутка
10. Проверка. Чтение, редактирование текстов
11. Домашние задание. (Записано на доске.)
Дома вам надо вспомнить еще несколько сказок и выполнить задания из упр. 236.
12. Обобщение
- Выделите главную мысль. Как по- другому можно озаглавить данную сказку?
- Какая лягушка вам больше понравилась? Почему?
- Какой урок вы получили из этой сказки?
- Какое настроение создала у вас эта сказка? Обоснуйте свой ответ.
13. Итог
- Чему учились на уроке?
- Что понравилось? Почему?