Одной из составляющих подготовки современного информационно-культурного человека является формирование грамотного пользователя персонального компьютера.
Появление компьютеров нового поколения в школе приводит к идее использования их не только на уроках информатики, но и при проведении интегрированных уроков: математики и информатики; литературы и информатики; географии и информатики; физики и информатики.
На уроках информатики учащиеся 8 – ых классов изучают пакет Microsoft Office (Word, PowerPoint). Полученные детьми знания и умения нужны для применения в различных областях.
С другой стороны они являются лишь инструментарием, для которого необходимо конкретное применение.
Известно, что существует проблема падения интереса школьников к получению фундаментальных знаний в области естественных наук. Использование компьютерных технологий вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, позволяет сблизить сферу образования с окружающим миром.
Все это приводит к интеграции информатики в рамках школы с другими школьными предметами.
Мы изучили возможности применения текстового редактора Microsoft Word и PowerPoint для выполнения заданий по географии в 8 классе.
Итоговые работы были представлены на интегрированном уроке географии и информатики «Рекреационные ресурсы».
Интегрированный урок представляет собой деловую игру.
Деловые игры – это форма активного обучения. Они решают целый ряд задач: игровых, дидактических и воспитательных.
Каждая игра конструируется исходя из
• целей;
• текущей ситуации;
• желаемого результата.
Деловые игры позволяют
• определять новые подходы к решению задач;
• принять правильное решение по проблемному вопросу;
• вовлечь детей в творческий процесс.
Естественно-научные дисциплины, к которым относится и география, предполагает такую форму деятельности как, например, моделирование.
Мы по привычке называем это проектной деятельностью.
Цикл таких исследований уроков можно представить в виде следующей цепочки:
Интегрированный урок географии и информатики
Турагенство «Россия»
Действующие лица:
1. директор агентства
2. начальники отдела
3. оценочная рекламная комиссия.
4. остальные участники являются сотрудниками агентства.
В классе по желанию учеников распределяются роли. Предварительно всем отделам дается одинаковое задание: создать рекламный проект по определенной теме (материка, государства) и представить его на «суд» оценочной комиссии.
Каждый отдел обязан при рекламировании использовать ИКТ, в дополнение можно привлечь варианты художественного исполнения (песни, стихи и т.д.)
Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса.
Комиссия в своей деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются классу:
- соответствие рекламного проекта предложенной теме
- оригинальность представления
- разнообразность
- логичность
- содержательное раскрытие проекта
- временной параметр (3 мин)
Интегрированный урок география + информатики в 8 классе.
Тема: «Рекреационные ресурсы России» (2-ой урок)
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-игра
Задачи:
- развивать умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его и защищать.
- видеть практическую реализацию изученного материала
- развивать умение работать с информационными и коммуникационными технологиями.
Ход урока:
1. Звучит музыка и песня о России. (приложение 1)
Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые церковные звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.
Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем.
Сегодня мы поближе познакомимся с историческими памятниками нашей Родины.
Итак, открываем урок – игру «Рекреационные ресурсы России »
2. Выходит директор агентства. Включает громкую связь. Звучит объявление – Начальникам отделов срочно зайти к администрации на совещание.
Собираются начальники отделов.
Директор: Уважаемые, коллеги, к нам обратилась одна из школ. К ним приезжают немецкие школьники, которые обучаются в специализированной русской школе.
Цель поездки: изучение русского языка и русской культуры.
Нам предложено подготовить виртуальное путешествие по рекреационным ресурсам России.
Нам необходимо вспомнить рекреационные ресурсы, и какие виды рекреационных ресурсов бывают.
(показывает слайд, на котором изображена схема 1) (Приложение 1)
- Какую выбираем направленность? «Историко – архитектурные ресурсы». Обоснуйте.
Выбираем направления
1. Москва – центр мировых религий
2. Соловецкие острова, Валаам
3. Нилова пустынь
4. Нижний Новгород
- Приступаем к выполнению данного проекта.
Учащиеся рассаживаются за компьютеры по группам. Материал по направлениям готовится заранее (фотографии, исторические сведения. музыка и т.д.)
Работа выполняется в Power Point.
После выполнения работы начальник каждого отдела защищает свой проект. Один из примеров приведен в Приложении2. На защиту отводится не более 3 минут.
Заключение
Просмотрев все проекты, рекламная комиссия решила: предоставить все проекты для виртуального путешествия, т.к.
- все они отвечают необходимым требованиям
- способствуют воспитанию природо-культуроохранительного сознания
- создает основу для воспитания патриотизма
В заключении хотелось бы прочитать стихи К. Бальмонта
Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего.
Приложение :
Презентация г. Нижний Новгород