Цель:
Закрепить понятие преобразующей силы музыки на музыке немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.
Задачи урока:
- обобщение и закрепление знаний учащихся по
теме четверти “Преобразующая сила музыки”;
- воспитание чувства патриотизма и любви к
Родине;
- развитие слушательской культуры и
эстетического вкуса.
Методическая литература:
Программа “Музыка” под руководством Д.Б. Кабалевского 1–8 класс.
Методическое пособие “Музыка в 4–7 классах” Т.А. Бейдер.
Оборудование:
Мультимедийная система.
Презентация. Видеофрагмент из фильма “Титаник”.
План урока
Вход под музыку “Вальса” Жак Брель. Музыкальное приветствие.
Беседа с учащимися о теме четверти.
У. А почему музыка
воздействует на нас и нас преображает?
Д. Композиторы писали для
людей и передавали свои чувства и мысли.
У. Мы с вами слушаем музыку и стараемся
понять, что хотел передать нам композитор, что
сказать.
У. Вы сейчас услышите музыкальные
произведения. Как эта музыка на вас
воздействовала и почему?
Слайд № 2 (Матушка…р.н.п.)
У. Как называется произведение?
У. Кто исполняет песню?
У. Что вы почувствовали?
Слайд № 3 (Вальс. Жак Брель)
У. Что мы услышали?
У. Какое настроение появилось у вас во
время звучания произведения?
У. Какое музыкальное качество,
используемое композитором помогает создать
приподнятое настроение?
У. Какой можем сделать вывод?
Д. Музыка влияет на наше настроение.
Слайд № 4 (И.С. Бах. Органная фуга)
У. Какой инструмент прозвучал?
У. Как называется произведение?
У. Что можете рассказать о музыке?
У. Какой можем сделать вывод?
Д. Музыка Баха и сейчас оказывает на
человека огромное влияние. Бах стремился своей
музыкой поднять, возвысить, облагородить
человека, сделать его свободным и смелым.
Слайд № 5 (П.И. Чайковский. Шестая симфония)
У. Назовите композитора и
произведение.
У. Какими качествами привлекает нас вся
музыка Чайковского?
Д. Задушевностью и теплотой.
У. Какой можем сделать вывод?
Д. Музыка Чайковского делает человека
лучше, мягче, сердечнее, отзывчивее к чужим
радостям и горестям.
У. П.И. Чайковский говорил: “Я желал бы
всеми силами своей души, чтобы музыка моя
распространялась, чтобы увеличивалось число
людей, любящих ее, находящих в ней утешение и
подпору”
Слайд № 6 (С.С. Прокофьев. Опера “Повесть о настоящем человеке”)
У. Что услышали?
У. Какую русскую народную песню
использовал композитор в своем творчестве?
У. Расскажите о содержании оперы.
У. Какой сделаем вывод.
Д. Музыка утешает в горестях,
страданиях, влияет на характер, волю человека.
Слайд № 7 (Микис Теодоракис. На побережье тайном)
У. Кто вспомнил композитора?
Д. Микис Теодоракис.
У. Когда в 1967 году в Греции произошёл фашистский переворот, лучшие люди Греции встали на защиту своей родины. В первых рядах бойцов – антифашистов был музыкант- композитор Микис Теодоракис. Он видит величайшую силу искусства в том, что: “оно может в мгновение ока слить воедино разум и чувства тысяч и тысяч людей, поднимающихся на борьбу за свободу и справедливость”.
У. Что чувствовал, что переживал автор,
когда создавал эту музыку?
Д. Мечтал о счастливой, спокойной жизни,
испытывал глубокую любовь к родной земле, её
людям, желал им свободы.
У. Эта мысль отражена и в характере
произведения. А каков он?
Д. Плавный, спокойный, танцевально –
песенный, пластичный, народный.
У. Могла бы такая музыка говорить о
зависти, высокомерии, о злобе, раздражении, о лжи,
ненависти?
Д. Нет.
У. Тогда скажите мне, о чём же?
Д. О добром.
Слайд № 8 (Юлиус Фучик)
У. Микис Теодоракис – его оружием была песня, а у чешского писателя, журналиста Юлиуса Фучика оружием в борьбе было слово.
В 1941 г. когда фашисты захватили Чехословакию, он был руководителем подпольной печати. В 1942 г. был схвачен и посажен в тюрьмУ. Там он пишет свой “Репортаж с петлей на шее”, известный всему мирУ.
Узнав о том, что он приговорен к смертной казни, пишет родным свое последнее письмо. И кончается оно такими словами: “Верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живет во мне и ежедневно проявляется мотивом из Бетховена”
Наиграть мотив.
У. “Так судьба стучится в дверь”, сказал Бетховен о своей музыке.
У. А какая судьба была у композитора? Почему его называют героическим композитором? Почему узники тюрьмы обращались к музыке Бетховена? Может сама музыка поможет ответить нам на эти вопросы.
Слушаем 1 часть Пятой симфонии Бетховена.
У. Почему узники тюрьмы обращались к
музыке Бетховена?
Д. Передал мужественный, героический
образ человека, противостоящего ударам судьбы.
У. Как звучала музыка?
У. Жизнь Бетховена- это- непрерывная
цепь печальных событий, тревог, страданий.
У. Рассказ о творчестве Людвига Ван Бетховена.
У. Что еще знаете о жизни композитора?
Д. Трагедия в жизни композитора – это
его глухота.
У. “Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой, - писал композитор друзьям. – Только оно, искусство, меня удержало”. “Судьба! Я схвачу тебя за глотку, совсем согнуть тебе меня не удастся!” - эти слова стали девизом его жизни.
У. Кабалевский называл Бетховена
“героическим композитором”, почему?
Д. Композитор всю жизнь боролся с
нуждой, болезнями, несправедливостью.
У. Какую роль музыка сыграла в его жизни?
Д. Музыка поддерживала в трудную минуту,
предотвратила самоубийство, помогла найти выход
из кризиса.
У. Какой же вывод можно сделать, изучая
жизнь Бетховена?
Д. Никогда нельзя сдаваться, опускать
руки, нужно бороться за свою жизнь, своё счастье.
У. Да, ребята, жизнь – величайшая
ценность, данная человеку, и всегда в жизни
человека есть что-то, что способно спасти его от
сумасшествия и гибели.
У. Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода “Титаник”. В открытом море “Титаник” наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг и затонул.
В первые же минуты после катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находящихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…
Как вы думаете, что?
Д. Музыку Бетховена.
Просмотр фрагмента фильма “Титаник”. Звучит фрагмент из симфонии № 3.
У. Они играли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный “Титаник” погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
У. Почему для своего последнего в
жизни концерта музыканты выбрали музыку именно
Бетховена?
Д. Музыка Бетховена закаляет сердца,
вселяет стойкость и бесстрашие, оказывает
поддержку в трагическую минуту жизни, входит
в жизнь, утешает в горести, страданиях,
сопровождает в победах…
У. Миллионы людей испытали на себе эту способность.
Привести примеры из жизни.
У. Я храню высказывания ребят разных лет о возвышающей силе бетховенской музыки.
Зачитываются высказывания ребят.
У. Но не только в тяжелые минуты жизни
музыка Бетховена бывает нужна человекУ.
В минуты радости тоже.
У. Где в наше время может звучать
героическая музыка?
Д. На праздниках.
У. Какое событие отмечается в конце
октября в нашем городе?
Д. 64-годовщина разгрома
немецко-фашистских войск в Заполярье.
У. Какую бы вы песню исполнили на
празднике?
Учащиеся называют песни.
Исполнение песен.
У. Спасибо за внимание!
Выход из класса.