Форма: Урок-телепередача литературного чтения в 1 классе
Цели:
- познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова;
- совершенствовать навык чтения; расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать память, воображение;
- воспитывать: чувство товарищества, взаимопомощи, интерес к творчеству С.В.Михалкова, любовь к книге, к чтению, уважение к труду автора, бережное отношение к животным.
Оборудование: выставка книг С.В.Михалкова “ Я хочу вам рассказать…”; портрет писателя; рисунки, карточки с текстами для дифференцированного задания, учебники, книги, карточки с упражнениями для глаз, плакат "Держава Детства"; изображение кошки, котят; технологические карты; заготовки из цветной бумаги, "волшебная палочка", компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель: Организовать учащихся к работе, проверить готовность к уроку.
(Звучит музыка «В мире животных», девочки танцуют танец «Журавли»)
(слайд 1, см. Приложение 1)
II. Вступительная беседа
Цель: подготовка к усвоению учебного материала.
“Добрый день”, – я всем сказала.
Д. “Добрый день”, – ответим мы.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
Здравствуйте уважаемые зрители. Как вы уже догадались, вы попали на урок-телепередачу «В мире животных». В студию мы пригласили гостей и знатоков домашних животных, которые поделятся своими наблюдениями со всеми зрителями.
В нашей передаче мы вас познакомим с домашним животным, о котором написаны рассказы и стихи, помещенные на страницах книг.
Ученик читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова "Как бы жили мы без книг".
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок,
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И, тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг?
Таких людей называют писателями.
III. Погружение в ситуацию урока
Цель: Сообщить тему и цели урока.
У. Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
Учитель демонстрирует портрет Михалкова. (слайд 2)
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями. Он очень хорошо знает и понимает детей. В передаче мы начнем путешествие по стране, которую сам писатель назвал "Державой Детства". При каждой последующей встрече в телестудии мы будем прикреплять к этому плакату знаки, и постепенно составим карту страны Детства. Чтобы узнать тему сегодняшнего выпуска и выбрать знак, вы должны отгадать загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(кошка) (слайд 3)
У. Сегодня мы будем вести разговор о кошках, прочитаем стихотворение Михалкова, написанное о котятах. (Учитель прикрепляет знак на карту страны Детства.)
IV. Речевая разминка
Цель: подготовить к чтению произведений.
В студии много народу, разговор получится длинный, поэтому нам необходима разминка
У. . На доске записано стихотворение, которое мы прочтем хором. Слушайте соседа.
Дети читают хором. (слайд 4)
Два котёнка щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк котят с плеча,
Два котёнка ушли ворча.
У. Последние две строчки мы произнесем как чистоговорку. Работаем в парах. После тренировки проговорите эти строки соседу.
Учитель вызывает нескольких учеников. Они проговаривают строки вслух.
V. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика
Цель: перенос в показ характеристик, раскрывающих отдельные черты животных в их облике или повадках:
У. Сейчас мы попробуем изобразить этих котят. Выйдите из-за парт.
Покажите, какие котята маленькие.
Присядьте, колени обхватите руками.
Котята медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх.
Покажите, как котята подпрыгивают. Прыжки на месте.
Покажите, как котята бегают. Бег на месте.
Сейчас котята будут мяукать. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите
«Мяу».
VI. Работа над новым материалом
Цель: подготовка учащихся к восприятию стихотворения.
У. Итак, я хочу вам прочитать стихотворение о котятах. Сядьте удобно и послушайте стихотворение «Котята»
Учитель читает отрывок из стихотворения (слайд 5, слайд 6)
Котята (слайд 5)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
- О ком говорится в этом тексте?
Прочитаем этот текст вместе хором.
- Сколько было котят? Как их звали?
Откройте “Русскую азбуку” на стр. 232. Прочитайте текст до конца.
VII. Работа над выразительностью чтения
Цель: развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально – эмоциональное развитие;
У. Сейчас мы будем учиться читать это стихотворение выразительно. На доску я прикреплю таблички. Они помогут вам при чтении.
Учитель читает стихотворение по частям. После обсуждения каждой части на доску прикрепляются таблички.
На доске (слайд 7)
– А теперь попробуйте сами прочитать это стихотворение, передавая голосом чувства героев. Старайтесь не мешать соседу по парте во время чтения.
Дети работают самостоятельно.
Учитель предлагает нескольким ученикам прочесть стихотворение вслух. После обсуждения учитель оценивает работу, дает рекомендации.
Физминутка.
Цель: снять утомление после чтения.
Зарядка для глаз (к указке прикрепляется бабочка.)
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней,
Пробежаться глазками.
Слайд8. Учитель указкой обводит линии справа налево и слева направо, дети глазами следят за направлением движения указки.
VIII. Работа над новым материалом (продолжение).
Цель: проверка понимания новых знаний.
Кошки- загадочные животные, то нежные, то злые. Давно живут в доме человека. Психологи утверждают: у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Люди, у которых есть кошки, живут дольше и счастливее других.
Подумайте и вспомните, что умеет делать кошка? (По ответам учеников учитель заполняет схему. Слайд 9)
- ловит мышей;
- предсказывают погоду;
- выступает в цирке;
- защищает своего хозяина.
IX. Дифференцированное задание
1. Цель: развивать умение организовать себя при индивидуальной работе.
У нас в студии есть любители кошек. Надеюсь, что вы станете активными участниками нашей программы.
Любители 1-го ряда готовятся прочесть стихотворение выразительно
Любители кошек 2 группы выполнят следующее задание: Найдите в тексте и зачитайте, как выглядели котята.
3 группа ребят расскажет об этих весёлых котятах по картинкам, используя слова из текста (белый котёнок, смелый, умный, шумный)
(3-5) учеников выразительно читают всё стихотворение.
- Что вы прочитали? Как можно назвать этот текст? (Считалкой)
Где её можно использовать? (В игре)
Посчитайтесь для игры «Кошки – мышки»
2. Работа по карточкам. (см. Приложение 2)
Знатоки и любители кошек приготовили для вас интересные сообщения.
X. Технологическая пауза
Цель: Развивать у ребёнка наблюдательность, творческую фантазию и воображение;
Сегодня наша передача посвящена котятам, поэтому сейчас мы сделаем украшение к закладке в форме головы котёнка.
У вас на партах лежат цветные квадратные заготовки и технологические карты.
Карта (слайд 10)
1 2 3 |
– Рассмотрите технологическую карту. Используя инструкцию, сложите голову котёнка. Нарисуйте глазки, носик, усики.
ХI. Итог урока
Цель: Анализировать выполнение поставленных задач.
1. Воспитательный момент.
Цель: Развивать эмоциональную сферу личности ребёнка, способность к состраданию, сочувствию.
Наше время в эфире истекло. И в заключении я хочу сказать: когда берёшь на воспитание кошку, надо помнить, что ты до конца жизни своего питомца за него в ответе. Несмотря ни на что, кошки маленькие и беззащитные, по отношению к людям. Любите и берегите их! Спасибо участникам нашей программы за подготовку , выступления, составленные рассказы о жизни домашних животных .
До свидания! До новых встреч в эфире (слайд 11).