Интегрированный урок по географии и информатике в 8-м классе по теме "Рекреационные ресурсы России"

Разделы: География


Одной из составляющих подготовки современного информационно-культурного человека является формирование грамотного пользователя персонального компьютера.

Появление компьютеров нового поколения в школе приводит к идее использования их не только на уроках информатики, но и при проведении интегрированных уроков: математики и информатики; литературы и информатики; географии и информатики; физики и информатики.

На уроках информатики учащиеся 8 – ых классов изучают пакет Microsoft Office (Word, PowerPoint). Полученные детьми знания и умения нужны для применения в различных областях.

С другой стороны они являются лишь инструментарием, для которого необходимо конкретное применение.

Известно, что существует проблема падения интереса школьников к получению фундаментальных знаний в области естественных наук. Использование компьютерных технологий вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, позволяет сблизить сферу образования с окружающим миром.

Все это приводит к интеграции информатики в рамках школы с другими школьными предметами.

Мы изучили возможности применения текстового редактора Microsoft Word и PowerPoint для выполнения заданий по географии в 8 классе.

Итоговые работы были представлены на интегрированном уроке географии и информатики «Рекреационные ресурсы».

Интегрированный урок представляет собой деловую игру.

Деловые игры – это форма активного обучения. Они решают целый ряд задач: игровых, дидактических и воспитательных.

Каждая игра конструируется исходя из

• целей;
• текущей ситуации;
• желаемого результата.

Деловые игры позволяют

• определять новые подходы к решению задач;
• принять правильное решение по проблемному вопросу;
• вовлечь детей в творческий процесс.

Естественно-научные дисциплины, к которым относится и география, предполагает такую форму деятельности как, например, моделирование.

Мы по привычке называем это проектной деятельностью.

Цикл таких исследований уроков можно представить в виде следующей цепочки:

 

Интегрированный урок географии и информатики

Турагенство «Россия»

Действующие лица:

1. директор агентства
2. начальники отдела
3. оценочная рекламная комиссия.
4. остальные участники являются сотрудниками агентства.

В классе по желанию учеников распределяются роли. Предварительно всем отделам дается одинаковое задание: создать рекламный проект по определенной теме (материка, государства) и представить его на «суд» оценочной комиссии.

Каждый отдел обязан при рекламировании использовать ИКТ, в дополнение можно привлечь варианты художественного исполнения (песни, стихи и т.д.)

Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса.

Комиссия в своей деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются классу:

  • соответствие рекламного проекта предложенной теме
  • оригинальность представления
  • разнообразность
  • логичность
  • содержательное раскрытие проекта
  • временной параметр (3 мин)

Интегрированный урок география + информатики в 8 классе.

Тема: «Рекреационные ресурсы России» (2-ой урок)

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: урок-игра

Задачи:

  1. развивать умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его и защищать.
  2. видеть практическую реализацию изученного материала
  3. развивать умение работать с информационными и коммуникационными технологиями.

Ход урока:

1. Звучит музыка и песня о России. (приложение 1)

Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые церковные звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем.

Сегодня мы поближе познакомимся с историческими памятниками нашей Родины.

Итак, открываем урок – игру «Рекреационные ресурсы России »

2. Выходит директор агентства. Включает громкую связь. Звучит объявление – Начальникам отделов срочно зайти к администрации на совещание.

Собираются начальники отделов.

Директор: Уважаемые, коллеги, к нам обратилась одна из школ. К ним приезжают немецкие школьники, которые обучаются в специализированной русской школе.

Цель поездки: изучение русского языка и русской культуры.

Нам предложено подготовить виртуальное путешествие по рекреационным ресурсам России.

Нам необходимо вспомнить рекреационные ресурсы, и какие виды рекреационных ресурсов бывают.
(показывает слайд, на котором изображена схема 1) (Приложение 1)


- Какую выбираем направленность? «Историко – архитектурные ресурсы». Обоснуйте.

Выбираем направления

1. Москва – центр мировых религий
2. Соловецкие острова, Валаам
3. Нилова пустынь
4. Нижний Новгород

- Приступаем к выполнению данного проекта.

Учащиеся рассаживаются за компьютеры по группам. Материал по направлениям готовится заранее (фотографии, исторические сведения. музыка и т.д.)

Работа выполняется в Power Point.

После выполнения работы начальник каждого отдела защищает свой проект. Один из примеров приведен в Приложении2. На защиту отводится не более 3 минут.

Заключение

Просмотрев все проекты, рекламная комиссия решила: предоставить все проекты для виртуального путешествия, т.к.

  1. все они отвечают необходимым требованиям
  2. способствуют воспитанию природо-культуроохранительного сознания
  3. создает основу для воспитания патриотизма

В заключении хотелось бы прочитать стихи К. Бальмонта

Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего.

 

Приложение :

Рекреационные ресурсы России

Презентация г. Нижний Новгород